Ждет ли Россию развитие отрасли электрокаров? Вернется ли на конвейр популярная Lada Vesta? Увидят ли российские пользователи ABS систему в своих авто? Как им удается запускать новые бренды, локализовывать производство и развиваться в сфере научных разработок с целью достичь технологического суверенитета российского автопрома, лидеры рынка обсудили в рамках сессии "Автопром: новый импульс" (6+) в рамках ВЭФ-2022 (6+), сообщает ИА PrimaMedia.
"АвтоВАЗ" — Это уникальный шанс
Настоящее перерождение переживает сегодня российский автопром. Мощное санкционное давление вынуждает лидеров отрасли кардинально менять направления развития и искать новые революционные решения. Ситуацию усложняет значительный разрыв с точки зрения технологических компетенций в традиционных технологиях. Прежде всего это касается двигателя внутреннего сгорания.
Одной из важнейших стратегических задач, которые стоят сегодня перед автопромом России, президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов назвал достижение технологического суверенитета и унификацию производства компонентов для многих производителей.
"Сейчас мы имеем уникальный шанс всё-таки сориентировать производителей компонентов на некую унификацию. Надо очень точечно вести государственную политику, чтобы развести по отдельным платформам, классам автомобилей те инвестиции, которые придут, и за счёт унификации автокомпонентов добиться синергии в этом классе", — отметил Максим Соколов.
президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов. Фото: ИА PrimaMedia
По словам главы "АвтоВАЗа", летом компании удалось выйти из самой острой фазы и, несмотря на нарушение цепочки поставок и ее частичную приостановку, восстановить производство нескольких моделей. В июне на конвейр вернулись Lada Granta, в июле — Lada Niva Legend, а в августе — Lada Niva Travel.
"От первой стадии преодоления кризиса мы переходим к стадии наращивания производства, восстановлению модельного ряда и расширению комплектаций автомобилей", — сказал Михаил Соколов.
В следующем, 2023 году "АвтоВАЗ" рассчитывает выйти на производственную мощность 500 тысяч автомобилей в год. Многие комплектующие "АвтоВАЗу" уже удалось импортозаместить, в ближайший год работа над локализацией производства продолжится. В скором времени в отечественные машины вернутся ABS-системы, а через год-два и функция ESP. К весне 2023 года компания планирует полностью разрешить вопрос, связанный с локализацией компонентов.
Сессия "Автопром: новый импульс" (6+) на ВЭФ-2022 (6+). Фото: ИА PrimaMedia
В целом компания намерена восстановить к весне 2023 года досанкционный модельный ряд. Так будет возобновлен к производству проект автомобиля "Веста Фаза-2", рестайлинг популярной "Весты" с серьёзным дополнением комфортабельных опций и в измененной комплектации.
Ожидается, что объемы производства новой "Весты" составят 60 авто в час. Производство флагмана "АвтоВАЗа" будет перенесено из Ижевска в Тольятти.
"Мы сейчас ориентируем всех своих партнёров на расширение в том числе производства, повышение качества автокомпонтентов. Сегодня те стандарты качества, которые были у "АвтоВАЗа" в период предыдущих акционеров, они в полной мере сохраняются и будут развиваться", — отметил Максим Соколов.
Не забывая о тенденциях
Что же касается популярной на мировой арене тенденции к переходу на электротранспорт, то, по мнению одного из лидеров отрасли, масштабного перехода на электромобили в ближайший период стратегического планирования до 2030 года ждать не стоит. Виной тому многообразие нашей страны, её климатические зоны и недостаточно развитая инфраструктура. По мнению Максима Соколова, переход к большой доле рынка, занятого электромобилями, возможен лишь в крупнейших агломерациях вроде Москвы и Санкт-Петербурга, но не на всей территории страны.
Тем не менее, уже в следующем году "АвтоВАЗ" планирует запустить опытную партию своего "высоколокализованного" электромобиля Lada Largus на автозаводе в Ижевске. Первые прототипы появятся уже в конце 2022 года. О выпуске серийной партии электрокаров "АвтоВАЗа" речи пока не идет, но это не исключено.
"При этом мы можем в полной мере использовать те природные богатства, которые есть у страны. Это в первую очередь газ, более экологическое топливо, что тоже соответствует современным трендам. Поэтому развитие коммерческих газовых автомобилей я считаю достаточно перспективным. "АвтоВАЗ" здесь тоже находится на острие современных тенденций, мы всячески будем поддерживать эти сопутствующие направления и не вычёркивать их из нашей стратегии", — отметил президент "АвтоВАЗа".
