Единственный на Дальнем Востоке автомобильный завод ждёт переформатирование после выхода основателя "Соллерса" Вадима Швецова из автомобильного бизнеса. Не исключено, что сборка японских автомобилей Mazda во Владивостоке, остановленная на фоне проблем с логистикой, так и не возобновится. Но ждать замену японского капитала китайским тоже не стоит — местный рынок опять во власти "правого руля", а льготные режимы иностранным автопроизводителям дают все промышленно развитие регионы (иногда условия лучше, чем в Свободном порте), так что Chery и ему подобные могут смело уходить в Москву.
РФ и обе Кореи, несмотря на санкционный фон, готовы возобновить диалог по перезапуску проекта транспортно-логистического проекта "Хасан-Раджин", но ожидать "вау-эффекта" для экономики Приморья не стоит. Речь идёт скорее о политических играх. Куда больше пользы будет от строительства новой Артемовской ТЭЦ-2, работу по проектированию которой продолжают энергетики.
Теперь надо решить, где взять качественное оборудование для станции, которая будет работать на газе, в условиях санкционных ограничений. Кстати, в качестве основного генерирующего оборудования на мини-ТЭЦ острова Русского используется продукция японской Kawasaki. Об этом и другом важном — в еженедельном экономическом обзоре ИА PrimaMedia.
Автозавод "Соллерс" во Владивостоке остался без своего создателя
Новость о том, что Вадим Швецов передал контроль в созданной им автомобилестроительной группе "Соллерс" топ-менеджменту сразу же вызвала волну слухов на тему переформатирования бизнеса. Власти Приморья ждут чёткого ответа — удастся ли новым собственникам реанимировать временно поставленное на паузу совместное производство с японским автоконцерном Mazda или показательный инвестпроект прикажет долго жить, как в свое время произошло с крупноузловой сборкой во Владивостоке южнокорейских внедорожников SsangYong и японских внедорожников Toyota Land Cruiser Prado (почившее в бозе российско-японское СП "Соллерс-Бусан").
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, ООО "Соллерс Груп" (100% капитала принадлежит Вадиму Швецову), владевшее ранее 76,7% акций ПАО "Соллерс Авто", продало принадлежащий ей пакет акций новому владельцу — ООО "Альтер Инвест" (Химки, Московская область). "Изменение акционерной структуры компании произошло в результате сделки management buy out, в рамках которой акционерами "Соллерс Авто" становятся ключевые топ-менеджеры холдинга", — пояснили в пресс-службе.
По данным ЕГРЮЛ, 39,5% "Альтер инвест" принадлежат главе УАЗа и "Соллерс Форд" Адилю Ширинову, 35,5% — гендиректору "Соллерс Авто" и "Соллерс Груп" Николаю Соболеву, 20% — заместителя гендиректора "Соллерс Авто" Зое Каика, 5% — заместителю гендиректора по правовым вопросам "Соллерс Авто" Виктору Хвесеня.
Основной актив "Соллерс Авто" — "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ), дальнейшее развитие которого связывали с китайским автоконцерном Chery. Правда, было это еще до февраля текущего года.
Во Владивостоке у "Соллерс авто" есть СП с японским автоконцерном Mazda, но на данный момент сборка автомобилей остановлена на неопределённый срок. По официальной версии, из-за проблем с комплектующими. Также у СП есть производство автодвигателей Mazda в ТОР "Надеждинская", ориентированное на экспорт продукции в Японию.
Партнером российского бизнесмена выступает японская компания Arai Shoji Co. Ltd
Вадим Швецов постепенно снижал вовлеченность в управлении "Соллерс Авто" после ухода в 2019 года с поста гендиректора группы, который он занимал с момента запуска проекта Sollers. Источники "Коммерсанта" в автопроме считают, что Швецов принял решение на фоне общей "усталости" из-за постоянной неопределенности в отрасли, допустив, что предприниматель может сконцентрироваться на других проектах.
