Экономика Приморья в новых реалиях по большому счёту демонстрирует стрессоустойчивость. Но только в тех отраслях, что связаны с экспортными рынками — стивидорный бизнес (уголь и контейнеры по-прежнему наше всё), производство сельхозпродукции (санкции санкциями, а азиаты хотят больше приморской кукурузы и сои), вылов рыбы и крабов (последняя передышка перед вторым этапом инвестквот). Сильнее всего пострадали лесная отрасль ("Тернейлес" не может пробиться на экспортные рынки), добыча редких металлов (Лермонтовский ГОК так и не нашёл себе инвестора) и туризм (Китай обещает открыть границы только с 8 января). Увы, закончена история сборки во Владивостоке японских автомобилей, зато корейские инвесторы продолжают верить в игорную зону (18+).
ИА PrimaMedia составило свой ТОП бизнес-событий 2022 года, не ранжируя их по степени важности. Итоги года по отраслям читайте уже в Новом году.
Дарькин и рыбный порт
Экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин продолжает оставаться одним из главных спикеров в бизнес-среде региона, подтвердив свой статус попаданием в члены образованного в 2022 году Делового совета Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Севера-Востока КНР, первое заседание которого состоялось в рамках ВЭФ-2022 (16+). Президент и владелец "Тихоокеанской инвестиционной группы" (ТИГР) даже получил время для выступления на заседании наряду с руководителями "Легендагро Приморье" Дмитрием Савенковым и "Забайкальского зерногового терминала" Кареном Овсепяном.
В 2022 году Дарькин большей частью "закрывал вопросы" по своему новому активу — Владивостокскому морскому рыбному порту (стивидорная компания в порту Владивосток).
Напомним, что в августе 2021 года доли в московской компании "Геотэкс", которая контролирует 51,9% уставного капитала "Владморрыбпорта", частично перераспределились в пользу структур, контролируемых семьёй Сергея Дарькина.
На данный момент 90% капитала "Геотэкса" принадлежат ООО "ТИГР-Инфраструктура" (Москва), владельцем которого является контролируемое супругой экс-губернатора Ларисой Белобровой АО "Дальинвестгрупп" (Москва).
В оппозиции "ТИГРиному блоку" в рыбном порту находится гендиректор ООО "Торговый дом Фили" (Москва) Александр Евдокимов, которому принадлежит 24,99% акций "Владморырбпорта" после выхода из стивидорного бизнеса Дениса Сарана.
Арбитражный суд Приморского края в июне 2022 года возбудил производство по заявлению Александра Евдокимова к компании "Геотэкс" и гендиректору "Владморрыбпорта" Александру Шевченко. Сумма заявленных к взысканию требований уникальна для приморского бизнеса — 4 млрд 619 млн 166 тысяч рублей. В качестве третьих лиц суд привлёк к участию в деле ООО "Владивостокский морской контейнерный терминал" и ООО "Владивостокский рыбный терминал", по 52% капитала которых принадлежит всё тому же "Геотэксу", а по 48% — ООО "Берег-Ост", бенефициаром которого, согласно ЕГРЮЛ, является… Александр Евдокимов. Противостояние сторон продолжается — судебное разбирательство по делу отложено на 17 января 2023 года.
Главные экономические темы практически в предновогоднем бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
Братья Магомедовы получили сроки
Мещанский суд Москвы в начале декабря приговорил к 19 годам колонии строгого режима основателя группы "Сумма" Зиявудина Магомедова по уголовному делу о преступном сообществе и многомиллиардных хищениях бюджетных средств. Согласно приговору, не позднее 2010 года братья Зиявудин и Магомед Магомедовы создали преступное сообщество, целью которого было систематическое хищение денежных средств федерального и регионального бюджетов. Основой для сообщества, установили следствие и суд, стала подконтрольная братьям холдинговая группа компаний "Сумма" и входящие в него юридические лица. Речь идет о девяти эпизодах хищений на общую сумму в 11 млрд рублей.
