Федеральный ритейлер "Пятёрочка" (входит в X5 Group) в марте начал операционную деятельность на Дальнем Востоке, открыв по четыре магазина во Владивостоке и Хабаровске. Генеральный директор сети "Пятёрочка" Владислав Курбатов в ходе открытия первого магазина в регионе рассказал о планах развития сети, конкуренции на рынке, ценовой политике и особенностям работы с учётом 9-часовой разницы.
После выхода в Приморье и Хабаровский край "Пятёрочка" представлена в 69 регионах РФ. До конца 2023 года в Приморье начнут работу 60 магазинов сети, в Хабаровском крае — 40. За 5-6 лет в ДФО планируется открыть порядка 800 магазинов.
— Владислав Александрович, прежде всего с чем заходит "Пятёрочка" на Дальний Восток?
— "Пятёрочка" — это формат софт-дискаунтера, магазина у дома. Примерный размер торгового зала по площади — 300-700 метров. Более маленького формата у нас нет и не предполагается.
— Рассматриваете ли вы возможность приобретения региональных игроков?
— Мы всегда открыты к таким вопросам. Если с кем-то договоримся, то вы обязательно об этом узнаете. Конечно, рассматриваем. Самые разные форматы. Вот пример — "Слата" и "Красный Яр" (восточносибирские сети — прим. ред.). Вы знаете, что мы оставили их как отдельный бизнес. Но также у нас планируются сделки, где мы просто покупаем сети и интегрируем их в свою модель.
— А можете назвать регионы?
— Нет конечно. И не потому, что это особая тайна. Просто это может резко изменить стоимость сделки.
Для нас остается в приоритете и региональное развитие, прежде всего через альянсы с местными игроками",
— говорил ранее CEO X5 Игорь Шехтерман.
В августе 2022 года Х5 сообщила о планах получения контроля над двумя розничными сетями, которые управляют почти 600 супермаркетами и дискаунтерами в шести регионах (Красноярский край, Тува, Хакасия — "Красный Яр", Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край — "Слата"). По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить от 3,8 до 5,5 млрд рублей. В октябре 2022 года ФАС разрешила Х5 приобрести 70% в этих сетях при выполнении ряда условий.
— На какую долю местного рынка вы рассчитываете в перспективе?
— Сегодня у нас доля 0 (на момент открытия первого магазина во Владивостоке — прим. ред.). То есть чтобы дойти до 25%, нам потребуется несколько лет. Коллеги подсказывают, что шесть лет. Может и быстрее. Зависит от того, насколько наши магазины понравятся местным жителям. С теми ценами, с которыми мы вышли, магазины точно должны понравиться.
— Про интерес к ритейлерам понятно, а в других сегментах бизнеса?
— Какой-нибудь горнодобывающий комбинат — точно нет (улыбается — прим. ред.). Мы делаем то, что хорошо умеем. Понятно, что у нас есть онлайн-доставка, это все внутрь встроено. Но конкретно об отдельных предприятиях — нет. Мы органично развиваемся внутри. У нас много технических продуктов, которые мы сами разработали. И благодаря этому не так плохо пережили 2022 год, когда многие западные компании начали уходить с рынка.
Мы активно развиваем СТМ (собственная торговая марка, private label, частная марка — торговая марка, владельцем которой является розничная сеть).
Магазин "Пятёрочка" во Владивостоке. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Сегодня вы открылись в Приморье, затем в Хабаровском крае. 69 регионов. Куда двигаться дальше?
— А теперь будем смыкаться. Со стороны Владивостока в эту сторону, со стороны Калининграда в другую. Россия еще большая, и есть еще территории, на которых "Пятёрочки" пока нет.
Из новых территорий мы, наверное, пока сосредоточимся на Дальнем Востоке. Для нас это непростой шаг и непростое решение, потому что логистические процессы другие. Нам даже пришлось переписывать программы для заказов, потому что они были не приспособлены работать с такими разницами во времени. И полгода мы их переделывали для того, чтобы автозаказ срабатывал не по Москве, а по Дальнему Востоку.
Для нас, как для команды, это большой вызов, научиться работать с удаленными территориями. До этого был Иркутск. Им управляла команда из Новосибирска. А Дальний Восток тоже получается, как отдельная территория, и теперь нам нужно научиться работать с 7-часовой разницей, когда в Москве в 9 утра начинаются какие-то встречи, у Антона Безрядина (исполнительный директор территории Дальний Восток торговой сети "Пятёрочка" — прим. ред.) тут практически полдник (улыбается). Необходимо так выстроить отношения, чтобы тут ребята не работали по ночам, но чтобы всё было эффективно.
Мы в прошлом году трансформировали "Пятёрочку", сделали ее менее централизованной. У нас сегодня шесть территорий, они в принципе довольно самостоятельны, в том числе и по наполнению матрицы, операционным вопросам. А у головного офиса остаются задачи стратегические, идеологические, методологические. И работа с большими федеральными поставщиками на уровне годовых контрактов. Все федеральные партнеры имеют свои головные офисы в Москве. Мы против ручного управления.
