В стенах Краевой клинической психиатрической больницы во Владивостоке на улице Шепеткова сейчас лечат 350 человек. Только 30% из них в среднем возвращаются к обычной жизни в обществе. Большая часть таких пациентов после забывает о самостоятельном лечении и не контролируется родственниками. В таком случае есть шанс попасть в лечебницу снова: а здесь телефоны нужно обязательно сдавать, в общем душе ждут тараканы, а в комнате будет больше десяти соседей и всего около двух квадратных метров личного пространства. По статистике, четверть населения Земли имеет психические отклонения разной степени, а душевнобольных приходится лечить столько, сколько они болеют: нужен это месяц или год терапии. Не каждый представляет себе реальные условия содержания душевнобольных — ИА PrimaMedia покажет и расскажет отличается ли реальная картина от книг и фильмов.
Краевую клиническую психиатрическую больницу посетили СМИ Приморья. "Сюда пускают только сумасшедших и журналистов", — переговаривались представители медиа у входа в четырехэтажное здание из двух блоков.
Больница была построена как военный госпиталь в 1941 году. Предыдущий капитальный ремонт был в далеком 2012 году. Условия жизни больных стараются сделать комфортнее с 2015 года, а с прошлого года на реставрацию решили выделить 50 миллионов краевого бюджета: 40 из них — на ремонт палат, 10 — на фасад и крыши. По этой программе к 2024 году должны провести ремонт всех отделений — двух мужских и двух женских с одинаковым соотношением пациентов. Сейчас сотрудники используют внебюджетные средства, сами заделывают внешние трещины на здании смесью бетона и клея, занимаются уборкой территории, реставрацией гаража, разрисовыванием стен.

Врачи рассказали о ситуации в больнице. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Есть госзадание — объем работы, которую должны выполнить учреждения. Мы лечим больных и принимаем их в диспансерном отделении, оказываем лечебную помощь абсолютно бесплатно. Пациенты не платят ни копейки. А внебюджетные средства — это то, что не предусмотрено государством и идет за счет граждан (психиатрическое освидетельствование, справки, госслужба). До 2015 года внебюджет составлял 32 миллиона в год. За счет дополнительных новых исследований, новых услуг мы подняли его до 90 миллионов. У нас два маляра, своя бригада — закупаем стройматериалы и ремонтируем больницу за счет этих внебюджетных средств. Рабочие намного дешевле, чем нанимать компанию, которая будет делать то же самое, но за сумму больше. Еще помогают спонсоры из банка — раз в год оказывают помощь", — уточнил главврач Максим Артамонов.
В штате находится 400 человек, из них более 60% работает во Владивостоке, а остальная часть — в клинической психиатрической больнице Находки. Только 70 сотрудников являются врачами. Студентов берут работать санитарами. Сотрудники участвуют в благоустройстве больницы. Так, стена на территории для прогулок пациентов была разрисована работниками лечебницы, их семьями, добровольцами и самими пациентами в 2015–2017 годах. В праздничные дни на улице для больницы организовываются концерты с местными музыкантами-волонтерами, накрывается стол с пиццей и чаем.
На одного человека в больнице приходится около 2,5 квадратных метров (из положенных шести). Однако это расчет площади только для лечебных палат, где пациенты спят. Общая же площадь помещения больницы — 3755 квадратных метров, из них только 800 метров занимают палаты. В остальном пространстве, в коридорах, пациенты гуляют, смотрят телевизор, играют с местным рыжим котом Фунтиком. Для психологической разгрузки пациентов проходят неоплачиваемые для докторов факультативные занятия по арт-терапии, среди больных много творческих людей и тех, кто хочет трудиться и помогать в ремонте, но места для этого не выделено, поэтому выбора активностей у местных не так много.

