Кабмин увеличил квоты для целевиков в вузах: какие специальности в приоритете
Читать
Во Владивостоке паркрайты начнут фиксировать нарушения ПДД
Читать
Концессия на строительство еще одной школы во Владивостоке не выдержала ключевой ставки
Читать
Юрий Трутнев оценил ход строительства первой очереди города-спутника Владивостока
Читать
Для тех, кто не успевает оплачивать ЖКХ до 10 числа – приятный сюрприз с февраля
Читать
Раскрыты 5 приемов для похудения в области живота зимой — минус 10 см за 30 дней
Читать
Штраф 12 000 рублей за трубы в квартире – новая норма ЖКХ с 18 февраля
Читать
Кабмин увеличил квоты для целевиков в вузах: какие специальности в приоритете
19 февраля, 20:11
Численность избирателей в Приморье за год уменьшилась почти на 6 тысяч человек
19 февраля, 19:51
Профсоюзных деятелей Приморья отметили за помощь СВО
19 февраля, 19:06
Грузооборот Дальтрансугля в Ванино в январе 2025 года составил 949,7 тысячи тонн угля
19 февраля, 18:57
В Дальнегорске прокуратура выявила незаконную реконструкцию кафе – здание опечатано
19 февраля, 18:01
Журналисты Stavropol.Media передали волонтерам вещи от ставропольцев для бойцов СВО
19 февраля, 17:45
Движение восстановлено: полиция раскрыла подробности ДТП с грузовиком во Владивостоке
19 февраля, 17:41
Ещё одна улица Владивостока попала в программу комплексного ремонта
19 февраля, 17:35
Духовой оркестр ТОФ в День защитника Отечества даст концерт в Пушкинском театре ДВФУ
19 февраля, 17:35
Малый порт в Находке в 2024 году переваливал сибирский и дальневосточный уголь
19 февраля, 17:26
ВТБ в 2,5 раза увеличил поддержку туристической отрасли
19 февраля, 17:23
Остался день до премьеры масштабного сериала "Челюскин. Первые"
19 февраля, 17:10
Вахта Победы: спички из Артема, тройня в Находке и день Красной Армии
19 февраля, 17:05
Во Владивостоке незаконно уничтожены десятки деревьев на 858 тысяч рублей
19 февраля, 17:03
Задержаны участники конфликта на парковке аэропорта Владивостока
19 февраля, 17:03

"Не компьютеры и книги забирают жизнь, мы сами её отдаём" - Евгения Омельченко

О философии видеоигры NieR Automata, популярности отечественной литературы и почему на фанфиках легче учиться писать
25 мая 2023, 09:25 Общество
Евгения Омельченко Предоставлено Клубом любителей фантастики "Белый дракон"
Евгения Омельченко
Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики "Белый дракон"
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Приближается самое литературное событие в году — "Библионочь" (0+). К 27 мая библиотеки и книжные магазины по всей России приготовили для книгоманов насыщенную программу, связанную с искусством слова. Специально к этой дате постоянный участник "Библионочи" — председатель Клуба любителей фантастики "Белый дракон" Евгения Омельченко рассказала корр. ИА PrimaMedia о талантливых сетевых авторах, причинах популярности фантастики, влиянии воображаемых миров на подростков и многом другом.

Евгения, благодаря "Библионочи" библиотеки теперь не только про книги, но и про другие культурные мероприятия совершенно разного характера (перфомансы, открытые микрофоны, музыка). Подскажите, как это произошло? И как акция повлияла на отношение общества к книгам?

— Если говорить в общем, как я вижу, то литература от всей культуры неотделима. Вместе с литературой следом идёт и музыка, так как персонажи её слушают, или по многим книгам есть музыкальные произведения. Плюс у людей часто возникает желание воплотить произведения в жизнь, и так рождаются пьесы. Из-за того, что литература неразрывно связана с другими видами искусства, "Библионочь" начала развиваться дальше, за границы книг и библиотек. 

Тем более невозможно всю ночь и день сидеть в кружке и обсуждать литературу — от этого просто устаёшь, поэтому появились и другие активности. Мне кажется, в этом ничего удивительного нет, всё к этому шло. Прекрасно, что ты погружаешься не только в мир литературы и книг, но и в мир искусства, в целом. 

Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Однако я бы не сказала, что благодаря "Библионочи" общество стало намного больше читать. Для того, чтобы люди стали читать больше, нужны более действенные вещи. Массовые мероприятия, как "Ночь музеев" и "Библионочь" — их множество происходит по всей России. Естественно это влияет, но именно потому, что их много. Маленькая "Библионочь" раз в год — это капля в море из множества таких капель. Учителя в школах, библиотеках тоже проводят какие-то мероприятия. Это происходит от школьного уровня до федерального. То есть это большая работа, которая проводится на всех уровнях. 

Кто посещает собрания вашего Клуба? Это разные возраста? Какие основные темы ваших обсуждений и лекций?

— Мы начинали в августе 2015 года. Была самая первая встреча Клуба, которую я вела исключительно сама. Как филолог, я вышла и начала рассказывать о том, что такое фантастика, как её определяют учёные. То есть фантастический роман — это тот, который имеет фантастическое допущение, то, чего нет в реальности. Причём фантастические романы могут быть разные — от авантюрных и приключенческих до детективных и социальных, а могут быть и смешанные. Я начала с этого, а потом пошли по жанрам, например, что такое фэнтези, и какое оно бывает. Мы обсуждали , как оно развивалось, естественно начали с Толкина, Роберта Говарда с его "Конаном". 

Буквально недавно у нас была великолепная лекция о видеоигре NieR Automata. В ней ты не просто играешь за персонажа и проходишь приключения, главный герой олицетворяет собой азиатскую философию, близкую к буддистской. А антагонистом ему стал "представитель" западной философии. Игра — это не просто красивая девочка, которая дерётся со страшными роботами. Девочка —  одна философия, а робот со своей судьбой и трагедией представляет другую. 

Людям стало интересно, они начали приходить, и приходили все — и пенсионеры, и школьники. К нам в начале 2016 года пришёл пятнадцатилетний мальчик, и он до сих пор к нам ходит. Он уже взрослый парень, женат — человек повзрослел вместе с нами. Люди среднего возраста тоже часто ходят. Бывает такое, что дети часто приходили, а когда повзрослели, начали приводить ещё и родителей. Например, чей-нибудь папа читал Желязны, мельком услышал у нас про него и тоже начал ходить. То есть мы максимально открыты для любого человека, который просто интересуется фантастикой. Ни возраст, ни социальное положение и другие условности не помешают человеку к нам приходить. Лишь бы ему было интересно с нами, и он что-то интересное привносил в наше обсуждение. 

Самые яркие представители из тех, кто нас посещает, конечно, глубоко увлечённые, они даже принимают участие в организации. У нас есть человек, который разбирается в комиксах. Он может полностью по номерам комиксов рассказать, как это всё работает, где какой персонаж и какой сюжет. Есть очень увлечённые, а есть те, кто прочитал пару книг и решил посмотреть, что ещё есть интересного.

Новички, например, могут выдать очень интересные мысли. У нас была встреча по антиутопии. И человек, который только-только прочитал "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, высказал довольно аргументированные мысли.

Считается, что многие не хотят жить в мире с официальным строем, как в этой книге. Ведь там разделение на социальные слои, искусственное снижение интеллекта разного уровня ещё в утробе и соответственное профессиональное определение в зависимости от уровня интеллекта. А тот парень, наоборот, сказал, что ему было бы классно. Аргументировал он это тем, что люди в высшей касте счастливы своему положению, а те, кто в низшей, не знают другой жизни и тоже счастливы.

Почему фантастика так популярна? Какие направления в ней сейчас читают, какие тренды популярны? Можно ли причиной такой популярности назвать злободневные темы в современной литературе?

— Я бы сказала, что сейчас по популярности поднимается космическая опера в связи с недавним сиквелом (продолжение — прим.ред.) "Звёздных войн". Фэнтези в самых разных проявлениях тоже не сбавляет оборотов. Очень популярной несмотря ни на что остаётся социальная фантастика. Например, тот же сериал "Чёрное зеркало", который вообще не сбавляет оборотов ни с каких сторон. 