Какие ещё есть интересы у Швецова в Приморье? 1 февраля 2022 года ПАО "РусГидро" и "Соллерс Груп" Вадима Швецова зарегистрировали во Владивостоке ООО "Владивосток Энерго Логистика" (ВЭЛ) под проект универсального грузового терминала общей емкостью до 3000 TEU на площадке Владивостокской ТЭЦ-2 с возможностью использования его мощностей для транспортировки нефтегазохимической продукции "СИБУРа". Что будет с этим проектом в новых реалиях — большой вопрос.
Куда более интересным выглядит проект "Владивостокский морской порт "Первомайский", в который компания Швецова "Пасифик лоджистик" обещает вложить минимум 3 млрд рублей. Речь идёт о строительстве специализированного контейнерного терминала в южной части бухты Золотой Рог, который злопыхатели поспешили засыпать угольной пылью. Поверьте, не до угля, контейнеры сегодня куда более привлекательный груз.
Отметим, что терминал будет построен в рамках режима Свободный порт на базе действующего порта (на данный момент два причала), который будет расширен за счет создания искусственного земельного участка. Мощность терминала составит 475 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Завершить строительство компания планирует до 2025 года.
Развитие портового проекта напрямую увязано с организацией перевозок контейнеров по железной дороге, которой будет заниматься ООО "Соллерс мультимодальный контейнерный сервис", зарегистрированное во Владивостоке в августе 2021 года. По данным ЕГРЮЛ, 90% капитала компании принадлежит ООО "Соллерс груп", еще 10% владеет гендиректор ООО "Владивостокский морской порт "Первомайский" Валерий Местулов.
О перезапуске порта Раджин говорить преждевременно
Россия и КНДР планируют возобновить железнодорожное сообщение через пограничный переход Хасан — Туманган, прерванное в начале 2020 года из-за пандемии. Северокорейская сторона уже завершает строительство дезинфекционного комплекса, который позволит возобновить регулярный товарообмен между двумя странами.
Также в повестку дня вернулся помпезный, но малоэффективный проект по организации поставок угля через северокорейский порт Раджин. Россия экспортировала уголь в КНДР (и далее из Раджина в Китай и Южную Корею) с 2011 по 2017 год, но потом поставки прекратились, так как грузоотправители опасались, что США могут применить санкции, обвинив их в перевозке северокорейского угля. Оживление на этом направлении началось год назад, а уже сейчас, после усиления санкционного давления, сам Бог велел.
Приморье — единственный регион России, который граничит с КНДР. Единственный способ пересечь границу — железнодорожный мост через реку Туманная, который соединяет северокорейскую особую экономическую зону Расон с Хасанским районом. Железная дорога соединяет порт Раджин и Уссурийск.
В 2008-2014 годах была восстановлена железнодорожная ветка от приграничной железнодорожной станции Хасан до порта Раджин. Этот проект позиционировался как первый этап реконструкции Транскорейской железной дороги с последующим ее подключением к российской Транссибирской магистрали для транспортировки большегрузных контейнеров из Южной Кореи в Россию и Европу, а также для поставок угля из России в Южную Корею. Однако из-за ядерных испытаний в КНДР в марте 2016 года Южная Корея вышла из проекта, введя в отношении КНДР санкции.
Запуск порта Раджин в сентябре 2013 года. Фото: Ольга Кускова
Оператором порта Раджин и подходящей к нему железнодорожной линий из РФ является СП "РасонКонТранс" (70% у российской стороны в лице ОАО "РЖД", 30% — у КНДР, которая предоставляет права на использование порта Раджин).
Приморские стивидоры, работающие с углем, сомневаются, что северокорейский порт сможет перетянуть на себя часть поставок.
Направление, конечно, интересное, но сейчас у все угольных портов недогруз — железная дорога не вывозит резко возросшие объёмы. Плюс, как ни крути, санкционные угрозы. Не всякий владелец угля решится связываться с Северной Кореей",
— сказал ИА PrimaMedia представитель одного из крупных угольных портов Приморья.
