Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. На этот раз на встречу с журналистом ИА PrimaMedia в книжный магазин "Игра слов" пришла начальник отдела маркетинга лизинговой компании "Сименс финанс", руководитель студии Аштанга йоги "Йога шала ВЛ" (0+) Арина Шорина.
В начале были бабушкины сказки
— "В начале было слово"… Какое слово было у вас? Сказанное, услышанное, прочитанное?
— Я не помню с чего начала читать. Но когда я была маленькая, я быстро научилась и очень хорошо читала. Видимо, я слишком много вопросов задавала и мне подсовывали книги. В то время были книжки по подписке. Моя мама выписывала из книжного клуба очень много книг. Она очень хотела большую библиотеку. И у нас были куча сказок, всяких разных, и детских, и взрослых, мировая классика. Я, наверное, читала все сказки всех народов мира. Я сейчас приезжаю домой к маме, смотрю на эти книги, беру какую-нибудь книгу, открываю и пытаюсь понять, можно ли вообще такое детям читать. Потому что они довольно специфические.
— Этнографические сказки, наверное, были?
— Да. И я очень хорошо помню, как мы читали с бабушкой японские сказки. Там были такие очень длинные имена богов, и бабушка очень долго их выговаривала. Это такие мои первые воспоминания.
— То есть в вашей семье была традиция читать сказку на ночь?
— Да, конечно. Меня отправляли на лето к бабушке. Моя младшая двоюродная сестра не умела читать, а я умела, и поэтому нам читала бабушка. Я не помню, чтобы мама читала, но бабушка читала. Засыпала бабушка посередине сказки, где-то на половине имени какого-то бога.
— Получается, ваша первая книга — это книжка японских сказок, которую читала бабушка. А когда в вашей жизни произошел сознательный выбор книги?
— Для меня такой книгой стал "Дон Кихот" (12+). Это было, мне кажется, первый или второй класс, а может быть, еще раньше. Меня отправляли на лето к бабушке, а я была тот ребенок, который мог не пойти гулять, потому что читала запоем, забывая обо всем. Мне, наоборот, запрещали читать в детстве, потому что уже темно и пора спать, а я все не могла остановиться.
С "Дон Кихотом" у меня случилась забавная история. Бабушка меня приписала к библиотеке. И я ходила в библиотеку за книгами, сама выбирала, что читать. Мне предлагали разные советские книги. Но я почему-то влюбилась в эту большую книгу. "Дон Кихота" прочитала за три дня. Я просто не спала, не ела, читала бесконечно. Я прочитала ее, принесла обратно. А мне библиотекарь не поверила, она посмеялась надо мной, сказала, что такой маленький ребенок как я не может прочитать так быстро книгу. "Ты просто картинки посмотрела", — сказала она. Мне было так обидно.
— Ну а картинки? Разве картинки — это не важно для книги?
— Нет, очень важно. Потом, когда я уже в средней школе была, у меня тоже забавная история есть с книжными картинками. Вот это как раз большая библиотека, которую мама нам выписывала. Там была серия "Мировая литература" (12+) и она была разных цветов. И у меня была полка от стены до стены вот с этой серией. И я периодически по какой-то логике ее выстраивала. В какой-то момент я ее выстраивала по цветам радуги, со всеми оттенками. Такая линия стояла — книги по цветам радуги. Потом, когда я подросла и поняла, что в этом сложно ориентироваться, я их выстраивала по году рождения автора.
— Не по тематике, не по алфавиту...
— Да, выстраивала по странам, а в каждой стране еще по году рождения. И многие книги я читала только из-за картинки. То есть я доставала книгу, я ничего не знала про автора, но там была классная картинка, и я читала.
Я была очень ответственным ребенком. Прочитала все списки летнего чтения, быстро читала, завершив свой список брала книги старшеклассников. Прочитала всю русскую классику. Ничего, наверное, не понимала, но прочитала.
— А сейчас как выбираете книгу?
