Порт Владивосток, в новых реалиях ставший точкой притяжения грузов из Китая, теперь участвует в логистической цепочке по доставке автомобильных комплектов из Поднебесной в Белоруссии. По данным ИА PrimaMedia, речь идёт о комплектующих для мелкоузловой сборки автомобилей бренда Geely (один из крупнейших частных автопроизводителей Китая) на совместном белорусско-китайском предприятии "БелДжи".
Интермодальный контейнерный маршрут для доставки автокомплектующих из китайского порта Нинбо на станцию Жодино в Белоруссии через "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток) организовала Транспортная группа FESCO (головная компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), владеющая портом.
В рамках сервиса планируется отправлять в Белоруссию до четырех контейнерных поездов в месяц через ВМТП и альтернативные маршруты. Расчетный срок доставки из Китая до склада клиента в Белоруссии составляет до 35 суток.
Первая партия машинокомплектов и запчастей в 62 сорокафутовых контейнерах группы отправилась из Нинбо 23 апреля морской линией FESCO, соединяющей порты Китая с ВМТП. Из Владивостока автокомплектующие в составе контейнерного поезда отправлены 8 мая, прибытие груза на станцию Жодино запланировано на 22 мая.
В начале апреля FESCO открыла в Минске дочернюю компанию "ФЕСКО БелТранс" для развития импортных и экспортных перевозок между Белоруссией и странами Юго-Восточной Азии, Турцией, Казахстаном и Узбекистаном.
СЗАО "БелДжи" в ноябре 2017 года запустило в эксплуатацию в Минской области CKD-завод (мелкоузловая сборка) полного цикла. Производственная мощность составляет до 60 тыс. автомобилей в год с возможностью дальнейшего расширения. ОАО "БелАЗ" владеет 58,16% акций компании, китайская Zhejiang Jirun Automobile Co. Ltd. (входит в Zhejiang Geely Holding Group) — 36,1%.
В 2022 году "БелДжи" выпустило около 25 тысяч легковых автомобилей Geely, что на 17% меньше по сравнению с 2021 годом. В перспективе перед предприятием стоит задача нарастить производство до 60 тысяч в год.
Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил китайской автомобильной корпорации FAW создать производство автомобилей в Белоруссии.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-апреле 2023 года в РФ было продано 177,034 тысячи автомобилей, что ниже показателя за аналогичный период 2022 года на 37,8%.
Lada и китайцы
В топ-20 популярных моделей российского легкового авторынка (без учета Chery, который отчитывается поквартально) в апреле вошли лишь три российских автомобиля: Lada Granta и Lada Niva и УАЗа Patriot. Все остальные модели, кроме одной, были китайскими — Great Wall и Haval (по шесть позиций), Geely и Changan (по четыре позиции) и FAW (две позиции).
Лидером рынка остался "АвтоВАЗ" нарастивший долю Lada год к году до 50,9% (+24,2 п.п.) При этом продажи Granta в апреле были рекордными с момента ее запуска в 2011 году (19,899 тысяч штук) На втором месте — Great Wall (бренды Haval и GW) с долей 15,3% (+12,6 п.п.), на третьем Geely — 11,3% (+9,9 п.п.).
Из некитайских иностранных машин в двадцатку популярных попал кроссовер Kia Sportage (14 место, 410 проданных машин).