Вахта Победы: Читинское школьники собрали 10 тысяч рублей на строительство танка
22:00
Картина недели: тихая катастрофа, дело Шульги и дама с собачками
21:15
Восстановительные работы на электросетях в Приморье осложняют погодные условия
19:24
Сильный ветер и дождь хозяйничают во Владивостоке — фоторепортаж
18:17
Поведением убийцы из Владивостока Виктора Коэна заинтересовался СК России
17:24
Порывы ветра во Владивостоке и Славянке достигают 10 баллов, Попова заливает
16:10
Около 9 тысяч жителей Приморья остались без электричества из-за циклона
15:30
Машину сплющило, работают спасатели: в районе посёлка Новый произошло ДТП
15:08
Арендодателей Приморья будут наказывать за отсутствие регистрации у квартирантов
15:06
Циклон накрыл Приморье: ветер сорвал крыши, люди остались без света (ОБНОВЛЕНО)
14:06
Это не палочкой во рту поводить: логопед из Приморья о шепелявости, мультиках и букве "Р"
13:05
"Динамо-Владивосток" уступило "Авангарду" и продолжает серию без побед
13:03
Автограф-сессия, эффектные буллиты и товарищеский матч: "Адмирал" закрыл сезон
12:25
Циклон уже приближается к Приморью — карта
12:20
Главный фестиваль Республики Корея откроется 30 апреля: что ждёт гостей
11:15

Штык-ножницы Модраха - самый редкий штык к "трехлинейке", разработанный во Владивостоке

В 1891 году на вооружение поступила винтовка Мосина, а спустя 14 лет в производство вышла одна из самых удивительных модификаций
Солдаты РИА с винтовками, на которые надеты штык-ножницы в боевом положении Из архива Константина Лыкова
Солдаты РИА с винтовками, на которые надеты штык-ножницы в боевом положении
Фото: Из архива Константина Лыкова
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

"Трехлинейка", принятая на вооружение в далёком 1891 году, до сих пор "в деле", и уже третий век широко используется по всему миру. Одной из особенностей русской трехлинейной винтовки и её модификаций — и об этом сегодня мало кто знает — является значительное количество приспособлений, разработанных для повышения функциональности этого оружия.

Одним из самых удивительных и редких приспособлений стали штык-ножницы, которые разработал Андрей Модрах во Владивостоке. Историю необычного инженерного решения рассказал член Морского Собрания Владивостока, член Общественного Совета при Управлении МВД России по Приморскому краю, соучредитель Международного Общественного Фонда (МОФ) "Командарм", историк и краевед Константин Лыков, специально для ИА PrimaMedia.

Русская трехлинейная винтовка, разработанная выдающимся отечественным оружейником Сергеем Ивановичем Мосиным, давно уже сделалась одним из, как модно говорить в наше время, "брэндов" России. Это такая же знаковая вещь в глазах всего мира, символизирующая нашу страну, как матрешка, русская водка или балалайка.

"Трехлинейка", принятая на вооружение в далёком 1891 году, до сих пор "в деле" и уже третий век широко используется по всему миру. Даже в продолжающейся СВО на Донбассе она "отметилась", причем достаточно успешно — такими винтовками вооружали поначалу ополченцев ЛДНР. Теперь же их широко используют снайперские подразделения народной милиции.

Одной из особенностей русской трехлинейной винтовки образца 1891 года и её последующих модификаций является значительное количество приспособлений, разработанных для повышения функциональности этого оружия. 

Фактически винтовка Мосина стала едва ли не первым в мире примером многоцелевого боевого комплекса, предназначенного для решения самых разных задач, возникающих перед солдатом в ходе боевых действий — от штыкового боя до преодоления инженерных заграждений и от огневого взаимодействия с противником до сбрасывания агитационных листовок на головы личного состава неприятеля. Достаточно сказать, что одних только вариантов штыков к винтовке Мосина насчитывается больше сотни, не говоря уже о прочих приспособлениях к ней. И одно из самых интересных и редких таких приспособлений — первые в мире винтовочные штык-ножницы, предназначенные для резки колючей проволоки.  

История модификации

Разработан такой штык Андреем Васильевичем Модрахом, участником Русско-японской войны, саперным капитаном 1-й Владивостокской крепостной минной роты Владивостокского крепостного минного батальона. Во Владивостоке А.В. Модрах служил с 1904 по 1908 года, после чего был переведен в Ярославль. Таким образом, местом "рождения" штыка-ножниц можно считать столицу Приморья. 

А.В. Модрах

А.В. Модрах. Фото: Фото: из фондов ЦГАКФФД СПб П-767 сн.811

Тем более, что появление этой идеи именно у минеров во многом логически объяснимо. Значительная часть работы офицеров и солдат минного батальона Владивостокской крепости проходила прежде всего на море. Работать их заставляли с винтовками, которые приходилось повсюду носить с собой и укладывать на дно баркаса. Вполне естественно, что минеру первому пришла в голову мысль создать ножницы, совмещенные с винтовочным штыком. Тем более, что как раз минерам приходилось постоянно иметь дело не только с колючими заграждениями, но и с проволокой вообще, и толк в резке проволоки А.В. Модрах знал.

