Во Владивостоке пешехода сбила машина, когда он переходил дорогу в центре города
13:23
"Ой, они, вот они прям!": приморские рыбаки встретили стаю дельфинов возле острова Русский
12:20
Капитальный ремонт участка теплотрассы на Русской во Владивостоке близится к завершению
11:46
Трагедия в Артеме: страшное ДТП унесло жизнь человека
11:03
Во Владивостоке почти на весь сентябрь перекроют проезд по улице Фонвизина
10:45
"Кисуля! Кыс-кыс-кыс": леопарда заметили на трассе в Уссурийском округе
10:31
Дожди ворвутся в Приморье – синоптики назвали даты
10:01
На 50 обучающихся - 350 млн рублей в год: Чекунков назвал один из дорогих проектов ДФО
10:00
До 30 градусов жары: завершение первой осенней недели в Приморье будет по-летнему теплым
09:32
Топ самых частых ошибок при сдаче на права: на этих "глупостях" срезаются многие
07:11
Дальний Восток 8 сентября. Родился Константин Николаевич Грибский
07:00
Ваш IQ ниже 50, если не ответите на эти 8 простых вопросов – ТЕСТ
06:00
Метод 2-2-2 для быстрого сброса кило - эффект уже через 3 недели
05:00
Нереально "облачные" булочки получаются вкуснее, чем у бабушки - рецепт на скорую руку
04:40
Домашний сироп для быстрого укрепления иммунитета – по 2 ложки в день
04:20
Новый председатель Национального собрания Вьетнама посетит Россию 7 сентября, 16:10
Авиакомпания "Аврора" ждёт новейшие российские самолёты 7 сентября, 15:08
От Кипра до Малайзии: представители каких стран посетили ВЭФ-2024 7 сентября, 13:40
Новая платформа от Wildberries и Группы Russ поможет продвигать малые бренды России в Азии 7 сентября, 09:40
Сергей Шишкарёв: На внешних рынках российские компании должны действовать вместе 7 сентября, 09:00
ВЭФ-2024: перспективы развития российских цифровых платформ 6 сентября, 20:44
Глава ВТБ Андрей Костин: "Снижение ключевой ставки возможно не раньше середины 2025 года" 6 сентября, 20:19
Игорь Сечин и врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин провели рабочую встречу 6 сентября, 20:02
На ВЭФ-2024 объявили о запуске программы обучения для экспортеров в Китай 6 сентября, 18:00
Банк "Открытие": онлайн-переход в ВТБ для розничных клиентов завершится в декабре 6 сентября, 17:40
ВТБ видит перспективы в цифровых валютах и децентрализованных платежных системах 6 сентября, 17:29
На ВЭФ-2024 обсудили цифровое развитие региона 6 сентября, 17:25
Сбербанк и группа "Самолет" будут создавать цифровые сервисы для жителей ДФО 6 сентября, 16:47
ВТБ Шанхай запустил услугу по удаленному открытию счетов для китайских компаний 6 сентября, 16:30
Статистическая слепота как причина изобретения "финансовой продразверстки" для рыбаков 6 сентября, 15:00

Вместо сквера зелёная кровля: новую норму озеленения введут для застройщиков Владивостока

В правила благоустройства города внесут важные изменения
7 июня 2022, 17:40 Общество
Тематическое фото Администрация Владивостока
Тематическое фото
Фото: Администрация Владивостока

Застройщикам Владивостока разрешат использовать часть стилобата здания, чтобы выполнить норму озеленения. Такое решение принято 7 июня в результате общественных слушаний по проекту изменений в правила благоустройства города. Как это отразится на современной застройке, и не создают ли изменения в муниципальный правовой акт почву для злоупотреблений, ИА PrimaMedia обсудило с экспертами.

Во Владивостоке завершились слушания по проекту изменений в "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа". Проект одобрили 52 участника общественных обсуждений и семь выступили против.

Корректировки касаются крышного, вертикального и стилобатного озеленения. В том числе МПА подразумевает, что "стационарное стилобатное озеленение может включаться в показатель территории зеленых насаждений при подсчете баланса территории участка проектируемого объекта и осуществляется в размере не более 50 % минимального процента озеленения, установленного Правилами".

Этот момент больше всего насторожил горожан. Фактически застройщик сможет оставить меньше зелёных насаждений, естественно растущих на придомовой территории, обязавшись разбить клумбы на стилобате. Во Владивостоке уже был подобный опыт с крышным озеленением. По словам экспертов, ни к чему хорошему он ни привёл. Заявленные посадки на крышах вскоре умирали из-за особенностей местного климата и отсутствия должного ухода.

Однако на этот раз эксперты более лояльны в своих оценках. Член градостроительного совета в администрации Владивостока, заместитель председателя Приморского отделения Союза архитекторов России Андрей Борняков считает, что "бояться совершенно нечего". В отличие от озеленения крыш, которое, по его словам, утопия во Владивостоке, кровля стилобата — совсем другое дело.

"Я поддерживаю эти изменения, потому что они будут стимулировать застройщиков максимально озеленять кровли стилобатов. Да, само по себе это дороже, чем просто закатать всё в брусчатку. Но благодаря нововведениям застройщик сможет компенсировать свои расходы. А жители получат благоустроенную, зелёную и красивую кровлю стилобата. Так что в данном случае выигрывают и строители, и горожане", — говорит Андрей Борняков. 

Как объясняет собеседник, стилобат — это входная группа на уровне визуальной досягаемости, откуда жильцы попадают в свои квартиры. И совершенно логично учитывать озеленение кровли при проектировании.