Кот Фунтик — местный любимец. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
У пациентов-мужчин чаще диагностируется нарушение мышления, у женщин — эмоциональные нарушения. Больные, которым назначили принудительное лечение за совершение преступлений, содержатся отдельно. На окнах установлены решетки. На протяжении суток отдельные сотрудники наблюдают за видеокамерами.
"Психиатрическая больница — закрытое заведение, слухи циркулируют всегда. Года три назад говорили, что у нас в больнице почетного преподавателя привязывали к батарее, обливали холодной водой. Но это страшилки, байки. После осмотра нам сказали, что таких чистых отделений в других больницах не видели. Больные накормлены, переодеты, вымыты. Наша больница отличается условиями от обычных. Это не пятизвёздочный санаторий — это лечебное учреждение, где больные получают терапию для возвращения в общество. Душевнобольного нужно лечить столько, сколько он болеет: год болеет — год и лечить. Если хотите красиво полежать — это в одном месте, если хотите, чтобы вас быстро поставили на ноги — это к нам. У нас не условия, а лечение", — пояснил Максим Артамонов.
Обычно больные лечатся здесь от двух до трех месяцев, некоторые — годами. Возраст пациентов от 15 лет. Местное учреждение подходит только для клинического лечения. Для неизлечимых есть особое отделение в селе Заречное.
"У нас 500 коек и 350 больных. Новая больница не нужна. Если у пациента нет ремиссии, то его отправляют в Заречное и затем в интернат", — объяснила пресс-секретарь краевого Минздрава Светлана Дмитриченко.

Благодарственные письма за участие во Всероссийском конкурсе. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Со слов главврача Краевой клинической психиатрической больницы, после визита в это лечебное учреждение директор научного исследовательского института психиатрии Светлана Шпорт назвала их лекарственное обеспечение лучшим в стране. Как только начались разговоры о санкциях, в больнице закупились всеми необходимыми медикаментами. Местные врачи получают самые современные сведения, обучаясь в Москве и в Санкт-Петербурге. Здесь располагается кафедра психиатрии, работают кандидаты медицинских наук. Усовершенствование идет не только с материальной стороны, но и с интеллектуальной.
"Наша больница разработала методики прохождения обязательного экспериментального психологического исследования для получения допуска к оружию в 2017 году. Эти наработки привели к тиражированию опыта по всей России. Однако те, кто получил оружие, заново проходит проверку только через пять лет. Это катастрофа. За пять лет можно и заболеть трижды", — делится Максим Артамонов.
За последние годы внутри больницы никто серьезно не болел COVID-19. Работники и пациенты используют средства индивидуальной защиты и дезинфекции. В каждой палате установлены рециркуляторы воздуха. В особо заселенных и душных помещениях есть кондиционеры.
В подвальном помещении размещается помещение общей душевой. Пять раз в неделю, кроме выходных, здесь по очереди моются пациенты с разных отделений больницы. Там же через день меняется грязное белье — для этого приезжает служба прачечной. В подвале спокойно ползают тараканы, но сами больные ни на что не жалуются — спокойно говорят, что лечение хорошее, трехразовое питание нравится. Вдобавок каждый день готовится полдник и диетическое меню. Санитары добавляют, что буйных пациентов нет. При поступлении пациента тестируют в течение 3–4 дней.
"Мы проводим биохимический анализ. Берем анализы при поступлении к нам больного, это помогает при установлении диагноза. В процессе лечения анализы берутся у пациентов для промежуточной проверки здоровья", — говорит работница исследовательской лаборатории внутри больницы Галина Шишлонова.
Негативные высказывания в интернете о больнице для душевнобольных появляются каждый сезон, а слухи разрастаются по району и городу. Пользователи шутят в отзывах о лечебнице, что это место обязательно для посещения вдали от городской суеты. Кто-то рассказывает о недосмотре за родными. На это главврачу Максиму Артамонову есть что ответить.
"Не верю в рассказы родственников пациентов — они, как правило, такие же, как и пациенты. Это генетика. Они иногда такого понарассказывают, что вы ужаснетесь. Жалобы я уже перестал читать", — сетует он.

Главврач рассказывает о ремонте больницы. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Нередко в больницу попадают люди с депрессией и суицидальными наклонностями, здесь лечат от шизофрении и прописывают амбулаторное лечение после выхода из стен лечебницы. Кроме того, тут проходят проверки сотрудников компаний и призывников на вменяемость. Первоочередной целью сотрудники больницы назвали качество лечения и комфорт больных, поэтому ремонт не останавливают. Сейчас местные работники строят лестницу над мужским отделением, красят стены, меняют полы в душе. Если помимо собственных усилий сотрудников, больница получит обещанное финансирование и помощь, то к 2024 году фасад зданий и тесные комнаты пациентов в отделениях улучшатся, обещают там.