— Когда прихожу в книжный, могу спросить: "а вот есть у вас что-нибудь прямо чтобы не английская литература, не русская литература. Дайте мне какую-нибудь специфическую литературу". И мне дают что-нибудь про путешествие в Африку и африканские племена. Например, я сегодня принесла "Кто боится смерти" (18+) Ннеди Окафор. Это фантастика про будущее, про особенности жизни женщины непризнанного племени. О женщинах из низкого рода, которые рассказывают свою историю. Я люблю такие особенные книги, в них открываются новые смыслы.
Слово учителя
— Замечательно. Но мы все равно говорим про мировую литературу. Японские сказки получается, там испанский "Дон Кихот" — это первые книги, первые впечатления формировала мировая культура. В Евангелие сказано: "Вначале было слово"... Все мирозданье начиналось со слова. В русской культуре или даже шире, в христианской, вся культура строится вокруг книги. А как в других культурах? Ну, помимо того, что вы первоначально увлекались именно мировой литературой, сейчас вы занимаетесь йогой. Вот члены вашего комьюнити, те, кто увлекаются йогой, они к йоге пришли тоже через книгу, через слово? Сначала прочитали, а потом уже пришли?
— Слушай, у нас наоборот. Традиция нашей школы йоги отличается тем, что ты сначала практикуешь, делаешь что-то, познаешь через тело. А потом тебе хочется понять, почему это так классно работает. И ты начинаешь исследовать этот вопрос. И мне нравится такой метод, потому что часто ко мне приходят ученики, например, на йогу и говорят: "Мы никогда не занимались, что нам почитать"? Это какая-то особенность русского человека. Он говорит: "Я сначала давайте почитаю, изучу матчасть, а потом приду". Я ему отвечаю: "нет, давай ты сначала начнешь, у тебя появятся вопросы, и ты будешь ответы на эти вопросы как раз искать в источниках". Я их убеждаю попробовать от обратного. Кстати, это тоже отмечают наши учителя йоги. Они говорят, что русский человек в целом отличается от людей других национальностей. Русский хочет точно понимать, что он делает. И если даже учитель говорит: "сделай так". Русский человек задаст тысячу вопросов "почему" прежде чем что-либо сделать. В отличие от человека, который в индуистской традиции родился и рос, когда слово учителя уже несет определенную ценность. И если учитель так сказал, нужно просто сделать. И это очень интересное внутреннее исследование. По себе знаю, как интересно отслеживать, как ты справляешься с тем, что тебе учитель говорит. Когда учитель говорит, нужно просто доверять слову учителя. И потом, оказывается, что он всегда был прав, что надо делать именно так.
Арина Шорина: Книги, которые стоит прочесть. Фото: ИА PrimaMedia
— Я поэтому и начал свой вопрос именно с этого, что в центре русской культуры стоит книга. И я ждал, что вы мне скажете: "что в индийской традиции нет какой-то определенной книги, все шло от учителя".
— Все верно. Вообще, ты знаешь, йога изначально это не письменная практика. В йоге есть принцип "парампара" — этап передачи знания от учителя к ученику. Только так учитель может точно проверять, знать и контролировать то, что понял ученик. Потому что когда мы читаем, мы можем придумать множество вариантов. То есть мы можем по-разному интерпретировать одни и те же слова. Тем более, такие сложные языки как санскрит. Когда одно слово может иметь множество значений. В основном книги, которые написаны про йогу — это короткие строки, глубокомысленные короткие строчки.
Йога, в первую очередь, это физическая практика. Когда люди просто приходят заниматься для того, чтобы поддержать свое здоровье. А для себя я открыла такой аспект, как ментальная практика. Она очень сильно влияет на мозг, и этот процесс можно интересно описать и осознавать. Мне интересен именно этот вот ментальный разбор работы мозга.
Вот эта работа для современного человека. Понять, как выстраиваются нейронные связи во время занятий йогой? Почему йога именно такая? Почему вот эти позы, зачем они вообще придумали такие странные позы? То есть, почему это полезно, может быть, для любого аспекта, для какого-то физического или ментального развития. Вот этот вопрос мне очень интересен. Я йогой занимаюсь очень давно, и я знаю, как это работает. Я хочу понять почему, с точки зрения человека как организма.
— А в вашей жизни? Как удается проставлять приоритеты, сочетать жизнь современного человека, чтение, йогу, семью? Есть ли у современного человека время для чтения?
— Я не только йог, я еще и человек, который работает. Вообще я маркетолог в крупной федеральной компании. По работе приходиться читать много бизнес-литературы. Эти две части моей жизни, моей личности развиваются параллельно. Я читаю книги современных учителей йоги, тех, кто мне близок. Потому что все-таки мы современные люди, и эта практика встраивается в нашу современную жизнь. Например, книга Эдди Штерна "One simple thing" (18+) описывает, как все это встроить в обычную жизнь современного человека. Как йога может встроиться в ритм современного человека и как она влияет на состояние здоровья, ментального в том числе.
Очень интересная книга индийского дипломата Шаши Тарур "The Hindu way" (18+). Я ее периодически читаю. Она про культуру. То есть мне кажется, что нужно не йогу понимать, а именно культуру Индии для того, чтобы понять, как эта практика вообще там появилась, чем они руководствуются в жизни. Как вообще индуизм влияет на жизнь. Какой отпечаток, какое влияние оказывает и какое значение имеет индуизм в йоге. И мне очень нравится исследовать то, как об этом пишут современные индусы.
Арина Шорина. Фото: ИА PrimaMedia
Конечно, всегда не хватает времени на то, чтобы все совмещать, чтобы этот work — life balance соблюдать. Конечно, мне хочется большего. Так как я довольно любознательный человек и мне нравятся многие вещи. Но иногда книги захватывают, и ты просто выпадаешь на три дня из жизни. Раньше, когда я ездила каждый год в Индию, я планировала свое чтиво на это время. И тогда я себе позволяла читать столько, сколько нужно, не выкраивая кусочки времени. Я много в Индии книг прочитала.
— Хорошо. А если бы у вас спросили совета, как найти точку соприкосновения профессиональной жизни, личной жизни, увлечений, ну и в том числе и чтение. Что порекомендовали бы?
— У меня есть правило: я могу не дочитывать книгу до конца. Я могу бросить книгу посередине или могу прямо открыть конец и прочитать конец. Это для того, чтобы не тратить понапрасну время... Я разрешаю себе начинать несколько книг одновременно читать. Я вполне нормально слушаю аудио периодически. Я разрешаю себе любые форматы. Вот это помогает многое успевать.
— А что в книге важнее: набор знаний, полученных после прочтения или сам процесс чтения?
— Мне кажется, и то, и другое. Это зависит от литературы. То есть по работе я могу прочитать краткое содержание. А, например, все, что связано с художественной литературой, когда очень красивый стиль изложения и история очень интересная, и ты резонируешь с переживаниями героев. Когда читаешь книгу не для того, чтобы узнать, что произошло и как это было, а из-за того, что чувствует в этот момент персонаж. Тогда читаешь полностью, в нужном тебе ритме. И поэтому я очень люблю читать биографии. Мне всегда интересно как человек приобрел популярность, известность? Какой была его жизнь? Как так получилось?
Я принесла такую книгу Марины Абрамович "Пройти сквозь стены" (18+). Это автобиография художницы. Написала очень ироничным языком о детстве, прошедшем под контролем жесткой матери, об ее произведениях и отношениях с людьми. Это ее личная история. У этой художницы был очень сложный семейный путь. В таких книгах невозможно что-то пропускать. Я читала ее несколько вечеров подряд, до поздней ночи, не могла оторваться.
Какого зверя ты растишь?
— А встречалась книга, которая бы изменила вашу жизнь? Поменяла траекторию движения или отношение к жизни, к людям?
— Все книги хороши... О, я вспомнила особенного автора. Знакомство с его произведениями поменяла мою жизнь. Один из авторов, которых я безумно люблю — это Ирвин Ялом. Изначально он был психотерапевтом, а его книги — это такая художественная литература, но основанная на его психологической практике. В истории героев его художественных произведений вложены реальные переживания пациентов.
