Приморский край стал рекордсменом среди регионов РФ по количеству зарегистрированных автомобилей в 2022 году. Этому способствовали резкий роста ввоза праворульных автомобилей и массовый исход из страны мировых автоконцернов. При этом в среднем по России темпы прироста личного автотранспорта снизились в несколько раз по сравнению с показателями двух— и трехлетней давности, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" (18+).
По итогам 2022 года в органах ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн механических транспортных средств, подсчитал "Ъ", изучив статистический раздел сайта Госавтоинспекции. Это всего на 312 тыс. (или 0,5%) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах автопарк уверенно рос на 1,4–1,9% ежегодно.
К концу 2022 года в стране было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин. Грузовиков — 6,67 млн, автобусов — 833,6 тысяч, транспортных средств категории L (мотоциклы, мопеды, квадроциклы) — 2,3 млн. "Годовалых" машин в пользовании россиян стало на 9% больше (более 9 млн), транспортных средств возрастом один-три года — на 2% (6,5 млн). По-прежнему больше всего средств старше 15 лет — более 19 млн.
В Москве в 2022 году впервые была зафиксирована убыль легкового парка: количество зарегистрированных в ГИБДД авто сократилось на 16,6 тысяч, составив 4,13 млн. В Подмосковье стало на 11,1 тысяч меньше легковушек, в Санкт-Петербурге — на 11 тысяч, в Саратовской области — на 7,9 тысяч, в Краснодарском крае — на 7,3 тысяч. В Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тысяч машин, в Тюменской области — на 5,3 тысяч, в Татарстане — на 2 тысячи, на Камчатке — на 1 тысячу.
Рекордсменом стал Приморский край, где за год на учет встало дополнительно 15 тысяч легковых машин.
Ввоз новых и подержанных автомобилей через таможни Дальнего Востока в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом в 1,7 раза, до 203 тысяч единиц. В январе 2023 года через таможни Дальнего Востока оформлено 22 тысячи автомобилей, что в 1,5 меньше, чем в ноябре и декабре 2021 года.
Сегодня большая часть ввозимых в Приморье иномарок расходится по стране. На фоне дефицита новых автомобилей и непомерных аппетитов официальных дилеров правый руль вновь стал актуален за Уралом, даже в Москве. Плюс стало ввозитьься больше автомобилей из Южной Кореи под заказ из центральных регионов",
— сказал ИА PrimaMedia автоброкер, работающий на рнке Японии.
Есть мнение, что автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге. По факту часть автовладельцев снимают машины с учета и продолжает на них ездить (транспортные средства исчезают из баз ГИБДД и больше не отражаются в отчетности).
"Люди сейчас пытаются экономить на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге. Поэтому, к примеру, в Москве из-за огромного количества камер наблюдается такое серьезное сокращение зарегистрированных легковых машин", — сказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
В 2023 году нового рекорда по ввозу иномарок ждать не стоит
Но такая версия маловероятна. Если водитель не сдает номера в ГИБДД при прекращении регистрации, то они объявляются в розыск. При проверке такой машины инспектором оформляется материал за управление с подложными госрегзнаками (чревато лишением прав до полугода).
Поэтому президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин склоняется к другой версии: он напоминает, что в прошлом году многие россияне покинули страну из-за начала СВО и объявления частичной мобилизации. Многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте.
Обновление автопарка идет гораздо медленнее из-за резкого сокращения продаж новых авто. В 2023 году в Россию, по прогнозам, будет ввезено гораздо больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году рынок новых автомобилей упал на 59%, до 687 тысяч.