Суд также конфисковал акции транспортных активов группы FESCO, которые контролировал осужденный. Согласно приговору, суд конфисковал в доход государства, принадлежащие бизнесмену доли в ООО "Управляющая компания "Транспортная группа ФЕСКО", ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), АО "Русская Тройка", АО "Портовый флот", АО "Порт-Актив", "Феско-Бункер" и других.
Основатель группы "Сумма" Зиявудин Магомедов во время саммита АТЭС во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Но на этом передел бизнеса еще не закончен. По последним данным, Зиявудин Магомедов владеет около 32,5% акций ДВМП (ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, головная компания группы FESCO). Это пакет у него по приговору Мещанского суда был конфискованы, но соответствующее решение не вступило в законную силу.
Тем временем FESСO пытается взыскать в Арбитражном суде Москвы с Зиявудина Магомедова и ряду компаний 80,1 млрд рублей и $13,8 млн. В качестве ответчиков в иске, кроме Магомедова, указаны кипрские компании Envartia Consulting Ltd и Smartilicious Consulting Ltd, а также Felix LP (Каймановы острова) и SGS Universal Investment Holdings Ltd (Британские Виргинские острова).
"Акции FESCO, купленные Магомедовым, были приобретены на деньги, взятые у самой компании, и, судя по имеющимся у нас сведениям, показаниям его коллег, деньги не предполагалось возвращать в компанию. Собственно, это и является причиной, почему компания заняла жесткую позицию в отношении Магомедова и инициировала те судебные процессы, которые сейчас идут. В результате ряда зарубежных судебных процессов на настоящий момент Магомедов утратил право контроля в компаниях, которые являются акционерами FESCO.
Судом поставлены независимые ликвидаторы, и сейчас, по сути, Магомедов более не контролирует компании, которые являются акционерами FESCO, то есть де-факто он уже перестал быть владельцем компании в своей части",
— пояснил председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.
Несостоявшийся ВКАД
Приморье с первого захода попытки не смогло найти инвестора для строительства первого этапа столь нужной на фоне транспортных проблем Владивостокской кольцевой автомобильной дороги (ВКАД). Для дальневосточной столицы масштабная стройка может повторить успех строек АТЭС.
Проект предлагалось реализовать в модном нынче формате концессии, как и успешно реализованную соседями платную скоростную трассу в обход Хабаровска, но даже китайские госкорпорации, щелкающие такие задачи "как орехи", не рискнули подписаться на его реализацию в нынешних реалиях.
Ещё в феврале этого года правительство Приморья рассмотрело две частные концессионные инициативы (ЧКИ) на право заключения соглашения о строительстве ВКАД: от китайской CRCC International Investment (инвестиционное подразделение китайской China Railway Construction Corporation, CRCC) и от Газпромбанка совместно с группой "БТС-Мост" (ранее — АО "УСК Мост"). Согласно российской заявке, концессионером в проекте выступает совместная компания Газпромбанка и "БТС-Моста" — ООО "ВКАД". Интересно, что держащий руку на пульсе всех экономических тем региона полпред Юрий Трутнев заявил, что власти Приморья поддерживают ЧКИ от российских инвесторов.
Однако по факту конкурс так и не состоялся. Источники ИА PrimaMedia говорят, что китайцы в процессе предварительных переговоров сильно завысили свои запросы, а группа "БТС-Мост" взяла паузу из-за изменившихся приоритетов. Тем не менее, идея строительства ВКАД остаётся в повестке дня — в ноябре АО "Гипростроймост Санкт-Петербург" представило после доработки новый вариант расположения дороги.
Проект представлен и одобрен на всех уровнях. Он нужен городу, без него сложно представить дальнейшее развитие и планировочные решения. И на данном этапе уже проделана большая работа, которая ляжет в основу будущего проекта автодороги",
— сказал губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко. Фото: Игорь Новиков (правительство Приморского края)
Источники ИА PrimaMedia говорят, что проект ВКАД будет финализирован только к следующему ВЭФу, китайцы по-прежнему готовы вступить в большую стройку.
Кто выступит спасателем "Восточной верфи"
Успешный политик и бизнесмен Геннадий Лазарев не сумел самостоятельно "разрулить" ситуацию вокруг своего основного на данный момент актива — "Восточной верфи". Одно из двух судостроительных предприятий Приморья, получивших миллиардные заказы на строительство краболовные суда, не по своей воле оказалось на грани банкротства из-за отсутствия оборотных средств после потери оборонзаказа и добавившихся проблем с импортными комплектующими для строящихся судов.
