Выборы во Владивостоке притянули к себе почти все внимание экспертов и широкой публики, оставив в некотором смысле за бортом другие думские кампании в муниципалитетах Приморья, а их в сентябре ожидается целых девять. Выяснилось, что периферийным зрением можно обнаружить не менее интересные политические мозаики, чем туннельным, столице-центричным. О главных из них — в обзоре ИА PrimaMedia.
Общий контур: выборы, партии, элиты
В Единый день голосования, 11 сентября, в Приморье будут проведены девять думских кампаний. Семь из них — в очередном порядке, две — во внеочередном. Пожарский и Хасанский районы в этом году были преобразованы в округа и вслед за изменением административного статуса там необходимо избрать новые представительные органы.
Также выборы муниципальных депутатов, помимо Владивостока, ожидаются в Артеме, Находке, Большом Камне, Арсеньеве, Дальнегорске и ЗАТО Фокино.
Все муниципальные кампании, несмотря на спущенную сверху унификацию — перевод на мажоритарные рельсы и отмену партийных списков — имеют родовые отличия. Есть Думы исторически спокойные, как в том же Владивостоке или Артеме. Там представительный орган является своеобразным продолжением городской администрации, его правой рукой. Можно назвать это плодотворными рабочими отношениями или исполнением роли технического прокси — суть не изменится. Есть же Думы более субъектные и беспокойные, с ершистыми депутатами, блокирующими инициативы свыше, особенно, если речь идет о кадровых вопросах.
Все это наносит отпечаток на процесс распределения мандатов, на предварительные договоренности, которые в первом случае заключаются, по большому счету, между политическими силами, а во втором случае — к ним в немалой степени подключаются местные элиты и финансово-промышленные группы.
Разнообразие царит и техническом обрамлении кампаний. Региональный законодатель, введя общую на всех мажоритарную модель, оставил муниципалитетам узкую линейку возможностей. После исключения партийных списков двигаться можно было только в рамках округов. Этим глотком свободы воспользовались по максимуму. В городах и районах Приморья появились одно-, двух-, трех— и даже пятимандатные округа.
Также добавим, что практически везде были расформированы городские избирательные комиссии. Их полномочия взяли на себя местные ТИКи. Городская комиссия сохранилась только во Владивостоке, однако ответственной за организацию выборов в дальневосточной столице комиссией назначена ТИК Фрунзенского района.
Артем
Думская кампания в Артеме развивается в некоторой степени по франшизе Владивостока — все то же самое, только с меньшим размахом и силой. В обоих городах Думы демонстрируют плодотворные рабочие отношения с мэрией. Присутствует и сплочение провластных кандидатов вокруг мэра Вячеслава Квона — в разряженной и более мягкой форме, чем во Владивостоке вокруг Константина Шестакова. И зачистка оппозиции — с менее очевидной необходимостью.
Об особенностях (а, скорее, об одинаковостях) думской кампании в Артеме — в предвыборном обзоре ИА PrimaMedia
Город поделен на 25 одномандатных округов. Беглый взор на кандидатские расклады в Артеме говорит о том, что оппозиция не стремится реализовывать здесь протестный потенциал и предпочитает решать задачи представительства, в основном, через "диалоговые окна". С дистанции сошли коммунисты Вениамин Пинегин, Семен Сесекин и Максим Чихунов, не получивший партийной льготы и пытавшийся пройти в кандидаты в качестве самовыдвиженца.
Заметим, что выдергивание малейших ростков конкуренции в лояльном Артеме выглядит не только избыточно, но и противоречит задаче по возвращению доверия к институту выборов. Конкуренция, хотя бы видимая, легитимизирует итоги голосования в глазах избирателя. Когда она отсутствует даже в условиях товарищеского матча, да еще с удалением более-менее боеспособных игроков, это уже заострение драматургии, когда зритель может перестать скучать и задаться вопросом — насколько это оправдано и справедливо. При снижении стоимости победы на выборах под угрозу попадает их главнаяценность — легитимность.