"Там можно разместить любой грунт, траву, цветы, мелкие насаждения — вплоть до крупных насаждений, которые произрастают в нашем климате, при правильном подходе. Таких примеров много в европейской части России. Есть они и во Владивостоке. Допустим, эксплуатируемая кровля стилобата с  зелеными насаждения ЖК "Аквамарин", где растут ели. Не надо рассыпать грунт по всей территории — вы просто парапетами поднимаете место, где планируется озеленение, насыпаете туда полтора-два метра грунта, и плоская изначально кровля смотрится уже как холмистый ландшафт. Я считаю, это очень хорошая норма, которая позволит застройщикам заниматься благоустройством на качественно новом уровне", — комментирует Андрей Борняков.

Виталия Сулимовская
Виталия Сулимовская

генеральный директор компании "Viola bay", спикер Дальневосточного МедиаСаммита-2022

Автор фото: предоставлено В. Сулимовской

Сегодня практически каждый городской проект предусматривает благоустройство стилобатной части. Учитывая проблемы с парковками, застройщики планируют подземные паркинги, и, соответственно, находят применение эксплуатируемой кровле над ними. Часто там тоже делают автостоянку. Озеленение на стилобате, безусловно, более затратный вариант и обходится дороже, чем зелёные насаждения в естественных условиях. Потребуются дополнительные технологии, включая более сложную систему водоотведения. Но лично я – двумя руками за такой подход.

Отметим, что кровля стилобата — не кровля крыши. Она представляет собой широкую часть основания здания под открытым небом, где обычно размещаются парковки и офисные помещения. Такое основание может достигать в высоту четырёх и более этажей в зависимости от рельефа, но обычно ограничивается двумя этажами, позволяя жильцам из подземного паркинга подняться на свой этаж в лифте. Таким образом, застройщик может облагородить бетонную площадку красивыми клумбами с подсветкой и тем самым выполнить половину нормы озеленения. Другой вопрос, что норматив по естественным насаждениям вокруг дома уменьшится для него на 50%. 

"Это достаточно справедливо. К тому же я знаю много примеров, когда, допустим, действующие нормы озеленения не позволяют разместить на земле площадку для мусора — не хватает буквально каких-то 30 метров. А с учётом зелёных насаждений на стилобате эта проблема отпадает", — говорит Андрей Борняков.

Ухаживать за растительностью на кровле должна управляющая компания или ТСЖ. По словам директора Ботанического сада Владивостока Павла Крестова, это может стоить недешево собственникам жилья. Да и сам уход должен быть правильным.

"На мой взгляд, такое озеленение будет очень дорогим в условиях климата Владивостоке. Есть риски, что растения не приживутся", — отмечает он.

Зато Павел Крестов поддерживает вертикальное озеленение, которое, как и крышное, согласно МПА "не включается в показатель территории зелёных насаждений при подсчете баланса территории участка проектируемого объекта". Увитые зелёным ковром стены зданий, по его словам, вполне возможны во Владивостоке.

"Технически это можно сделать благодаря наличию некоторых лиан, которые способны покрывать стены здания, используя почвенные ресурсы вокруг него. На мой взгляд, лучший выбор здесь — местный Девичий виноград триострённый. Он прекрасно выносит наши климатические условия, хорошо прилегает к бетонным и кирпичным стенам, не нанося им вреда. Можно отметить так же Девичий виноград пятилисточковый и Древогубец, но эти лианы имеют свои нюансы. Для вьющегося пятилисточкового винограда нужны специальные конструкции, по которым он сможет виться. А лианы древогубца, достигая определённого размера, способны гнуть металлические конструкции, так что здесь важен профессиональный уход. Но в целом я за лиановое озеленение", — говорит Павел Крестов.

Что касается растительности на крышах и внепочвенного озеленения в целом, директор ботанического сада его не приветствует.

"Даже в арктической зоне можно сделать зелёную крышу, но это будет невыносимо дорого и неэффективно", — акцентирует эксперт. 

Отметим, с результатами общественных обсуждений можно ознакомиться на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru 

Виталий Гречанюк
Виталий Гречанюк

Председатель ТОС "Патрокл-Сочинская", член Общественной палаты Приморского края

Мы все любим Владивосток за наш уникальный рельеф - море и сопки. Но в практической плоскости эти особенности могут создавать проблемы, и чтобы они были нашими преимуществами, а не изъянами, принимаются такие нормы. Посмотрите на любое здание рядом с подпорной стенкой или косогором. Это то, с чем человек не взаимодействует. На косогоре особо не поиграешь. Угрюмую подпорную стенку можно только созерцать. Поэтому в современном строительстве предлагается использовать стилобат, где обычно находится подземный или полуподземный паркинг.

Есть много примеров, когда на крыше стилобата делают спортивные сооружения и детские площадки. Один из них – ЖК "Меридианы Патрокла II". И если строители научились создавать подобные общественные пространства, что мешает перейти к озеленению на новом уровне? Конечно, такое благоустройство должно вписываться в рельеф. Нужны определённые технологии и грамотный подход. Архитекторы, проектировщики должны взаимодействовать с теми, кто профессионально занимается озеленением, чтобы растения не умерли через год.

Граждане демонизируют подобные попытки, потому что это может способствовать пресловутой точечной застройке. Но точечная застройка - не зло, и само по себе уплотнение городской среды не есть плохо.

Безусловно, каждый конкретный объект необходимо рассматривать с точки зрения того, как он влияет на соседние объекты. Перегибов, когда во дворе из четырёх пятиэтажек вырастает 25-этажный дом, быть не должно. Но если вы откроете карту "Яндекса", то увидите, сколько в городе пустых мест – в основном нефункциональных косогоров. Чтобы они были функциональны, используется точечная застройка. А чтобы сделать полноценной точечную застройку, нужны такие вещи, как озеленение на стилобате.