Правительство решило продлить приостановку действия правил недискриминационного доступа (ПНД, правила очередности перевозок грузов) для перевозок по железной дороге. На практике это приводит к сдерживанию поставок экспортного угля в адрес портов Приморского и Хабаровского краев, так как в приоритете у РЖД оказываются высокомаржинальные грузы и внутрироссийские перевозки, сообщает ИА PrimaMedia.
Как пишет "Коммерсант" (18+), президиум правкомиссии по транспорту решил продлить временные правила определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне, срок действия которых должен был истечь 1 июля 2023 года. РЖД выступали за продление приостановки ПНД до конца 2023 года.
"Эти правила 1 июля у нас заканчивают деятельность, но президентом РФ даются новые указания, мы сейчас совершенствует тот формат, который есть, просили бы (приостановку действия — прим. ред.) ПНД продлить до конца года", — сказал глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров, выступая на коллегии Минтранса РФ 31 марта.
В марте 2022 года правительство РФ приостановило действие ПНД, определяющих порядок проезда грузов в восточном направлении. Отмена ПНД была призвана высвободить провозные способности под высокомаржинальные грузы. В октябре 2022 года этот порядок был продлён до 1 июля 2023 года.
По данным РЖД, которые приводит "Коммерсант", с начала действия временных правил по конец 2022 года перевозки неугольных грузов на Восточном полигоне выросли на 3,5% к 2021 году, в том числе на 45,5% увеличились перевозки цветных металлов, химикатов и бумаги, на 40,2% — контейнеров, а более 700 предприятий впервые смогли отправить свою продукцию в восточном направлении.
Пока в КНДР поставляется в основном продовольствие
Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") в январе-апреле 2023 года увеличила погрузку на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, до более чем 24,6 млн тонн. В том числе погрузка угля возросла на 7,5%, до 11,4 млн тонн (46,3% от общего объема грузов в январе-апреле 2023 года), железной и марганцевой руды — на 23,8%, до 1 млн тонн, строительных грузов — в 1,6 раза, до 945 тысяч тонн.
В первоначальной редакции временных правил весь экспортный уголь, включая тот, что вывозится из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в гарантированном объеме по поручениям президента РФ, оказался в предпоследней категории очередности. Ранее он занимал основные мощности Восточного полигона. Экспортные отгрузки угля из этих регионов резко просели, после чего угольщики добились восстановления приоритета этих отправок. По итогам первого квартала 2023 года уголь продолжил занимать 70% от экспортного грузопотока на Восточном полигоне.
Как следует из материалов РЖД, в конце марта 2023 года было принято решение о приоритете для лесной продукции. 4 мая введен повышенный приоритет внутри контейнерных перевозок для экспорта сельскохозяйственных и продовольственных грузов, для перевозок грузов, связанных с формированием государственного материального резерва, и для транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных межправсоглашениями.