Во Владивостоке кипение страстей по поводу стремительно идущей дорожной революции слегка охладили обещанием не штрафовать "контрреволюционеров" (среди которых могут быть просто заблуждающиеся). Предъявлен — пока в куцей версии и без подробностей — мастер-план дальневосточной столицы до 2030 года, смотреть на который приятно хотя бы в медитативных целях. Не обошлось без скандалов — оба прозвучали в сфере, связанной с городской застройкой. Уголовное дело главы Партизанского района Льва Хамхоева передано в суд, что суть не событие, но повод поговорить о нелегком положении муниципальных управленцев.
Пока не штрафовать
Региональные власти совместно с приморским ГИБДД смягчили стремительный ход дорожной революции во Владивостоке и пообещали не наказывать автомобилистов за нарушение новой разметки в центре города, пока они не привыкнут к ней (или не свыкнуться).
Около месяца назад в дальневосточной столице тренд на деавтомобилизацию, озвученный давно, получил первые физические воплощения.
Особенности проезда по Океанскому проспекту на пересечении с Фонтанной и Мордовцева
Отдельные полосы для автобусов, делиниаторы, разметка-"вафельница", платные парковки вдоль главных улиц — все эти признаки современного мегаполиса (при отсутствии некоторых иных признаков) вызвали бурю эмоций горожан. Не только негативных, стоит признать, но и положительных, и любой спор на эту тему может занять много времени, так как у обеих сторон имеется широкий диапазон уже готовых и отточенных аргументов.
Долгое время Владивосток развивался в тренде "все для автомобилистов". Повинуясь ему, сужались тротуары, расширялись полосы, новые дороги прокладывались иногда вообще без мысли, как на них быть пешеходам. Венец этого подхода — мост через Золотой Рог, который, несмотря на зримую красоту и изящность, имеет врожденный порок — функционал объекта еще при проектировании был ограничен автомобильным движением. Для сравнения — полный теска нашего моста в Стамбуле имеет пешеходную зону, равную по площади автомобильной, железнодорожные пути и разводной механизм для прохода под ним крупных судов. Но это так, к слову.
Потом вдруг Владивостока опомнился и побежал в противоположную сторону — теперь уже ведутся разговоры о деавтомобилизации, о необходимости расширять тротуары и делать город удобным, в первую очередь, для пешеходов, велосипедистов и так далее. Естественно, такие развороты не проходят для горожан безболезненно. Тем более, если большАя (или бОльшая) часть из них — автолюбители.
"Городские власти предприняли абсолютно назревшее решение — пересмотреть подход к пробкам в городе. Выход один: приучить горожан к общественному транспорту, — считает политобозреватель Андрей Калачинский. — Когда-то трамваи убрали, чтобы дать дорогу частному транспорту. Теперь город не вмещает столько авто. Первый шаг — показать, что автобус быстрее. Для этого и делаются выделенные полосы. Это мировая практика. В ряде городов на личном авто въезд в центр вообще запрещён. На первом этапе горожане возмущаются — выделенка действительно усилила пробки в центре. Второй этап — заставить через платные парковки пересадить людей в автобусы. Тут выхода нет. Но и сразу наказывать горожан тоже не стоит. И тут региональная власть права. А мэрия права в том, что не отступает. Но она теперь должна делать все, чтобы автобусы стали образцовым общественным транспортом. Пока они у нас, надо признать, третьеразрядные".
По мнению политолога Вячеслава Белякова, решение "пока не штрафовать" водителей является непоследовательным.
"Если мэрия и специалисты уверены в том, что разметка и вся система правильные — смягчать её введение нет никакого смысла, если же будут выявлены "ошибки и перегибы" — это поставит под удар и главу города и его команду, занимающуюся реформированием транспортной системы, — считает он. — Возможно, замысел правительства в том, чтобы дать людям больше времени, чтобы привыкнуть к нововведениям, однако негатив таким образом погасить вряд ли удастся, а чем ближе к губернаторским выборам, тем сложнее будет вводить карательные меры".
Решение таких вопросов, считает эксперт, лежит в другой плоскости.
"Новшества, касающиеся множества граждан, должны открыто обсуждаться, — говорит Беляков. — Прежде чем рисовать разметку стоило бы рассказать людям, как и зачем это делается, ответить на все вопросы и показать перспективные планы, ведь та же выделенка только в центре не решает проблем общественного транспорта почти никак. Открытость и правильное позиционирование — ключ к купированию недовольства. Но проявлять её нужно до того как, а не бить по хвостам и пытаться успокоить разгневанных горожан".
Сочиняй мечты
Глава Владивостока Константин Шестаков представил депутатам городской думы мастер-план города до 2030 года, а также предложил народным избранникам войти в состав рабочей группы для более детальной проработки концепции развития дальневосточной столицы.