Здесь, пожалуй, необходимо пояснить читателю, что попытки усовершенствования как штыка, так и всей винтовки в целом предпринимались чуть ли не с первых месяцев принятия "мосинки" на вооружение. В журналах оружейного отдела Артиллерийского комитета ГАУ можно встретить немало упоминаний о всевозможных доработках и усовершенствованиях, предлагавшихся многочисленными военными (и не очень) изобретателями.

Что характерно, за всю историю русской "трехлинейки" ни царским ГАУ, ни советским Артиллерийским комитетом не были приняты глобальные модернизации, предполагавшие серьезные изменения конструкции самой винтовки. Тому был целый ряд причин и прежде всего экономического свойства: у государства, вначале российского, а потом и советского просто не было "лишних" денег, необходимых на переоснащение оружейных производств. 

Создание первой опытной партии штыков-ножниц началось по предписанию ГАУ в первой половине 1905 года на Ижевских оружейном и сталеделательных заводах. Отсюда, очевидно, и встречающееся на некоторых известных исследователям образцах штыков-ножниц клеймо "1905". По мере готовности штыки должны были отправляться в действующую армию, то есть на Дальний Восток, в адрес Главного инспектора по артиллерийской части. Есть данные, что испытаниями занималось не ГАУ, а Главное инженерное управление, по ведомству которого проходил военный инженер и изобретатель А.В. Модрах. 

"К сожалению, я не располагаю информацией о результатах этих испытаний и боевом применении штыков-ножниц капитана А.В. Модраха именно в Русско-японскую войну. Тем не менее в Первую мировую они использовались, о чем свидетельствуют не только архивные, но и фотодокументы", — пояснил Константин Лыков.

Всего в Ижевске предполагалось изготовить 10 тыс единиц штыков-ножниц. Но в ноябре 1905 года, то есть уже после завершения войны с Японией, телеграммой из Санкт-Петербурга производство и отправку штыков-ножниц на Дальний Восток велено было прекратить. Разрешили лишь закончить те, что уже находились в производстве. 

По имеющимся данным, к декабрю 1906 года произведено было 4070 единиц штыков-ножниц. В дальнейшем они проходили испытания на ружейном полигоне, по итогам которых в разработку капитана Модраха был внесен ряд изменений. Судя по всему, производство их продолжилось на Ижевских заводах. В общей сложности выпущено было 12 тысяч штыков-ножниц, из которых до наших дней дошли считанные единицы. Во всяком случае, ни один музей в России, не располагает полным экземпляром подобных штыков-ножниц. Они есть только в частных коллекциях. Примерно 10 единиц такого штыка, но уже без ножниц найдено в восточных областях Польши.

Более того — информация об авторе штыков-ножниц оказалась утерянной почти на сто лет — до выхода в свет в 2015-м году первого издания книги "Русский штык" (18+), где впервые была рассказана история саперного капитана Андрея Модраха и его удивительного изобретения. 

Экземпляр штыка-ножниц позднего типа (пружина цельная), демонстрировавшийся несколько лет назад в одном из музеев Москвы. Предмет находится в частной коллекции

Экземпляр штыка-ножниц позднего типа (пружина цельная), демонстрировавшийся несколько лет назад в одном из музеев Москвы. Предмет находится в частной коллекции. Фото: Фото: Из архива Константина Лыкова

Уже в ходе подготовки второго издания этой книги, удалось отыскать новую информацию, касающуюся производства штыков-ножниц системы капитана А. В. Модраха. Оказывается, их выпуском занималась также хабаровская Окружная артиллерийская мастерская, для которой наряд №47 за 1905 год на изготовление партии этих штыков ножниц стал первым крупным заказом. Работами руководил начальник Окружной артмастерской того времени С.Н. Ванков.

Любопытный факт: при переводе С.Н. Ванкова из Хабаровска к новому месту службы в Брянский арсенал, мастерами окружной артиллерийской мастерской была подарена ему миниатюрная копия штыков-ножниц, выполненная из серебра. В настоящее время это уникальное изделие хранится в фондах Государственного Исторического музея (ГИМ) в Москве. 

К слову сказать, это был не единственный случай, когда Семён Николаевич Ванков оказывался в той или иной степени причастен к выпуску экспериментальных штыков для русской трехлинейной винтовки. 

"О неудобствах приспособления"

Но, вернемся к штыку-ножницам А.В. Модраха. Дальнейшая судьба изобретения, похоже, не слишком завидная. Как и многие разработки, первые в своем роде, эти штык-ножницы оказались не слишком удобны в реальной боевой работе, что подтвердило их использование на Западном фронте в период Первой мировой войны. Очевидно, широкого распространения штык-ножницы не получили еще и в силу трудоемкости и дороговизны изготовления (стоимость этих ножниц на заводе составляла 4 рубля 39,21 копейки), а также сложности для сбережения в войсках. Именно такой вывод напрашивается при изучении этого штыка в сборе с довольно хрупкими на вид ножницами.

Сам по себе штык режущим элементом ножниц, вопреки мнению, широко распространенному среди отечественных историков оружия, не являлся. В конструкции капитана Модраха штык играл роль направляющей, по которой ходила подвижная муфта с закрепленными на ней режущими элементами ножниц. Чтобы перекусить колючую проволоку, требовалось резко подать винтовку вперед. Под давлением солдата, ножницы начинали складываться и режущие кромки перекусывали попавшую между ними проволоку. После чего специальная пружина раскрывала ножницы, возвращая их в боевое положение. В первоначальных вариантах ножниц пружину изготавливали из трех частей, но, по итогам испытаний, проведенных на ружейном полигоне Ижевского оружейного завода, было принято решение делать эту пружину из единой детали, увеличив число витков на ней.

Штык-ножницы А.В. Модраха, изготовленные в Ижевске. Ранний тип — пружина собрана из трёх частей

Штык-ножницы А.В. Модраха, изготовленные в Ижевске. Ранний тип — пружина собрана из трёх частей. Фото: Фото: Из собрания Карла-Хайнца Врубеля

Известно, что существовали два варианта штыков-ножниц капитана А.В. Модраха. Первый — описанные выше ножницы, крепившиеся на ножевидный штык. Второй вариант, экспонирующийся в настоящее время в Венском Арсенале, представлял собой аналогичные ножницы, крепившиеся к трехгранному игольчатому штыку, очень похожему со стороны на стандартный, но немного массивнее и длиннее. Трехгранным он стал за счет удаления одного из четырех ребер — правого. Кроме того, ближе к шейке ребра штыка несколько подпиливались, чтобы не мешать перемещению муфты. Разумеется, и в этом случае штык выступал прежде всего направляющей для ножниц.

Ещё один интересный момент: с учетом проведенных испытаний и применения штыка-ножниц в войсках, уже в 1907-м году А.В. Модрах представил в ГАУ чертежи нового штык-ножа для русской трехлинейной винтовки. Как и штык-ножницы, эта разработка также оснащалась съемными ножницами.

Чертежи штыка-ножниц А.В. Модраха, разработанного в 1907 г

Чертежи штыка-ножниц А.В. Модраха, разработанного в 1907 г. Фото: Фото: Из фондов ЦГИА СпБ. Ф. 1290 Оп. 4 Д. 23. Л.001—027

Как видно из чертежей, клинок плоский однолезвийный. Другая кромка представляла собой Т-образную направляющую для скольжения ножниц. Крепился с помощью наствольного кольца и паза в рукояти с фиксирующей кнопкой. Штык переносился, скорее всего, в деревянных ножнах, обтянутых кожей, с металлическим наконечником. Ножницы располагались снизу и представляли собой некое подобие гильотины. Требовалось, как и в первом варианте, подать винтовку вперед, чтобы "коленца" ножниц начали складываться и режущая кромка перекусила проволоку. Любопытный момент — этот штык А.В. Модраха удивительным образом похож на штык-нож 6х3 к автомату Калашникова, появившийся 57 годами позднее.

К сожалению, в настоящее время исследователям известны только чертежи этой разработки, о наличии в музеях или частных коллекциях данного экземпляра информации нет. В 1910 году штык-ножницы А.В. Модраха, наряду с аналогичными приборами механика В.П. Коновалова, генерал-майора А.И. Микулина и штаба 22-й пехотной дивизии, проходили испытания в 1-й саперной бригаде и в лейб-гвардии Стрелковом полку, на Ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы. Результатом испытаний стало заключение Артиллерийского комитета ГАУ, согласно которому ни одно из предложенных устройств не было признано вполне удовлетворительным. В первую очередь по причине большого веса, кроме того, все они оказались достаточно шумными. Наконец, все предложенные разработки плохо справлялись со слабо натянутой проволокой.

Стоит также сказать, что оружейным историкам А.В. Модрах известен прежде всего, как создатель приспособления с перископическим прицелом, позволявшего стрелкам вести огонь из трехлинейной винтовки, не поднимая головы над бруствером окопа. Это изобретение родилось в огне позиционных боев Первой Мировой войны и достаточно успешно применялось на русско-германском фронте.  

После Октябрьской революции 1917 г. Модрах, бывший в ту пору уже подполковником, вынужден был эмигрировать, жил в Белграде, где также сделал несколько изобретений, в частности "автомат для предотвращения столкновений поездов". В дальнейшем следы его, к сожалению, теряются. И очень жаль — ведь про жизнь и судьбу этого удивительного человека, русского военного инженера, изобретателя и даже воздухоплавателя можно написать целую книгу.

227890
43
37

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии