Открытие двух пограничных переходов из Приморья в КНР для предпринимателей, а в скорой перспективе — для туристов, даст определенный толчок, прежде всего, для турбизнеса и сферы услуг. Однако, как говорят ИА PrimaMedia экономисты, важно не упустить многочисленные возможности для укрепления и развития международного сотрудничества.
"Суйфэньхэ и Хунчунь во многом ориентированы на туристов, — говорит ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев. — Развивалась здесь, причем, не только сфера услуг, торговля, медицина, но и промышленность. Только в Суйфэньхэ выстроено пять деревоперерабатывающих заводов, которые используют наш лес".
По мнению экономиста, в новое окно возможностей, которое открывается вместе с пассажирским сообщением, надо зайти достойно.
"Начиная с 1990-х, пытались реализовать идею международного комплекса Пограничный-Суйфэньхэ, — напоминает Юрий Авдеев. — Выделено 150 гектаров от КНР и 200 гектаров от РФ под совместную деятельность, заключены два межправительственных соглашения. С китайской стороны была выстроена целая система. Гостиница на 300 мест, огромный торгово-выставочный комплекс на 80 тысяч квадратных метров. Сделан совершенно новый современный переход, у них уже готова третья очередь автомобильного пункта пропуска. У нас же все почти в том же состоянии, как и 30 лет назад, только ведут реконструкцию МАПП, которая неизвестно, когда закончится.
Сколько уже говорится о том, какой стыд испытывают россияне, сравнивая пункты пропуска на двух границах. Нужен хотя бы цивильный выход и вход в Россию.
Совершенно непонятно, что бы мы могли сделать со своей стороны в международном комплексе. Какое может быть производство, когда нет людей, электричества, водоснабжения? Расстояние от Пограничного до комплекса — порядка 12 километров. Не стоит забывать, что даже чисто по формальным требованиям, чтобы вернуться на территорию России, надо поставить отметку, пересекая китайскую. Вопрос законности пребывания на нейтральной территории не решен".
Об этом стало известно после встречи представителей правительства края с китайской делегацией
В Приморье дополнительный доход получат сфера услуг, игорная зона в бухте Муравьиная, туризм, но и не только. Как напоминает экономист, китайский бизнес делает попытки расширяться в Приморском крае, к чему его стимулируют власти Поднебесной.
"Китайские предприниматели хотели бы активнее развиваться у нас, — говорит Юрий Авдеев. — Бизнес должен серьезно оживиться с открытием границ. Хотелось бы, чтобы это подтолкнуло нашу сторону развивать приграничную инфраструктуру, вообще определиться, чего бы мы могли со своей стороны предложить китайцам. Но кто возьмет на себя ответственность, вот в чем вопрос? В свое время серьезным двигателем был Геннадий Лысак. Вся беда в том, что китайская сторона все время выходит с инициативами сотрудничества, а мы не имеем четкого представления, чего хотим сделать. Пока мы размышляем, они создают — в соответствии с теми планами, которые имеют и той конъюнктурой, с которой сталкиваются. Товарооборот растет, но благодаря чему? Инициативам китайского правительства, китайского бизнеса. На их стороне движение и жизнь вся оттуда.
Встречного движения нет, у них опускаются руки. Ровно как с приграничным комплексом, где еще в 2006 году надо было только калитку открыть. Но не открыли, китайцы плюнули и сделали на своей территории, в Суйфэньхэ, собственную свободную экономическую зону.
Пригласили туда россиян, как бы в качестве издевки — вы не захотели, посмотрите, что у нас получилось. Получилось у них, действительно, здорово. Надо определиться, чего мы хотим, что можем сделать реально, и придерживаться этой линии, двигаться в обозначенном направлении. Сидеть и ждать, пока придут китайцы и что-то за нас сваяют, не приходится. Китайцы работают на себя. И их бизнес приедет в Приморье, но работать будет для себя".
Как отмечают туроператоры, маршруты для гостей уже подготовлены
Историк-востоковед Виктор Ларин делится исключительно позитивным настроем.
"Закрытые границы не слишком влияли на состояние экономического взаимодействия, хотя определенные проблемы были. И прямое общение предпринимателей — это тоже важно. Но что здорово для всех людей — возможность ездить, общаться, видеть мир, чего всем нам не хватало последние три года. Жду, когда откроется авиасообщение с КНР, и мы сможем побывать в Пекине, Харбине, Шанхае, Даляне, Гонконге", — добавил он.
В выигрыше, по мнению эксперта, конечно, окажется туристический бизнес. Это важная доходная статья бюджета Приморского края.
"Приезжают туристы, селятся в гостиницах, покупают сувениры, ходят в музеи и театры, что является доходами сферы услуг, — отмечает Виктор Ларин. — По всем стратегиям развития Приморья иностранный туризм — одно из ведущих направлений развития региона. Оживет сервис, транспорт".
В общем, как не раз бывало, российские бизнес и власти могут войти в окно возможностей, а могут и умело его проигнорировать, как бывало не раз. Все в наших руках.
Напомним, в январе 2023 года КНР отменил ряд антиковидных ограничений для лиц, въезжающих в страну, а также начал поэтапно возобновлять выездной туризм. Пока в Приморье прибывают и отправляются только по деловой визе. Планируется, что порядок групповых турпоездок в Приморье утвердят после 8 февраля. Турфирмы уже публикуют и набирают туры в Китай, но официальных документов и договоренностей еще нет.