Артем в отличие от "старшего брата" всегда считался территорией спокойной и предсказуемой. Исключение конкуренции между политическими силами может привести к ее появлению внутри одной политической силы. Возможная интрига здесь, пожалуй, заключается в том, как уживутся друг с другом лояльные местные элиты, чьи амбиции становятся особенно заметны на расчищенном поле. С течением времени и избирательной кампании амбиции групп влияния будут обозначаться более явно и часто. В данной ситуации "Блок Квона", в отличие от похожего владивостокского проекта, может поступательно терять свою субъектность и значение эффективного политтехнологического инструмента.
Находка
В других муниципалитетах Думы гораздо менее спокойные и, зачастую, насыщены "слугами двух господ". Долгое время таковой считалась Дума Находки. То, как город вступил в избирательную кампанию, позволяет говорить если не о сохранившихся политических традициях, то об их ощутимой инерции.
Но сперва об общих чертах думской кампании. Город разбит на шесть пятимандатных округов, что, конечно, не прецедент, но редкость. По словам экспертов, бюллетень в таких случаях получается чрезвычайно длинным, а рейтинговые голоса сложно считать. Если в одномандатных округах избирательные комиссии просто раскладывают по стопкам бюллетени и могут каждую продемонстрировать, здесь такой практики не получится.
Округа Находки. Фото: Из материалов ТИК Находки
Примечательно, что помимо партий ЕР, СРЗП, КПРФ, ЛДПР, Новые люди и Партии пенсионеров (представлена одним кандидатом) в них участвуют и общественные организации. Так, например, ПРОО по благоустройству территорий городов и социальной поддержке населения "Я делаю город лучше!" выдвинула сразу 19 кандидатов. Практически все они на момент написания материала получили отказ в регистрации либо утратили статус выдвинутого кандидата.
Также в бой ринулась целая армия самовыдвиженцев — 43 человека. Но пока она успехов не имеет. На момент написания материала ни один самовыдвиженец не был зарегистрирован, а почти половина лишилась статуса выдвинутого кандидата. Притом, что для регистрации необходимо всего лишь 19-20 грамотно оформленных подписных листов. В три раза меньше, чем на округах Владивостока.
Пожалуй, такое специфическое устройство выборов с одной стороны, указывает на специфический же политический контекст, с другой — наиболее ему подобает и позволяет держать процесс в системном, управляемом фарватере.
Надо отметить, что Находка долгое время была зоной политической турбулентности из-за неуступчивости локальных элит. Экс-губернатор Владимир Миклушевский безуспешно пытался провести в мэры своего протеже Олега Колядина. Попытка бывшего и.о. губернатора Андрея Тарасенко назначить на пост Вячеслава Квона (тогда главу Спасска-Дальнего, а ныне мэра Артема) не принесли результата. Дума рассматривала его будущее в Находке не выше позиции вице-мэра. В качестве прокси-главы был избран компромиссный вариант — стивидор Борис Гладких. Ситуация разрешилась при Олеге Кожемяко. Его ставленник Тимур Магинский беспроблемно был принят депутатами Находки, чему предшествовал длинный процесс диалога. Бывший градоначальник спокойно передал Тимуру Магинскому дела и ушел в отставку. Тем не менее, эксперты подчеркивают, что количество интересантов (как регионального, так и федерального уровней) на депутатских выборах Находки с развитием города только увеличивается. Слишком много сестер, и так мало серёг.
В предвыборный процесс Находка вступила достаточно ярко. Так, например, в новых медиа особенно муссировались два кейса, связанных с портовым городом. Сперва некоторые выдвиженцы жаловались на то, что в последний день регистрации не могли подать документы в местный избирком из-за внезапно и неожиданно там образовавшихся больших очередей. Потом в телеграме (12+) появилось сообщение, что якобы был совершен поджог машины одного из оппозиционных кандидатов.
— В Находке все очень просто. Там по-прежнему элитные группы делят сферы влияния, — говорит политобозреватель Андрей Калачинский. — Каждая борется за свой клочок города, за ту или иную деятельность. Сторон много, у каждой свои интересы. Каждая группа бьется с противником и находит массу поводов, чтобы врага уязвить. И это стандартная для Находки ситуация.