Но, думаю, сейчас нет какого-то одного популярного жанра. Сейчас настолько большое разнообразие и книг, и фильмов, сериалов по самым разным направлениям фантастики, что невозможно выделить что-то одно. 

В эссе Макса Фрая (псведоним русскоязычноого писателя Светланы Мартынчик — прим. ред.)"Мизантропия Герберта Уэллса" развивается мысль о придумывании сюжетов писателями-фантастами. Но, например, Родиона Раскольникова из "серьёзного" чтива тоже не было, а если и был, то судьба у него была немного другая. То есть писатели, которые пишут реалистичные произведения, выдумывают не меньше, чем фантасты. А почему фантастика привлекает больше внимания? Она просто ярче. Благодаря фантастическим допущениям ту или иную ситуацию можно сделать более выпуклой и объёмной. Например, семейные отношения. Банальная ситуация: муж не уделяет внимание жене. В реалистичном произведении, в зависимости от таланта автора, это может выглядеть как бытовуха, серо и неинтересно. Добавляем фантастический элемент: муж пропадает не просто в гараже, а на каких-нибудь боях роботов. У него там целая история и конфликт. А жена, тем временем сидя дома в окружении робота-пылесоса и Алисы (виртуальный голосовой помощник — прим. ред.), пытается понять, зачем ей муж, который отсутствует, если с Алисой можно классно поговорить. 

Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Да, в фантастике поднимается очень много социальных тем. В премиях Хьюго и Небьюла (литературные премии за достижения в области научной фантастики — прим.ред.) если посмотреть, можно найти много лауреатов, поднимающих довольно острые темы, начиная с феминизма и заканчивая цифровыми тоталитарными государствами. Например, часто используется в литературе тенденция "hi tech low life", когда жизнь не очень хорошего качества существует в среде высоких технологий. 

На этом фоне обыденные ситуации выглядят интереснее. Читатель при этом чётко видит аналогию и параллель с какими-то реальными жизненными ситуациями, но ему просто интереснее читать такое. Это легче воспринимается. Абстрактный Вася это одно дело, а этот же Вася в 2350 году — уже другая история, как ни странно. Сразу кажется, что люди в будущем не сильно будут отличаться от нас, точно так же, как и мы не отличаемся от людей, живущих триста лет назад. У нас те же вопросы, те же вечные конфликты и проблемы.

Насколько сильно сейчас популярная литература влияет на людей, молодёжь? Не стали ли манга, ранобэ и комиксы причинами "сычевания", социофобии, замкнутости? Может кто-то слишком погружается в выдуманные миры?

— Слушайте, я не думаю, что это большая проблема. Дело в том, что если ребёнок не вылезает из компьютера, а взрослый — из книжек, это проблема не компьютера, игр и книг. Это проблема конкретного человека. Если у него какие-то проблемы в жизни, не хватает сил и энергии на то, чтобы решать их или он не хочет их решать, или он слишком эгоистичен, чтобы ради вымышленных миров забыть реальный мир и близких — это только его проблема

Одна и та же книга читается сотнями тысяч людей. Сто из них развлекутся и отложат книгу, 10 — увлекутся и начнут копать дальше, то есть найдут новое хобби, а один человек закопается настолько, что перестанет есть, спать и превратится в какого-то отшельника. Не в книге дело. В одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному, и с книгами, фильмами всё ровно то же самое. Никогда не стоит винить именно объект. Мы сами несём ответственность за свою жизнь и поступки.

Однако в случае с детьми ответственность несут, конечно, родители, как главные люди в жизни ребенка. Счастливый и здоровый благополучный ребенок не будет пытаться "убегать". Если ребенок чем-то болезненно увлечен, это повод для взрослых задуматься, что именно они делают не так.

Также и с обвинениями компьютерных игр в жестокости подростков. Помню в Европе и США были проведены исследования среди подростков, играющих в игры. По психологическим тестам измеряли уровень их агрессивности. И те, ребята, которые играли в игры, имели уровень агрессивности внезапно ниже. Ведь они сбрасывают свои негативные эмоции и в реальной жизни им немного легче.