Тем временем в "РЖД" заявили, что компании, осуществляющие отправку угля в западном направлении, получат возможность вывоза дополнительного объема на восток. "В результате обсуждений на уровне правительства "РЖД" скорректировали правила, дополнив их методикой, которая позволит прозрачно распределять объемы согласованных заявок на перевозки угля в восточном направлении между грузоотправителями Кузбасса. С целью сбалансированной загрузки железнодорожной инфраструктуры объемы принятого к перевозке угля в восточном направлении будут увязаны с перевозками в западном направлении", — пояснила монополия.
Отметим, что конкуренцию угольным портам Приморья продолжают оказывать соседи. Так, компания "Эльгауголь" (подконтрольно "А-Проперти") уже приступила к строительству частной железнодорожной ветки в районе поселка Чумикан (Хабаровский край) на мысе Манорском в Удской губе Охотского моря для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии. В текущем году "Эльгауголь" также приступит и к строительству собственного порта Эльга, правительство уже включило его в схему территориального планирования РФ. Ввод объектов в эксплуатацию запланирован на 2025 год.
Эльгинское угольное месторождение — крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, расположено в Якутии. Его запасы составляют около 2,2 млрд тонн по стандартам JORC.
Совокупный объем капитальных затрат на строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и 500 км Тихоокеанской железной дороги оценивается в 136,5 млрд рублей, сообщила пресс-служба Газпромбанка, финансирующего проект.
Артемовская ТЭЦ-2 остаётся в планах. Надежда на Иран?
АО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК, входит в группу "РусГидро") продолжает проектирование жизненно необходимой Приморью газовой Артемовской ТЭЦ-2 (400-450 МВт). Как следует из годового отчёта генкомпании, работы планируется завершить до конца текущего года. Ввести ТЭЦ пока ещё предполагается в 2026 году.
ТЭЦ-2 заменит действующую Артемовскую ТЭЦ, построенную в 1936 году и работающую на угле. На данный момент она обеспечивает электроэнергией треть Приморья.
В январе 2018 года президент РФ Владимир Путин поручил построить новую современную станцию. Первоначально предполагалось, что она будет работать на угле с дальневосточных месторождений, но позже было решено провести перепроектирование и перевести станцию на природный газ, который будет поставляться с газовых месторождений Сахалина по магистральному газопроводу "Сахалин-Хабаровск-Владивосток".
Применение газа вместо угля позволит существенно сократить капзатраты на строительство и операционные затраты на эксплуатацию объекта, а также позволит сократить сроки строительства и разместить новую станцию в границах действующей Артемовской ТЭЦ без дополнительного отведения земель сельхозназначения.
Теперь "Русгидро" нужно решить вопросы с поставками оборудования для четырёх электростанций на Дальнем Востоке (Хабаровская ТЭЦ-4, Артёмовская ТЭЦ-2, Якутская ГРЭС-2 и Владивостокская ТЭЦ-2).
Станция в провинции Ляонин является одной из самых производительных из действующих в Поднебесной
На данный момент "РусГидро" рассматривает возможность заказа турбинных установок у зарубежных поставщиков.
Мы прорабатываем различные варианты: и альтернативные зарубежные поставщики, и с Ираном сейчас ведём переговоры, потому что у них, вроде как, есть опыт производства ГТУ",
— сказал заместитель главного инженера "РусГидро" Константин Молодкин на заседании экспертного совета Госдумы на тему импортозамещения в энергетике.
"РусГидро" также рассматривает и вариант установки на своих объектах оборудования меньшей мощности российского производства. Но на данный момент серийно выпускаемых образцов попросту нет.
Напомним, что с 1 июня гендиректором АО "ДГК" вместо проработавшего на этом посту 12 лет Михаила Шукайлова стал Константин Ильковский, в своё время десять лет возглавлявший "Якутскэнерго", а в 2013-2016 годах работавший губернатором Забайкальского края.