Большой Камень
Город разбит на 11 двухмандатных округов. Здесь также немалое число самовыдвиженцев — 13 (регистрация еще не завершена). В политическом плане здесь достаточно сильна партия КПРФ. В прошлом году на 12-м округе в ЗС ПК, куда входит Большой камень, победил коммунист Андрей Акимов. Но партийная борьба в Большом Камне, скорее, второстепенна по отношению к условному "институту межэлитных отношений".
Большой Камень — еще одна горячая политическая зона Приморья. Тут есть своя конфликтная история, зафиксированная в точке относительного спокойствия не так давно — с приходом в мэрию ставленника губернатора Рустяма Абушаева. В конце прошлого года он сменил на посту Александра Андрюхина, ставшего когда-то компромиссной фигурой в жесткой борьбе элит. Несмотря на то, что замена глав проходила не без публичного скрипа и сопротивления, в финале она была оформлена быстрым хеппи-эндом. Правда, через несколько месяцев на Андрюхина было возбуждено уголовное дело. Но это уже спин-офф рассматриваемого здесь сюжета.
Об ответственности власти на местах, системном решении проблем и политике на территории — в интервью ИА PrimaMedia
В 2017 году практически сразу после подведения итогов прошлых думских выборов в Большом Камне обострился конфликт между новой Гордумой и главой муниципального образования Дмитрием Чернявским, совмещавшего эту должность с должностью спикера Гордумы. Чернявский отказался признать легитимным первое заседание новоизбранного представительного органа, которое народные избранники провели самостоятельно, выбрав из своих рядов нового председателя и его заместителя. Новоизбранные депутаты, в свою очередь, заявляли о том, что полномочия господина Чернявского по организации работы Думы истекли еще в марте 2017 года. Обе стороны (и интересанты, за ними стоящие) видели в кресле мэра разных людей. В итоге сошлись на равноудаленном и средневзвешенном Андрюхине.
По словам экспертов, Большой Камень — это точка, в которой сходятся интересы госкорпораций, а также региональных и местных групп влияния. Особенно здесь активны "местные", чья постоянная задача — выживать среди бродящих по большекаменской земле гигантов и заставлять их смотреть себе под ноги. Задача системы — исключить на этой территории конфликтную составляющую и установить за ней полный контроль. Никто пока не одерживал верх до конца.
Арсеньев, Дальнегорск, ЗАТО Фокино
Арсеньев разбит на 21 избирательный округ сообразно числу депутатов в Думе. Кандидаты представлены традиционной партийной четверкой: ЕР, КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Также в бой отправились семь самовыдвиженцев.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Если посмотреть на конфликтную географию, основные политические и элитные баталии в Приморье сосредоточены вдоль морского побережья. Арсеньев — "средиземный" и более спокойный город. Тем не менее, и здесь в публичную плоскость выносилось немало сора из избы. В муниципалитете нет ни портов, ни стивидоров, но есть авиазавод "Прогресс", входящий в федеральный холдинг, и есть интересы местных предпринимателей. Когда все это аккумулируется в Думе и объединено (помимо работы на благо горожан, конечно) только партбилетом "Единой России", внутрипартийное трение начинает производить много дыма.
Долгое время муниципалитет находился в режиме управленческого коллапса, сопровождающегося политическими неурядицами, думскими разногласиями и депутатскими изгнаниями. Конфликт удалось потушить, опять же, только путем компромисса. В 2018 году — еще при бывшем и.о. губернатора Андрее Тарасенко — в городе началась борьба за кресло градоначальника. Предыдущий глава Александр Коваль покинул городскую администрацию якобы после конфликта с региональной властью. Конкурс на мэрское кресло должен был состояться в 2019 году, но процедура завершилась скандалом. Фракция "Единой России", занимавшая все 20 депутатских кресел — раскололась во время голосования. 11 народных избранников не поддержали согласованную ранее кандидатуру Владимира Авагимяна — руководителя фракции ЕР в Думе. Позже восьмерых депутатов исключили из партии. После того, как кресло мэра досталось выходцу из "Прогресса" Владимиру Пивню, их включили обратно. Добавим, что решение о назначении Владимира Пивня было принято единогласно.