Согласно данным ЕГРЮЛ, Геннадию Лазареву напрямую принадлежало 19,54% акций АО "Восточная верфь". С учётом ценных бумаг, принадлежащих семье Лазаревых и их партнерам, этот блок контролирует предприятие.
На фоне проблем с обслуживанием кредитов "Восточная верфь" 13 октября 2022 года подала заявление о собственном банкротстве. На данный момент заявление оставлено Арбитражным судом Приморья без движения до 13 января 2023 года. При этом в дело намерен вступить Промсвязьбанк, заявление которого на данный момент также оставлено без движения.
Отметим, что вариант спасения предприятия на данный момент уже вроде бы как найден — собственником "Восточной верфи" может стать "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), готовая вложить в активы и основные средства судозавода около 12 млрд рублей, направив их в том числе на приобретение нового плавучего дока, удлинение достроечной набережной и изменение внутренней логистики.
Для оценки состояния судостроительного завода и его финансового оздоровления Минпромторгом России была создана межведомственная комиссия, главная задача которой — вывести предприятие из кризиса. Для чего необходимо решить вопрос о смене ключевого инвестора, который возьмет на себя как долговую, так и социальную нагрузку, выполнит все обязательства и условия по гособоронзаказам и гражданским контрактам. Таким партнером может стать Объединенная судостроительная корпорация",
— сказал министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин.
Японский дрифт
В 2022 году Приморье лишилось и без того скромных японских инвестиций — японский автоконцерн Mazda на фоне санкционного давления на РФ вышел из ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" (в ноябре переименовано в ООО "Автомобильные индустриальные технологии"), собиравшего на заводе во Владивостоке автомобили Mazda и двигатели к ним в ТОР "Надеждинская".
СП "Соллерса" и Mazda выпускало автомобили на заводе во Владивостоке с 2011 года. До мая 2022 года там производились кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, седан Mazda 6. За 2021 год завод произвел около 29 тысяч машин.
Cоглашение о передаче "Соллерсу" доли Mazda в СП "МСМР" было подписано 24 октября 2022 года. Концерн отмечал, что сделка будет совершена за символическую стоимость в один евро и предполагает опцион на выкуп доли в СП в течение следующих трёх лет. Убыток в связи со сделкой Mazda оценила в 12 млрд иен (на тот момент чуть более $82 млн).
Председатель совета директоров и один из владельцев автомобилестроительной группы "Соллерс" Адиль Ширинов не так давно заверил, что сборочный завод во Владивостоке возобновит свою работу в 2023 году, но уже с другими брендами. Скорее всего, "Соллерс" будет собирать в Приморье китайские внедорожники.
Площадку во Владивостоке мы однозначно будем задействовать. На сегодняшний день, как и по всем другим площадкам, где мы вынуждены были реорганизовываться, мы сохранили 100% персонала и полностью оплачиваем время простоя",
— сказал Адиль Ширинов.
Во Владивостоке у "Соллерса" остался корпус, в котором собирались автомобили Mazda.
Один из двух бывших "Хаяттов" так и не стал японским
В 2022 году наконец-то распахнул свои двери для постояльцев пятизвёздочный отель Vladivostok Grand Hotel and SPA, один из двух отелей, которые строились во Владивостоке ещё к саммиту АТЭС-2012 и из-за которых реальный срок сегодня грозит экс-директору ОАО "Наш дом Приморье" Марине Ломакиной.
При этом в самый последний момент отель на Корабельной набережной лишился японских партнеров в лице компании Okura Nikko Hotel Management Co. Ltd. Ранее предполагалось, что Okura Vladivostok станет первым отелем японской оператора в России и на здании даже появились в своё время вывески с этим логотипом.
После побега японцев собственник отеля — АО "Многофункциональный гостиничный комплекс "Золотой Рог" — реализует проект собственными силами.