Позже документ в несколько обрезанном виде (без цифр и источников финансирования) опубликовал в своем телеграм-канале (12+) городской депутат Дмитрий Новиков. В этом виде мастер-план оказался похож на сборник картинок с видами фантастического будущего — с небоскребами, огромными набережными, садами, парками и т.д.
Если вспомнить, что мастер-план трижды редактировался по указанию полпредства ДФО, которое просило его "компактизировать" и максимально приземлить, тяжело представить, какими были изначальный вариант и масштабы замыслов.
Но и текущий вариант, выложенный в открытый доступ, разительно меняет внешний облик дальневосточной столицы и обладает некоторой мечтательностью, отмеченной горожанами во множестве ироничных комментариев.
При всей своей кажущейся несбыточности эксперты считают, что такие глобальные проекты необходимы городу.
"Людская молва всегда в чем-то права и не права, — подчеркивает политолог Юрий Коломейцев. — Хочется, чтобы все хорошее было уже завтра, а не через 10 или 30 лет. Потому что где я буду завтра — еще понятно, а где я буду через год-два — уже не так понятно. Власти живут, как правило, пятилетками, у них больший горизонт планирования. И такие проекты делать надо. Если их не делать, то ничего и не будет получаться. Да, претензий много. Но собака лает, караван идет, и обе стороны должны слушать друг друга".
По мнению Вячеслава Белякова, главная проблема нового мастер-плана заключается в том, что он "неизвестно какой уже по счёту".
"Скепсис горожан понятен, все устали от "прожектов" и хотят видеть улучшения при своей жизни, желательно в ближайшие годы, а не в 2050-м, — отмечает он. — Никто не спорит с тем, что планировать развитие города необходимо, а изменение планов — норма стремительно меняющейся жизни. Но основная проблема опять лежит в поле коммуникаций — победить скепсис может только информационная открытость, честный и своевременный диалог на злободневные темы. Презентуя проект, стоило бы ответить на два главных вопроса: что пошло не так в прошлый раз? И почему должно получиться сейчас? Тогда и критики было бы гораздо меньше".
Похожего мнения придерживается и Андрей Калачинский, который подчеркивает, что мастер-план, в первую очередь, должны оценить специалисты, а не блогеры, и завершил комментарий словами "пусть хоть какой-то план будет осуществлен".
Добавим, что в текущем виде мастер-план включает в себя масштабные проекты по экономическому развитию, развитию городской среды, транспортной инфраструктуры и образованию. Это создание Центрального природного парка на территории Ботанического сада ДВО РАН, благоустройство побережья вдоль Амурского залива, ревитализация исторического центра (здесь важно подчеркнуть, что речь идет о восстановлении облика памятников архитектуры и обеспечении пешеходной связанности всех районов центра), строительство объездной трассы, организация легкого метро по действующей железнодорожной сети и другие проекты.
Завершиться работа над создание мастер-плана Владивостока должна весной 2023 года. Как сказал рэп-поэт Влади из "Касты", "Сочиняй мечты. Есть миллионы шансов, что скоро будет все сбываться".
Земли раздора
На этой неделе обозначились сразу два ярких скандала, связанных с точечной (или уплотнительной) застройкой Владивостока.
Наиболее резонансный из них касается выдачи земли на улице Шошина под возведение жилого комплекса. Сделка обернулась уголовным делом. По версии следствия, весной 2022 года было установлено, что администрация Владивостока заключила договор купли-продажи земельного участка, расположенного на сопке Шошина во Владивостоке, с лицами, являющимися собственниками расположенных на нем объектов капитального строительства (гаражный кооператив) по льготной цене.
Льготный порядок предоставления земельного участка позволил собственникам гаражей приобрести в долевую собственность земельный участок кадастровой стоимостью более 20 млн рублей за сумму немногим более 1 млн. При этом площадь заявленного участка несоразмерна площади расположенных на нем объектов, в связи с наличием которых земельный участок и был предоставлен в общую долевую собственность граждан. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ — мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере.
На этой неделе уголовное дело стало активно давать о себе знать. Был опрошен (позже отпущен без предъявления претензий и меры пресечения) руководитель одной из крупнейших приморских компаний-застройщиков ГК "Эскадра" Борис Поздняков.
Председатель совета директоров ГК "Эскадра" Борис Поздняков рассказал о деле по стройке на Шошина во Владивостоке
В комментарии ИА PrimaMedia он высказал уверенность, что компетентные органы окончательно и объективно разберутся во всех деталях нашумевшей истории, и для компании и всех реализуемых и планируемых проектов, где уже на сегодня около 2000 договоров долевого участия — все обойдется.