Соллерс — Перед нами стоит вызов
Своим взглядом на ситуацию поделился генеральный директор группы компаний "Соллерс Авто" Николай Соболев.
"Ситуация санкционного шторма, который переживает автомобильная индустрия, беспрецедентная. Мы сталкиваемся с фундаментальным пересмотром основной парадигмы развития отрасли, которая в последние 15 лет строилась на международных технологиях и на компонентах международных игроков. Перед нами стоит вызов — построить совершенно другую индустрию, устойчивую ко всем внешним рискам, автономную, и добиться технологического суверенитета, но при этом не быть изолированными", — сказал он.
Николай Соболев, генеральный директор группы компаний "Соллерс Авто". Фото: ИА PrimaMedia
Николай Соболев также высказал уверенность в том, что невозможно сделать конкурентную, современную автомобильную индустрию в изоляции от глобальной индустрии. Именно поэтому компания будет строить свою стратегию в разумном балансе интегрированности в глобальный автопром и необходимой технологической независимостью по критическим технологиям.
Как отметил глава "Соллерс", его команда как раз занимается развитием новых проектов, привлечением новых технологических лицензионных партнёров с последующей собственной разработкой. Проекты будут реализованы на мощностях, оставшихся от совместных предприятий с Ford, с Mazda, с Isuzu, которые в настоящее время продукцию не производят.
"Мы всегда развивались через партнёрства, но сейчас мы понимаем, что прежние правила игры не работают, и нам нужно разрабатывать новые. Теперь мы будем в этих проектах основным, а в некоторых и единственным инвестором. И самое главное — в этих проектах мы будем правообладателем. Мы точно должны иметь права интеллектуальной собственности с возможностью доработки и создания на их базе новых продуктов и новых платформ", — отметил Николай Соболев.
Гости сессии "Автопром: новый импульс" (6+) на ВЭФ-2022 (6+). Фото: ИА PrimaMedia
Важной новостью стало заявление о запуске собственного бренда автомобилей от "Соллерс". До последнего времени единственным собственным брендом в портфеле группы был "УАЗ", который и далее останется традиционным производителем внедорожников. А вот в новых проектах будет уже фигурировать бренд "Соллерс". Для реализации масштабных замыслов группа компаний уделяет особое внимание созданию новой компонентной индустрии в стране. В целях преодолеть техническое отставание группа "Соллерс" нацелена на развитие собственных компетенций в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
"Основная проблема нашей индустрии в том, что у нас низкий уровень локализации в целом, но есть производственные активы, на базе которых можно делать конкурентную компонентную отрасль, а это ключевой фактор успеха в автомобилестроении", — сказал Николай Соболев.
Ключевым фактором успеха отечественного автопрома глава "Соллерс" считает объединение лидеров рынка.
"Отрасль упала в 2 раза, но она достаточна, чтобы на ограниченное количество платформ сделать эффективную локализацию. Мы, как "Соллерс", готовы реализовывать проекты по тем критическим компонентам, производства которых в России нет. Не только для нас, но и для всей индустрии. Это принципиально важно — сотрудничество между всеми автопроизводителями в части эффективной локализации, в части максимального извлечения выгоды от эффекта масштаба", — подытожил он.
Консалтинг — Больше смелости и амбиций российскому автопрому
Своими размышлениями о будущем российского автопрома поделился партнер консалтинговой компании "Яков и Партнеры" Эдуард Черкин.
"У Российской Федерации есть все необходимые предпосылки для того, чтобы создать абсолютно самостоятельную, независимую, суверенную автомобильную промышленность, которая могла бы обеспечивать потребности страны. Нам не надо никого винить, у нас есть окно возможностей. Считаю, что диалог автомобильного сообщества необходимо заново восстановить и консолидировать", — сказал Эдуард Черкин.
Сессия "Автопром: новый импульс" (6+) на ВЭФ-2022 (6+). Фото: ИА PrimaMedia
Эксперт также добавил, что автомобильной промышленности России нужна более амбициозная стратегия, чем объем в 1,7 миллионов автомобилей к 2030 году.
"Это, наверное, меньше 2% от мирового уровня по состоянию на 2021 год. Нужно понимать, это продуктовый рынок. Чем более амбициозен автопроизводитель в своих планах, тем более живой рынок. Нужен национальный продукт, красивая платформа. Автомобили "B", "C" класса в массовых сегментах, которые бы отвечали современным реалиям, были востребованы рынком и выделяли российскую автопромышленность на мировом ландшафте", — подытожил Эдуард Черкин.
Напомним, сессия "Автопром: новый импульс" прошла во Владивостоке в рамках Восточного Экономического Форума — 2022, который на днях состоялся в столице Приморье уже в седьмой раз.