Феномен фанфиков: есть ли среди фикрайтеров талантливые писатели, которых мы не заметили? А в Приморье?

— Авторы фанфиков (любительское сочинение по мотивам популярных книг, фильмов и так далее — прим.ред.) публикуются в сети и, если не искать специально, можно и не узнать, что фикрайтер (тот, кто пишет фанфики — прим.ред) живёт с тобой в одном городе. У них довольно широкая аудитория и, находясь во Владивостоке, ты можешь читать автора из Вильнюса или Москвы. Я уверена, что талантливые авторы фанфиков есть в Приморье, но я не знаю, как их зовут в реальной жизни. 

Талантливых фикрайтеров на самом деле очень много. Фанфики легче писать, чем сочинять книгу с нуля. Потому что уже есть мир, продуманные персонажи и рамки, в которые ты втиснут. Исходя из них автор и создаёт свою историю, "исправляя" для себя сюжет оригинала. Создавать эти рамки самому довольно сложно, к тому же всегда есть искушение за эти рамки зайти и нарушить законы своего же мира. В выдуманном же произведении с этим сложнее.

Фикрайтеры очень часто, написав несколько фанфиков, приходят к своим оригинальным книгам. Это действительно хорошее упражнение. После написания фанфиков авторы учатся действовать в рамках, созданных в источнике, а впоследствие и ими же сами. Они пишут великолепнейшие книги. Самый популярный пример — Кассандра Клэр, которая сначала писала фанфики по Гарри Поттеру, а после этого она создала свою собственную вселенную "Город костей", по которой уже сняли сериал.

К тому же удобно, что есть постоянная обратная связь. Благодаря отзывам читателей можно учиться. Так что это хорошая ступенька, чтобы стать новой Кассандрой Клэр, а не Э. Л. Джеймс (автор романа "Пятьдесят оттенков серого" (18+)), надеюсь.

Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики

Тем не менее среди авторов ориджиналов (оригинальные произведения в сети, фанфики, не принадлежащие к уже придуманным вселенным — прим.ред) тоже есть настоящие самородки, до которых ещё не добрались издательства. В основном, это молодые писатели, которые просто публикаются на удобной им платформе. 

Почему сейчас читают больше зарубежную литературу? Есть ли дальневосточные популярные авторы? 

— Давайте расскажу немного издалека. Зарубежные авторы, которые сейчас на слуху, пишут для англоязычной аудитории. Эта аудитория больше российской, что даёт больше возможностей, например, экранизировать книгу. И поэтому они на слуху и у нас. Если бы русскоязычная аудитория была больше, ситуация была бы в корне другой. 

У нас есть довольно популярные авторы и их много. И я бы не сказала, что российское общество читает исключительно переводную зарубежную литературу. Заядлые книгоманы читают всё — и переводную, и российскую литературу. Да и я вообще считаю, что всё ровно наоборот — русскоязычную здесь читают больше Да, на слуху сейчас переводные авторы, но по фактам даже издательства выпускают больше отечественной литературы. Это статистика.

К тому же у нас есть великолепный дальневосточный проект — комикс об адмирале Геннадие Невельском. Прекрасный пример того, как молодёжь стараются привлечь к истории, классике, чтению на их "языке". Однако это пока единичный случай.

Чтобы продвигать наших популярных классиков за рубеж, у нас пока, не знаю, может инициативы не хватает. У нас есть очень много талантливых художников и авторов, которые могли бы адаптировать, например, прозу Пушкина под какую-нибудь красивую рисованную историю. И тогда Пушкиным будут зачитываться не только у нас ещё больше, но и за рубежом. Хотя его и так везде ценят. 

Из дальневосточных популярных авторов можно, конечно, отметить Василия Авченко, который сейчас гремит на всю Россию. Из фантастов можно назвать Диану Удовиченко из Владивостока. Она очень зрелый и классный автор. Здесь есть авторы и влиятельные писатели, но из-за того, что русскоязычная аудитория небольшая и сам Дальний Восток небольшой по населению, здесь меньше писателей, и вырываются только единицы. 

226304
43
37

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии