Россия, как и Китай, настаивает на том, что Токио должен проявить максимальную транспарентность в отношении своих планов, обеспечить заинтересованным государствам полный доступ ко всей интересующей их информации в части планов по сбросу радиоактивной воды с АЭС "Фукусима-1" в океан, а также в случае необходимости к взятию проб воды. К сожалению, на данный момент должной открытости со стороны Японии не наблюдается. Об этом в ходе брифинга в Министерстве иностранных дел РФ заявила официальный представитель ведомства Мария Захарова, сообщает ИА PrimaMedia.
Японские СМИ 6 июня сообщили, что компания Tokyo Electric Power (TEPCO) — оператор аварийной японской АЭС "Фукусима-1" приступила к заполнению морской водой туннеля, предназначенного для сброса в Тихий океан очищенной от радиации воды с атомной станции. Именно в эту морскую воду будет подмешиваться вода с пострадавшей АЭС, таким образом будет происходить ее сброс.
Как отметила Мария Захарова, с одной стороны, Япония утверждает, что планируемый сброс радиоактивной воды не создает значимой угрозы здоровью проживающих в данном регионе людей, а также окружающей среде.
"В принципиальном плане допускаем, что это действительно так. Однако есть определённые настораживающие моменты", — сказала официальный представитель МИД РФ.
На этом фоне Китай и Россия призывают Токио быть более открытым и предоставить заинтересованным государствам полный доступ ко всей интересующей их информации. Но на данный момент такой открытости нет. Мария Захарова также подметила, что эта информация, исходя из соображений демократии, была бы востребована и населением Японии.
"Понимаю, что свобода слова важна в каких-то теоретических изысканиях и, наверное, должна применяться, с точки зрения Токио, в других частях света. Примените ее сами к себе. Откройте эту информацию для своего населения и для всей планеты. По-моему, это то, что непременно должно сделать правительство Японии", — призвала она.
Официальный представитель дипломатического ведомства также рассказала, что совместно с китайскими партнёрами Россия дважды направляла японской стороне список вопросов относительно намерения осуществить сброс воды. На некоторые из них ответы были получены, но на ряд вопросов вместо разъяснений по существу "последовала крайне нервная реакция".
"Это наводит на мысль о том, что наши обращения к Токио вполне обоснованы. Еще раз, если правительства России и Китая в интересах собственного населения эти вопросы ставят, логичным было бы, чтобы правительство Японии, в первую очередь в интересах своих же граждан ответило бы на них публично", — сказала Мария Захарова.
Она напомнила также, что в вопросах ядерной безопасности у Японии далеко не идеальный "послужной список". В этой связи российская сторона не может пустить ситуацию на самотек, тем более что компания ТЕРСО неоднократно скрывала информацию о проблемах в этой сфере.
"Хотелось бы подчеркнуть: мы заранее ни в коем случае ни в чем не обвиняем Японию, однако настоятельно призываем Токио проявлять как можно большую транспарентность и информировать обо всех своих действиях, которые могут представлять радиационную угрозу. По-моему, справедливое требование", — сказала в заключение Мария Захарова.
Предыстория вопроса
Ранее ИА PrimaMedia рассказывала, что Япония не отступает от своего намерения сбрасывать, накопившуюся за 12 лет радиоактивную воду в океан с пострадавшей от сильного землетрясения и цунами в 2011 году атомной электростанции "Фукусима-1". Основная причина — хранилища практически переполнены.
Как уточняет оператор Tokyo Electric Power Company, в стальных баках на территории АЭС скопилось более 1,25 миллиона тонн загрязненной воды. Однако представители заявляют, что вода в целом очищена от радиоактивных элементов. Обнаружить удалось только радиоактивный изотоп водорода — тритий, однако японцы утверждают, что он и без того встречается в обычной воде, потому якобы хорошо и без последствий усваивается животными — от простейших до креветок и рыб.
Несмотря на заявления властей Японии о безопасности сброса "радиации" в океан, против этого ранее уже выступило порядка 30 общественных организаций, Всеяпонская федерация ассоциаций рыбацких кооперативов, а также ассоциации рыбаков префектур Фукусима, Мияги и Ибараки. В самой Японии собрали почти пол миллиона подписей против подобных действий, поскольку сброс воды будет проходить в места, где собирается множество рыбаков. Сегодня мы наблюдаем, что несмотря на такие протесты общества, японские власти идут на крайние меры.
Можно ли было иначе?
Японские власти заявляют, что ситуация близка к безвыходной, так как хранилища уже практически переполнены. Избежать этого можно было, как ранее заявлял Председатель президиума ДВО РАН, академик, ученый в области химии и спектрохимии Валентин Сергиенко. Он уточнил, что ДВО РАН неоднократно предлагала помощь в этом вопросе, однако японцы выбрали "американский путь" — очистка жидких радиоактивных отходов (ЖРО) с помощью системы соосаждения.
"Данная схема не позволяет довести уровень очистки загрязненных вод до уровня, который позволяет считать их нерадиоактивными, весь объем очищаемых вод формирует точно такой же объем вторичных ЖРО меньшей активности и дополнительно сотни-тысячи тонн твердых радиоактивных отходов низкой активности. Вторичные твердые РАО (радиоактивные отходы) также хранятся на территории станции прямо под открытым небом, а они загрязнены радионуклидами стронция, цезия и других элементов", — рассказывал академик.
Главная сложность в том, что воду практически невозможно очистить от трития, поскольку основой всего является водород. Высокая концентрация трития представляет угрозу в силу того, что он в состоянии легко попасть в организм живых существ через питьевую воду, с продуктами питания. Очевидно, что сливать большие объемы вод, содержащих тритий в открытые водоемы нельзя.
Приморье в относительной безопасности
Несмотря на большие риски из-за действий японского оператора, обслуживающего поврежденную АЭС, близкому к Японии Приморью может ничего не грозить.
По словам экспертов, после сброса радиоактивной воды, тритий понесет дальше холодными течениями к Курильским островам и к Камчатке. Однако вода может смешаться с течениями Мирового океана, что существенно разбавит концентрацию вредных веществ.
Как ранее заявлял глава Примгидромета Борис Кубай, после аварии на "Фукусиме-1", синоптики проводили радиационную "разведку" Сахалина, Курил, Камчатки, чтобы рассчитать направление течения с АЭС. Согласно подтвержденным расчетам, почти все потоки уходили прямиком в Тихий океан. В целом, как заявил синоптик, редко бывает так, что из района "Фукусимы" вообще наблюдается какие-либо воздушные массы или течения в сторону Приморья. Поэтому "страхи приморцев неоправданны".