"Там, где я провел этот уик-энд вам точно не понравится", — витиевато ответил Борис Поздняков на вопрос о ходе следствия и его участия в нем.
СМИ и новые медиа сообщали о привлечении к делу в разных ипостасях экс-чиновников городской администрации — Армена Карапетяна (бывший глава управления мунсобственности), Натальи Соколовой (бывшая вице-мэр) и Михаила Берестенко (бывший глава горизбиркома). Источник ИА PrimaMedia сообщил, что на данный момент они не являются фигурантами уголовного дела.
Наталья Соколова на вопрос ИА PrimaMedia, присланный ей в мессенджер, знакома ли она с историей сделки и имеет ли какое-то к ней отношение к ней, сообщила, что у нее нет комментариев по данной "теме" и предложила сравнить временные периоды продажи участка и ее нахождения в муниципальной должности. Позже она удалила сообщение из переписки, но оно сохранилось в пересланных сообщениях. Отметим, что информация о совершении сделки стала известна в марте 2022 года. Наталья Соколова покинула мэрию в августе 2021 года.
Получить комментарии Армена Карапетяна и Михаила Берестенко у агентства не получилось.
"На данный момент фигурантом этого уголовного дела является некий предприниматель, личность которого следствие не раскрывает", — уточнил источник в правоохранительных органах.
Вторая история касается намерений китайского застройщика возвести на Эгершельде крупный жилой комплекс рядом с уже существующим крупным жилым комплексом "Аквамарин", построенным ООО СП "Строитель" — компанией, принадлежащей приморскому девелоперу Сейрану Оганесяну.
Через сетку СМИ и телеграм-каналов (12+) транслируется позиция, что на этом участке должен быть сквер, а не очередная высотка, как это когда-то планировалось (или, по крайней мере, озвучивалось в период строительства первой). Очевидно, что интенции медиа здесь совпадают с интенциями владельцев "первого дальневосточного небоскреба", которые в прямом и переносном смысле не хотят, чтобы их оттеняли. Эгершельд, как Боливар, может не выдержать двоих.
Два этих эпизода дают почву для нескольких выводов. Первый — что точечная (или уплотнительная) застройка уже давно вышла из плоскости "бизнес ту бизнес", и глубоко внедрилась в общественно-политическую повестку. Второй — в таких условиях жизненно необходимы оказались каналы коммуникации с жителями и медиа. Как для того, чтобы защищать свои интересы, так и для того, чтобы защищаться от интересов чужих.
"Споры вокруг застройки — одна из главных болевых точек настоящего времени и ближайшего будущего, — считает Вячеслав Беляков. — Их станет только больше. С одной стороны, городу необходимо развиваться, а без стройки это невозможно. С другой — необходимо учитывать мнение граждан.
Чем быстрее застройщики и чиновники поймут простую истину (строить как раньше, не оглядываясь ни на кого, уже не получится) тем быстрее общество перейдет к цивилизованному диалогу. Сейчас же получается, что бенефициары строительства не удосуживаются никак работать с общественным мнением, а оппозиция научилась использовать такие истории ради дешевого хайпа. В результате — скандалы, интриги и расследования".
Андрей Калачинский отмечает, что городская земля — главная ценность города.
"Застройщики получают эти площадки с такими интересными приключениями, что чиновников из отдела городских земельных не успевают ловить за руку, обвинять, снимать с работы и судить. Это все обычные разборки, когда кто-то не выполнил обещанное или на рынке появился новый игрок, обиженный тем, что лакомый кусок достался не ему", — подчеркивает эксперт.
Главы под ударом
В Приморье в суд передано уголовное дело в отношении главы Партизанского муниципального района Льва Хамхоева. Его подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. История раскручивается еще с февраля 2022 года, когда глава муниципалитета был арестован, но здесь интересны не детали конкретного дела, а, скорее, общий тренд и контекст.
Очередной этап в движении дела главы Партизанского района показывает уязвимость положения муниципальных управленцев. Только в этом году уголовные дела были заведены на главу Шкотовского района Виктора Михайлова (злоупотребление полномочиями) и главу Новонежинского сельского поселения (невыплата заработной платы сотрудникам). Идут процессы над экс-главой Большого Камня Александром Андрюхиным (за сделки с землей для многодетных) и бывшим мэром Владивостока Олегом Гуменюком (два эпизода получения взятки в крупном размере).
Стоит сказать, что муниципальные руководители сейчас существуют в реальности шахматного поля, где они выглядят фигурами далеко не высшего порядка, а кругом — ферзи, кони, офицеры.
"Любой глава муниципального образования понимает, что ходит по лезвию ножа, — прокомментировал политолог Виктор Бурлаков. — Любые его действия можно оспорить и трактовать по-разному с правовой точки зрения. И этот дамоклов меч сильно парализует их деятельность".