Vladivostok Grand Hotel & SPA. Фото: Александр Хом
Напомним, что собственником двух неудавшихся "Хаяттов" в апреле 2019 года стала структура бизнес-империи Олега Дерипаски ООО "Парк-отель "Бурдугуз" (Иркутская область), выложившая за два объекта 3,7 млрд рублей. Для управления отелем были созданы две отдельные структуры -АО "Многофункциональный гостиничный комплекс "Золотой Рог" и АО "Многофункциональный комплекс "Бурный".
В настоящее время во Владивостоке работает ещё один 5-звездочный отель — южнокорейский Lotte.
Что касается пока ещё безымянного отеля на мысе Бурный, то его запуск был отложен на январь 2023 года, но теперь ясно, что в эти сроки владельцы точно не уложатся.
Корейцы ставят "на зеро"
В начале 2022 года всероссийская Ассоциация операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС) объединила соинвесторов игорной зоны "Приморье" и приняла на себя обязательство по разработке мастер-плана интегрированного развлекательного курорта (ИРК) "Приморье". Документ к марту 2023 года должна представить компания "Обермайер Консульт" (Москва), основные решения будут утверждены генеральным планом территории.
Мастер-план ляжет в основу развития курорта и ответит на многие вопросы, касающиеся транспортных и пешеходных связей, мест для парковок, архитектурных и стилистических решений, а также объединит все проекты в единую туристическую экосистему, которая станет точкой притяжения туристов",
— сказал врио гендиректора Корпорации развития Приморского края (КРПК) Игорь Трофимов.
В настоящее время в России открыто несколько игорных кластеров в разных регионах: "Приморье" (Приморский край), "Красная Поляна" (Сочи), "Янтарная" (Калининградская область) и "Сибирская монета" (Алтай).
Игорная зона "Приморье" входит в состав туристического кластера в бухте Муравьиная. В рамках первого этапа проекта на территории 263 га планировалось создать 12 гостиничных комплексов с казино, а также развлекательные объекты для семейного и молодежного отдыха. Два первых объекта — Tigre de Cristal и "Шамбала" — уже введены в эксплуатацию.
По данным КРПК, в ИРКЗ "Приморье" появится новый резидент — южнокорейская компания Haezhung Developers обоснуется на участке №1 с проектом строительства гостиничного комплекса с казино, торговым центром, конференц-залом и выставочным центром на площади 7,6 гектара. Стоимость инвестиций оценивается в 8 млрд рублей. Проект предполагается к реализации в два этапа: на первом в 2025 году будет построена гостиница на 100 номеров с казино и конференц-залом, на втором в 2027 году емкость номерного фонда гостиницы увеличится дополнительно на 100 номеров, откроется вторая очередь казино, будут построены торговый и выставочный центры.
Отметим, что Haezhung Developers уже занимается проектированием и строительством гольф-поля на 36 лунок "Pacific Ocean Golf & Resort" в зоне развлекательного курорта "Приморье".
Всё дело в особенности поисковиков, которые учитывают несуществующие рейсы
Китайская посевная
Российско-китайская группа "Легендагро" продолжает развивать свой сельскохозяйственный бизнес в Приморье, планирует вложить более 5 млрд рублей в создание российско-китайского агропарка. Проект предусматривает строительство терминала по перевалке зерновых, масличных культур и других навалочных грузов мощностью 1 млн тонн в год, а также завода по глубокой переработке сои мощностью до 220 тысяч тонн продукции в год.
"Легендагро" также планирует увеличивать посевные площади и объемы экспорта.
Но для этого необходимо построить зерновой терминал, а также заводы по переработке сои, риса и кукурузы с участием китайских инвесторов. Это позволит более эффективно экспортировать продукцию и увеличить востребованность",
— сказал глава совета директоров ГК "Легендагро" Жэнь Цзяньчао.
"Приморская соя" (Уссурийск). Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
ООО "Легендагро Приморье" (входит в группу "Легендагро") работает на территории Приморья с 2018 года в области растениеводства, имеет статус резидента ТОР "Михайловский". Компания осуществляет перевалку выращенного в Приморье зерна через морской порт Зарубино в Китай, Японию и Республику Корея. Основным акционером "Легендагро" является китайский холдинг Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA).