В следующем году жителям Приморья предстоит определиться с новым губернатором. Эксперты оценили главные интриги предстоящих выборов на отрезке "за 10 месяцев до". В случае, если действующий глава региона Олег Кожемяко пойдет на второй срок, состав его конкурентов может подчиниться принципу отрицательного отбора. Сильные политики вряд ли пройдут муниципальный фильтр, целиком контролируемый ЕР. А на фоне судеб Фургала и Ищенко — вряд ли вообще захотят идти по стопам кандидатов-спойлеров.
Привет из прошлого
Губернаторская кампания станет главным политическим событием 2023 года в Приморье. Предыдущие выборы главы региона наделали много шума и прогремели на всю страну — в сентябре 2018 года и.о. губернатора и кандидат от ЕР Андрей Тарасенко не смог победить ни в первом, ни во втором туре, в который прошел вместе с кандидатом от КПРФ Андреем Ищенко.
Не справился с "медовым месяцем". Жюри подвело итоги премии РАСО "Гамбургский счет": Кожемяко не победил, Фургала тоже отметили
Из-за массовых нарушений, допущенных обеими сторонами, Центризбирком аннулировал результаты и объявил электоральную перезагрузку — были назначены новые выборы, окрещенные местными экспертами "третьим туром". После этого Андрей Тарасенко уступил место и.о. губернатора Олегу Кожемяко, прибывшему исправлять аховую ситуацию из Сахалинской области и заручившемуся колоссальной политтехнологической и административной поддержкой. Андрей Ищенко в этот раз не получил выдвижения от КПРФ и сделал попытку самовыдвижения, но предсказуемо не собрал необходимого количества подписей муниципальных кандидатов.
Приморский кейс подтвердил не только наличие протестных настроений на Дальнем Востоке, но и их прямое воздействие на политический ландшафт. В том же 2018 году губернаторские выборы в Хабаровском крае выиграл представитель ЛДПР Сергей Фургал, двукратно превзойдя по процентам единоросса и действующего главу региона Вячеслава Шпорта.
Примечательно, что и Ищенко, и Фургал считались техническими кандидатами. Эксперты тогда подчеркивали особенность оппозиционных настроений на ДВ — протестная волна выплеснула на верхушку очевидных спойлеров не в силу их личных качеств и заслуг, а в пику правящей партии.
Примечательно также то, что и Ищенко, и Фургал прекрасно осознавали задачу "отбыть номер" в момент выдвижения. После прохождения во второй тур, оба отказались снимать свои кандидатуры. И оба впоследствии стали фигурантами уголовных дел.
С 2018 года протест на Дальнем Востоке давал о себе знать как минимум дважды. В 2020 году арест Сергея Фургала совершенно внезапно запустил большую кампанию в поддержку политика, главным физическим проявлением которой стали многолюдные шествия горожан по центральным улицам Хабаровска. Несмотря на ковидные ограничения и запрет массовых мероприятий по всей стране (то есть имея и политическую, и противоэпидемиологическую мотивацию), власти не решились на подавление демонстраций силовым путем. В какой-то мере были сделаны уступки — и.о. губернатора стал представитель ЛДПР Михаил Дегтярев.
В 2021 году на выборах в Законодательное собрание Приморского края КПРФ триумфально взяла Владивосток — дальневосточная столица отдала коммунистам 8 из 11 округов, расположенных на ее территории. Причем все эти 8 округов находились в границах города. Остальные три, в которых победили единороссы, были сшиты с лояльным Артемом, что и явилось главным фактором победы. В целом, представители КПРФ завоевали 14 из 40 мандатов и серьезно укрепили свое представительство в региональном парламенте (ранее фракция насчитывала 9 депутатов).
Очевидно, что протест на Дальнем Востоке и в Приморье, в частности, обладает волнообразностью и внезапностью, что делает любые выборы нетривиальными даже в нынешних условиях консолидации политических сил вокруг СВО. Непредсказуемость электорального поведения избирателей на фоне историй Фургала и Ищенко вносит в процесс, если не интригу, то некоторые важные детали.
Сценарии выборов и отрицательная селекция
Краеугольным камнем в архитектуре грядущей губернаторской кампании, от которого она и будет строиться, остается вопрос — будет ли в ней участвовать Олег Кожемяко.
"Вопрос, пойдет ли Олег Кожемяко на новый срок, действительно, сохраняется в повестке, — говорит политолог Павел Наливайко. — И, наверно, интрига будет держаться вплоть до весны следующего года. Хотя она, скорее, умозрительная.
Оголять Приморский край на фоне тех вызовов, которые стоят перед регионом и Дальним Востоком, в целом, не рационально, так что участие Кожемяко на губернаторских выборах можно ожидать уверенно".
Главные события политической недели в деавтомобилизационном материале ИА PrimaMedia
По мнению эксперта, это связано не только с геополитикой определенного толка, но и с необходимостью завершить начинания, которые были запущены главой региона в предыдущие годы. Олегу Кожемяко необходимо оставить сильный след в Приморье от своего периода руководства.
"В случае, если Олег Кожемяко пойдет на второй срок, выборы могут пойти по референдумному сценарию, — продолжает Павел Наливайко. — Партии выставят чисто формальных конкурентов. Не потому, что не могут выставить кого-то более сильного, а в виду того, что есть, на мой взгляд, негласный консенсус среди политических элит, что Кожемяко сегодня является лидером в регионе, как имиджевым, так и политическим. Все пройдет в спокойной обстановке. Интрига будет развиваться лишь вокруг процентов".
Политолог Вячеслав Беляков также рассматривает референдумный сценарий выборов, как наиболее вероятный.
"Губернаторские кампании в принципе постараются проводить по максимально референдумному типу, — считает он. — В этом смысле, если Олег Кожемяко при поддержке президента пойдет на новый срок, то, скорее всего, сильные конкуренты просто не будут допущены до выборов. Фактически, сейчас в Приморье ни одна политическая партия, кроме "Единой России", не способна собрать достаточно подписей муниципальных депутатов, то есть пройти муниципальный фильтр. Даже коммунисты сейчас эту возможность потеряли".
Добавим, что сентябрьские выборы в этом году закончились триумфом кандидатов от партии власти. Думские кампании прошли в девяти муниципалитетах Приморья. Представители КПРФ значительно растеряли свой "депутатский фонд". В целом по девяти территориям им удалось набрать лишь 7 мандатов из 213. В то время, как у ЕР их — 141. К этому числу следует прибавить 41 самовыдвиженца. Тактику "кандидатов без флагов" активно и эффективно использовали провластные политтехнологи во Владивостоке, Хасанском округе и ЗАТО Фокино.
"Таким образом, собирать муниципальный фильтр всем конкурентам действующего губернатора будет "Единая Россия". Они постараются, чтобы эти конкуренты были максимально предсказуемы", — отметил Вячеслав Беляков.
Подводим промежуточные и удивительные итоги девяти думских кампаний, прошедших 11 сентября
С другой стороны, считает эксперт, не понятно, как будут развиваться политическая ситуация и социальные отношения в Приморье.
"В принципе, и Фургал, и Ищенко были согласованными конкурентами на своих выборах. В том числе, Ищенко в его первую кампанию помогали административным образом собрать подписи муниципальных депутатов. Эта система всегда может качнуться в непонятную сторону", — подчеркивает политолог.
По его словам, в прогнозах по соперникам Олега Кожемяко можно концептуально ориентироваться на предыдущую губернаторскую кампанию.
"Можно предположить, что, например, от ЛДПР пойдет тот же Андрейченко (депутат ЗСПК Андрей Андрейченко — прим.ред). Не понятно, как поведет себя "Справедливая Россия", так как после выборов в Думу Владивостока ее приморское отделение находится в глубоком кризисе, — продолжает Вячеслав Беляков. — Возможно, руководство партии будет меняться, а ячейка — переформатироваться. То же самое с коммунистами. С ними все очень сложно. Вполне вероятно, что согласованным кандидатом пойдет Анатолий Долгачев (первый секретарь реготделения КПРФ, депутат ЗСПК — прим.ред.). Тем более, за эта кандидатура максимально безопасна для власти, потому что за него никто никогда в жизни не проголосует. Хотя здесь тоже может что-то поменяться".
Добавим, что незавидная участь Ищенко и Фургала, которые до губернаторских кампаний были частью политической массовки и не знали бед, вряд ли мотивирует соразмерные им фигуры на участие в выборах, пусть даже в качестве согласованных техников. С одной стороны, такой ход событий сам по себе избавляет кампанию от серьезных конкурентов. С другой — ставит ее легитимность в уязвимую позицию. Соперники у действующего губернатора должны быть не только понятными и предсказуемыми, но и мало-мальски узнаваемыми, чтобы победа над ними не выглядела избиением младенцев.
Не стоит забывать, что институт выборов важен, как площадка для раскрутки перспективных политиков и социальных коммуникаторов, от которых Приморье в последнее время отощало. В ситуации, когда при сильном лидере необходимо играть роль спойлера, да еще с неочевидными перспективами, список конкурентов может подвергнуться отрицательному отбору и наполниться фигурами, очевидно не подходящими на губернаторский пост по своему статусу и портфолио.
"Наверняка, будет набор достаточно бесполезных кандидатов от различных политических сил. Критическое значение личности не имеют. Но события развиваются очень быстро. Такие длинные прогнозы больше похожи на гадания, чем на аналитику", — отмечает Вячеслав Беляков.
Нелегкая прогулка
При этом эксперты не обещают Олегу Кожемяко "легкой прогулки" на выборах, даже с учетом того, что конкуренция ожидается исключительно декоративной и ритуальной.
"Предыдущая кампания Кожемяко прошла при массированной, беспрецедентной политтехнологической поддержке со всей России. В этот раз такого не будет. Если ситуация в обществе станет нестабильной, то произойти может все, что угодно", — подчеркивает Вячеслав Беляков.
Павел Наливайко отмечает, что социология сегодня фиксирует повышенный уровень тревожности населения. Это необходимо будет учитывать при выстраивании губернаторской кампании.
"Логика предвыборной кампанией могла бы быть направлена на стабилизацию общественных настроений, тиражирование новых задач для региона, новых свершений и так далее, — говорит эксперт. — Должно произойти переключение внимания на региональную повестку. Безусловно, кампания будет специфической, как в этом году во Владивостоке, и интересной. Если, конечно, она состоится".