Также думские кампании в сентябре пройдут в Дальнегорске и ЗАТО Фокино.
Дальнегорск разбит на 21 одномандатный округ. Примечательно, что на депутатство здесь претендуют сразу 28 самовыдвиженцев. Интересен и расклад по партиям и их выдвиженцам. ЕР закрыла кандидатами почти все округа — 20. КПРФ — всего лишь 8. СРЗП — 2. Другие партии не проявили желания участвовать в выборах.
ЗАТО Фокино разбит на 20 округов. В прошлом году на выборах в ЗСПК по 29-му одномандатному округу, в который входит ЗАТО, победил кандидат от КПРФ Александр Сорокин. Думская кампания здесь отличается колоссальным для небольшого муниципалитета числом самовыдвиженцев — 38. Многие, правда, уже получили отказ. Но есть и несколько зарегистрированных.
Окружные Думы
Думские выборы пройдут и в новообразованных муниципальных округах Приморья — Пожарском и Хасанском. Ожидаются две диаметрально противоположные по задачам кампании.
Трансформация района в округ решает две основные цели. Первая — экономически-управленческая. Ликвидация низовых органов МСУ, поселковых администраций и мункомов снижает затраты на их содержание и проведение местных выборов, а единоначалие (одна на всех администрация и Дума) устанавливает понятную вертикаль.
Вторая задача — политическое обнуление на территории. Ликвидация низовых структур начинает ее жизнь с чистого листа. Хасанский район в этом плане пролил немало чернил.
Муниципальная реформа в Приморье ускоряет темп: на очереди в объединение еще четыре муниципалитета
Прошлый год был по-настоящему богат на скандалы, венцом которых можно считать историю с самороспуском мункома Славянки. 11 из 15 народных избранников сдали свои мандаты. Одной из причин демарша в новых медиа называлось давление со стороны региональных властей, якобы подталкивающих их к отмене принятого ими решения. Ранее они изменили правила землепользования и застройки в поселке под реализацию крупного инвестиционного проекта. После этого председатель Хасанского района Вероника Ильина, проглядевшая самодеятельность опального мункома, лишилась поста секретаря райотдела "Единой России". А еще позже — и вовсе покинула Думу. Ее уход состоялся совершенно незаметно и никак не освещался в медиа.
Однако, в нынешнюю думскую кампанию Ильина попыталась вернуться в депутатскую обойму. Не получив партийной льготы, она пошла на выборы самовыдвиженцем, но утратила статус выдвинутого кандидата. И уже в новый состав Думы не попадет.
Эксперты, комментируя политическую ситуацию в отреформированном Хасанском округе, сошлись во мнении — да, на территории изменился набор механизмов по продвижению интересов элит. Но набор элит остался прежним. Просто прежние игроки воспользуются новым инструментарием. Ясность в том, насколько "обнулился" Хасанский округ покажут итоги выборов. Территория разбита на 21 одномандатный округ. Сюда зашли представители четырех партий — ЕР, КПРФ, СРЗП и ЛДПР, а также самовыдвиженцы.
В то же время, реформа Пожарского района — это, наоборот, история про экономику и управление. Здесь не было беспокойных мункомов и Думы. Следовательно, фокус смещается с межэлитных отношений к борьбе политических сил. Территория разбита на шесть трехмандатных округов. Это первый район, где уже завершена регистрация кандидатов. ЕР направило 18 своих представителей. На втором месте по числу кандидатов неожиданно оказалась Партия пенсионеров — 7. Четырех кандидатов направит ЛДПР, а КПРФ — всего двух.
Округа Пожарского округа. Фото: Из документов ТИК Пожарского округа
Напомним, что Единый день голосования назначен на воскресенье, 11 сентября. Центризбирком рекомендовал сделать все муниципальные выборы в Приморье однодневными.