Один из крупнейших продуктовых ритейлеров России X5 Retail Group в рамках подготовки выхода на Дальний Восток проведёт комплексный анализ для оценки возможности по развитию розничной торговой сети в ДФО, сообщает ИА PrimaMеdia.
"По итогам комплексного анализа X5 Group оценит возможности по развитию современной розничной торговой сети в ДФО. Инвестиции в создание распределительных центров и магазинов в ДФО могут составить до 10 млрд рублей в ближайшие три года", — говорится в сообщении Х5.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, на первом этапе речь идёт о Приморском, Хабаровском и Забайкальском краях, а также Амурской области.
X5 Retail Group — один из крупнейших в России ритейлеров по объёму выручки. Компания управляет магазинами "у дома" "Пятёрочка", супермаркетами "Перекресток", гипермаркетами "Карусель" и "жёсткими" дискаунтерами под брендом "Чижик".
На 30 сентября 2022 года под управлением X5 находилось более 20 тысяч магазинов, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, и значительным присутствием в европейской части России. По данным компании сеть включает в себя 18 тысяч 865 магазинов "Пятёрочка", 972 супермаркетов "Перекрёсток" и 316 дискаунтеров "Чижик".
Франшиза нарасхват
По данным Х5, cеть "Пятёрочка" за 9 месяцев 2022 года открыла на 30% больше магазинов по франшизе по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Общее количество франчайзинговых магазинов "Пятерочка" в более чем в 20 регионах РФ на данный момент превышает 200.
"В 2022 году мы отмечаем рост заинтересованности предпринимателей во франшизе торговой сети "Пятерочка". Увеличивается не только количество проданных франшиз, но и расширяется география. Сфера продовольственного ритейла остается одной из наиболее стабильных в условиях экономической турбулентности. А модель обратного франчайзинга, которую мы предлагаем нашим партнерам, фактически снимает многие риски с франчайзи", — пояснила руководитель управления по работе со стратегическими партнерами и обратным франчайзингом торговой сети "Пятёрочка" Ольга Маремьянина (её слова процитированы в сообщении X5).
"Пятерочка" развивала программу франчайзинга с 2010 года, а в январе 2022 года программа была перезапущена. Модель обратного франчайзинга, как и прямая франшиза, подразумевает покупку права вести бизнес под торговой маркой сети, при этом все управленческие функции ложатся на плечи франчайзера, то есть "Пятерочки", которая предоставляет товар на реализацию. Франчайзи за него не платит, при этом получает агентское вознаграждение по итогам каждого месяца.
Партнерский заход
Сегодня в Приморском и Хабаровском краях доминируют местные игроки — "Реми" (бизнес семьи известного предпринимателя Дмитрия Сулеева) и "Самбери" (главный собственник, через ГК "Невада" и ООО "Невада-Восток" — хабаровский бизнесмен Юрий Егоров).
Х5 в августе 2022 года договорилась о стратегическом партнерстве с группами компаний "Красный Яр" и "Слата" (одни из ведущих ритейлеров Восточной Сибири). Стратегический альянс предполагает, что Х5 приобретет 70% в бизнесах "Красный Яр" и "Слата". Сети продолжат работу под своими брендами с сохранением операционных процессов, часть процессов будет интегрирована с X5 для возможности реализации синергического эффекта, в том числе в сфере закупок и логистики.
В мае 2021 года был образован "Восточный союз" (управляющая компания "Восточные розничные сети"), объединивший трех лидеров продуктового ритейла в Сибири и на Дальнем Востоке — "Самбери", ГК "Красный Яр" и ГК "Слата". Партнеры получили равные доли в компании 33,3%.
На судне будут доставляться в РФ китайские товары из провинции Гуанчжоу
Время дискаунтеров
Основной конкурент X5 ритейлер "Магнит" о планах захода на Дальний Восток пока не говорит, зато расширяет сеть дискаунтеров "Моя цена".
Площадь магазинов составляет 100-250 кв. м, ассортимент — около 2 тысяч позиций. "Магнит" открывает дискаунтеры в крупных городах и небольших населенных пунктах численностью до 2 тысяч человек. В настоящее время цены в дискаунтерах в среднем на 15% ниже, чем на аналогичные позиции в магазинах "у дома", в некоторых категориях снижение составляет 30-40%.
Инвестиции в открытие дискаунтеров на 40% меньше, чем сопоставимых по размеру магазинов "у дома".
"Мы продолжаем масштабировать формат и повышать его привлекательность для покупателей, в том числе за счет ассортимента. Высокая операционная эффективность позволяет нам транслировать экономию в цены на полке и создавать самые интересные ценовые предложения", — сказал заместитель гендиректора, директор по управлению розничной сетью "Магнита" Руслан Исмаилов (его слова процитированы в сообщении "Магнита").
"Магнит" — второй по выручке ритейлер в России. На конец июня 2022 года под управлением компании было более 26 тысяч магазинов, в том числе 16 тысяч 748 магазинов "у дома" под вывеской "Магнит".