В Приморском и Хабаровском краях основными игроками являются местные сети "Реми" (контролируется семьей приморского бизнесмена Дмитрия Сулеева) и "Самбери" (основана хабаровским бизнесменом Юрием Егоровым).
— Прошлый год для розницы был достаточно непростой…
— Я двадцать с лишним лет в ритейле, и каждый год вечером 31 декабря я выдыхаю и думаю, что наконец-то этот год закончился. И самый счастливый день у меня 1 января. А уже на следующий день начинаются новые вызовы. Каждый год свои. И мы не можем знать, какими они в итоге будут.
Если говорить о 2022 годе, то понятно, что вызовов было несколько. В первую очередь экономический. Получалось, что население не богатело. Вторая часть — это логистическая. Ряд международных компаний, продукция которых была представлена у нас на полках, прекратил производство, кто-то замещал, у кого-то были проблемы с компонентами. Мы с ребятами, которые кофе делают, встречались, у них долго не могли наладиться поставки. В итоге все настроилось, но это были огромные вызовы для нас. Самый большой — дать определенные цены, потому что у людей в абсолюте денег больше не стало. И как они их тратили, например, 5 тысяч рублей в месяц на еду, так они и тратят. Хотелось бы, чтобы в их корзине оставалось такое же количество продуктов, как было до этого. Поэтому, одна из наших миссий, она в том числе и социальная, чтобы люди чувствовали себя уверенно.
Конечно, мы проводили исследования перед тем, как сюда прийти, чего дальневосточники ждут от "Пятёрочки". И большинство отметило — доступные цены. Поэтому мы постарались это сделать. Понятно, что в дальнейшем мы будем балансировать. В зависимости от стоимости логистики, затрат, но как-то будем выравниваться. Я думаю, что будем стараться держать доступные цены. Так как исходим из уровня доходности людей в регионе. Понятно, что в Москве и Рязани кассиры получают разные зарплаты. И из этого мы даже ассортимент выстраиваем. Больше акцент делаем на средний ценовой сегмент. Я не сравнивал цены. Но если они даже получились ниже, чем в Москве, я счастлив.
Главные экономические темы в бизнес-обзоре ИА PrimaMedia
— Выход на Дальний Восток как-то может поспособствовать появлению продуктов из Китая и Кореи в магазинах в других регионах?
— Я сюда приезжал осенью, когда смотрел рынок. Здесь действительно очень много китайских, японских и корейских товаров, и не так много отечественных. Может наша миссия и есть в том, чтобы привнести сюда русские товары.
У нас есть отдельное подразделение, которое занимается поставками прямого импорта, и они активно сейчас рассматривают китайское направление, чтобы и сюда возить, и в Сибирь. Может что-то ходовое будем распространять. Сейчас оглядимся и поймем — нужно ли и сколько нужно китайского, что востребовано и нет. Это же рынок.
У нас был довольно небольшой промежуток времени с момента, как мы решили заходить, до того, как мы открыли первый магазин "Пятёрочка". Чуть больше полугода. Поэтому, мы все-таки решили заходить с базовым ассортиментом. Наша цель — адаптировать его к базовым потребностям жителей Дальнего Востока, а также дать интересные предложения. Наша сила всё же в российском ассортименте, потому что у нас и контракты крупные, и цены интересные.
У "Пятёрочки" есть мобильное приложение, в котором люди могут что-то предлагать, а мы уже смотрим, насколько это востребовано. Люди иногда что-то хотят, мы в итоге завозим, а потом выясняется, что никому это особенно не нужно.
Но мы в любом случае слушаем своего покупателя, у нас много разных каналов общения с клиентами. Это и мобильный чат, и социальные сети, ТГ-каналы. Есть кол-центр. Будем слушать, смотреть, изучать, обращать внимание на конкурентов. Это такая ежедневная работа. Сейчас наша главная задача — доформировать местную команду, и уже они будут за это отвечать.
Магазин "Пятёрочка" во Владивостоке. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Как вы думаете, другие федеральные сети последуют вашему примеру и выйдут на Дальний Восток?
— Я не знаю. Может быть. Выход на Дальний Восток — это не тривиальное решение. Куда-нибудь в Рязань и Тулу намного проще выходить. У ДФО большой потенциал. Насколько я знаю, сюда и "Светофор" уже вышел, и "Бристоль". Я не думаю, что пойдут все, но основные игроки, наверное, придут. Для покупателей это хорошо. Чем больше предложений, тем больше борьба за покупателя. А покупатель от этой борьбы выигрывает. Даже то, что мы пришли, для местных сетей это не совсем приятная новость. Явно, что у нас другой подход к борьбе. И у нас есть хороший опыт, наработанный в европейской части за много лет.
Владислав Курбатов окончил Ленинградское высшее военно-топографическое училище. Более 10 лет руководил операционной деятельностью компании "О’Кей". В 2015 году пришел в торговую сеть "Перекресток" (входит в X5 Retail Group). Работал в должности операционного директора. 27 июня 2018 года Владислав Курбатов назначен генедиректором сети, сменив покинувшего компанию Владимира Сорокина. В январе 2022 года Владислав Курбатов назначен гендиректором сети "Пятёрочка" вместо Сергея Гончарова, который принял решение покинуть компанию.