Ирвин Ялом совершенно не религиозный человек. Он против того, чтобы руководствоваться в своем поведении тем, что тебя кто-то похвалит или накажет после смерти, и ты попадешь в рай или ад. Он себя называет гуманистом. Мне очень нравится его жизненная философия. Она про то, что самая большая ценность — это жизнь человека. То все, что тебе остается — это относиться к людям так, чтобы всем было хорошо. То есть людям рядом с тобой было хорошо прямо сейчас. На меня этот подход очень сильно повлиял. Я изменила свое отношение к жизни и людям.
Я как бы стала, наверное, мягче, и всегда воспринимаю людей по-доброму. Такие психологические штуки, они помогают понять, что если даже человек как-то поступает не совсем хорошо в твой адрес, возможно, у него есть совсем другое видение и совершенно другие мотивы. Мы все наполнены разными чертами характера, разными эмоциями, разными чувствами, они могут быть даже неприятными, но практически никто изначально не планирует тебе как-то сделать дурно. Я этим сейчас руководствуюсь, даже если человек что-то делает, что мне неприятно, и делает это специально. Я всегда предполагаю, что у него есть какие-то другие свои мотивы, но это его история.
Арина Шорина. Фото: ИА PrimaMedia
— Это же ваше личное отношение к автору, к его произведению, в целом любовь к новым знаниям и чтению. А у книги есть свое место и время в жизни современного человека или даже ребенка?
— Ну, и у меня было несколько лет, когда вообще ничего не успевала читать и не хотела. Но любовь к книге, заложенная в детстве, осталась и заиграла новыми красками. Сейчас детям сложнее так проникнуться чтением. Потому что, когда мы росли, у нас были только книги. Были, конечно, мультики по воскресеньям в 10:00 и в 17:00 что-то такое. А все остальное время ты занимаешься всю зиму либо уроками, либо какими-то книжными историями. Мне кажется, это свойственно было нашему поколению — так много читать. Сегодня у людей намного шире выбор досуга.
Современным детям сложнее удерживать внимание на чтении. Потому что очень много мультимедийного контента различного формата.
Хорошо, когда есть возможность выбора. Но чрезмерное увлечение готовым видео и тому подобным контентом, обкрадывает. Потому что когда смотришь фильм или что-то еще, ты не можешь придумать свою историю. Она тебе уже дана. Чтение, напротив, очень сильно развивает воображение. Когда читаешь книгу, голова наполняется образами, и ты видишь свои миры. Голос автора, образ героя, цвет его глаз, волос и прочее у каждого читателя свои неповторимые.
Чтение должно быть обязательно в сфере интересов ребенка. Но в том объеме, в котором еще читали в мое время, наверное, уже маловероятно. Это уже больше редкость. Хотя мой ребенок, например, очень любит читать.
— А о чем читает ваш ребенок? Что вы хотите, чтобы он читал? Чему в итоге он отдает свое предпочтение?
— Сейчас мой ребенок читает о динозаврах. Я подсовываю ему как раз для того, чтобы ему хотелось читать и что-то узнавать, ту тему, которая ему очень интересна. Мы читаем с ним какие-нибудь интересные современные сказки. Я, как ностальгирующая мама, приносила ему свои детские книги. Но сама смотрела и поняла, какая это невыносимая скукотища. Те же самые японские сказки или что-то еще. Многие из этих книг вообще не смогла их перечитать. А современные сказки, современные истории ему интересны и заходят без усилий.
— А о чем они?
— Да все о том же. О добре и зле, переживаниях, о том, какие разные люди или герои.
— Получается, содержание то же самое, просто изложение более ближе?
— Да, наверное, так. В каком-то смысле это можно назвать "ошибкой выжившего". Я подталкиваю его к своему библиотечному списку, забывая, что тогда был другой ассортимент книг, и жизнь была другая, дети и взрослые читали совсем другую литературу. Конечно, я желаю ему лучшего, чтобы и книги тоже наполняли его каким-то важным смыслом, про правильное и неправильное, добро и зло, про разнообразие жизни.
Сейчас мы с ним слушаем "Зверские сказки" (6+) Анны Старобинец. И там целая воображаемая вселенная, в которой живут звери. Где они проявляют свои личные качества. Имена зверей и их черты характера очень забавно и иронично ассоциируются друг с другом. Там есть плохие и хорошие персонажи, которые могут любить и ненавидеть, лгать и говорить правду, доверять и отчаиваться, предавать и спасать. Это все настолько забавно, что мы с сыном заговорили на языке этой звериной вселенной. Я могу ему сказать: "Ну что ты себя ведешь как сыч"? Этот сильный аргумент мне не раз помогал.
Чтиво от безмятежного йога и психологически чуткого маркетолога
— Ваш ТОП любимых книг. Которые бы вы порекомендовали читателям?
— Все люди разные, но есть книги, которые, мне кажется, очень интересно прочитать. И мне кажется, что это будут книги, которые я недавно читала.
Я не знаю, как все остальные книги русской классики… Возможно, кому-то там "Преступление и наказание" (12+) зайдет, я в восторге от "Воскресенье" (12+) Льва Толстого. Пару лет назад его перечитала. Как раз была в Индии, и я поразилась и истории, и слогу. Очень долго ходила под впечатлением.
Арина Шорина: Книги, которые стоит прочесть. Фото: ИА PrimaMedia
Мне кажется, что Ирвина Ялома точно нужно читать всем современным людям. Мне очень понравилась книга, которая называется "Шопенгауэр как лекарство" (18+). Это занятное художественное произведение на психологическую тематику. Не буду описывать сюжет, скажу только, что завязка интригующая и просто Ирвин Ялом — мой любимый автор.
Арундати Рой — это автор двух книг. Она очень такой легендарный индийский писатель, женщина. Она из того региона Индии, в котором я часто бывала. Там, где я занималась йогой у моего учителя. И когда ты читаешь, ты узнаешь знакомые места. Такое ощущение, когда читаешь Достоевского, то узнаешь знакомые места Петербурга. Арундати Рой написала очень непростую книгу про сложные личные, семейные, внутренние переживания. Называется "Бог мелочей" (18+). И я так была поражена вот этой глубиной и разнообразием произведения. После издания "Бога мелочей" Арундати Рой 20 лет ничего не писала. И только 2017 году она написала вторую книгу. Я очень этого ждала, когда можно будет купить в России.
Книга Радханатха Свами "Путешествие домой" (18+). Это описание того, как один человек (еврей по происхождению) искал своего учителя. И как он понял, что это тот самый его учитель. В традиции йоги важно найти своего учителя, чтобы ты его слышал, слушал, воспринимал. Чтобы так его слово чувствовать, чтобы у тебя не возникало вопросов. Чтобы ты доверял ему полностью. Эта книга дала мне осознание: что пока ты сам не почувствуешь, что твой поиск закончился, тебе никто не нужен. И вот этот человек на своем пути встречал Ганди и Терезу, очень известных личностей, великих людей из разных культур. Читается как художественная литература. И как он отказывал людям. Он был хорошим учеником, и многие учителя предлагали ему остаться. Но он шел дальше, пока не нашел.
Джим Кэмп "Сначала скажите "нет" (18+) — эта книга о том, что никогда не стоит идти на компромиссы. Компромисс — это когда оба чуть-чуть проигрывают. А надо искать такие варианты решения, когда все получают пользу. Как ценить свое время, оценивать работу, как вести переговоры в бизнесе.
Арина Шорина: Книга, которую стоит прочесть. Фото: ИА PrimaMedia
Максим Ильяхов "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст" (18+) — эта книга меняет людей. Меняет подход и к маркетингу и к редактуре. Он очень хорошо объясняет как лучше писать тексты с заботой о человека. В первую очередь неся определенную ценность для читателя. Мне нравится этот подход. Когда пишешь надо думать в первую очередь о том, человеке кто будет это читать, а не о том, что ты хочешь сказать. Много инструментов приводить для того, чтобы написать хороший текст.
— Спасибо за беседу!
Напомним, что в сентябре 2022 года пройдет пятый юбилейный фестиваль "Литература Тихоокеанской России". ЛиТР — крупнейшее событие в литературной жизни Дальнего Востока. Фестиваль проходит при поддержке правительства Приморского края, НКО "Фонд развития социальных инициатив", регионального оператора Исторического парка "Россия — Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр".