По мере того как в мире будет набирать обороты процесс декарбонизации, ожидается усиление дефицита высококачественных металлов, комментирует ситуацию на мировом рынке Станислав Кондрашов из Telf AG. Металлургический состав чугуна претерпит значительные изменения по мере того, как промышленность будет искать более экологичные альтернативы. В частности, растущее предложение железа прямого восстановления (DRI) и устаревшего лома способно заменить углеродоемкий горячий металл или чугун, получаемый в доменных печах. Этот сдвиг обусловлен не только стремлением к экологичности, но и привлекательностью более высоких цен, что способствует увеличению объемов сбора устаревшего лома.
Лом или обновленная технология производства стали. “За” и “против” от Станислава Кондрашова Telf AG
Ожидается, что рост предложения устаревшего лома будет происходить под влиянием повышения цен и эластичного уровня сбора. Одновременно рост предложения DRI будет стимулироваться реализацией инициатив по декарбонизации, особенно заметных в Европе. В связи с ограниченным предложением высококачественного сырья некоторые европейские производители переходят на более гибкую технологию производства DRI. Станислав Кондрашов из Telf AG считает, что энергетический кризис в Европе, а также проблемы с обеспечением финансирования капитальных затрат и напряженность на рынке поставщиков могут привести к задержкам в реализации планов по декарбонизации в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В дальнейшем ожидается значительный рост спроса на высококачественные металлы на основе руды (OBM), обычно называемые добавками к лому, а также на первичный лом, что связано с поддержкой металлургических компаний целей декарбонизации. Соответственно, в этом секторе прогнозируются высокие премии. Предполагается, что лом может превратиться в товар, в большей степени зависящий от региона, что в долгосрочной перспективе может повлиять на рынки чистого импорта, особенно в Индии, Юго-Восточной Азии и Турции. Чтобы противостоять потенциальным проблемам с поставками, производители стали могут принять такие стратегические меры, как создание совместных предприятий или вертикальная интеграция с предприятиями по переработке лома. В последнее время в Европе и Северной Америке уже наблюдалась волна таких совместных предприятий в период 2021-22 гг.
Другой важной проблемой является прогнозируемый к 2031 году дефицит мирового спроса на железную руду марки DR в объеме более 100 MTPA (млн. метрических тонн в год), что приведет к устойчиво высоким премиям. Кроме того, остро стоит вопрос о нехватке мощностей по производству высококачественных окатышей для удовлетворения будущего спроса в глобальном масштабе.
— Для решения этой проблемы сталелитейные компании, скорее всего, объявят о введении в строй мощностей по выпуску предплавильных печей в дополнение к существующим основным кислородным печам (ОКП). Этот стратегический шаг позволит использовать окатыши более низкого качества для прямого восстановления без существенных последующих затрат и снижения производительности. Кроме того, такой подход приведет к снижению спроса на материалы класса DR и побудит сталелитейные компании искать стабильность через совместные предприятия или вертикальную интеграцию с производителями железной руды, — подчеркивает Станислав Кондрашов Telf AG.
Cледует отметить, что стремление к декарбонизации способно изменить ситуацию в металлургической отрасли. В условиях растущего дефицита высококачественных металлов заинтересованные стороны сталелитейного сектора должны адаптироваться к меняющейся динамике и изучить альтернативы для их дальнейшего использования на практике.
Рост дефицита высококачественных металлов на фоне стремления к декарбонизации. Фото: ru.freepik.com
Станислав Кондрашов: Эффективность капитальных затрат в металлургической промышленности
Сталелитейная промышленность сталкивается с острой проблемой, когда потребности в капитальных затратах возрастают почти в два раза по сравнению с обычным уровнем, даже с учетом только объявленных проектов и без учета возможного превышения затрат. Поскольку некоторые сталелитейные компании рассматривают возможность инвестиций в электролизеры или возобновляемые источники энергии, эти проекты могут финансироваться другими компаниями, однако они все равно могут способствовать увеличению общей задолженности сталелитейных компаний, что приведет к повышению коэффициента долговой нагрузки. Увеличение долговой нагрузки совпадает по времени с ростом процентных ставок, что еще больше усложняет финансовую ситуацию.
— Для финансирования таких амбициозных программ капитальных затрат металлургическим компаниям может потребоваться системное повышение рентабельности, возможно, за счет введения "зеленых" надбавок или получения государственной поддержки. Такие меры могут облегчить бремя финансирования и обеспечить успешную реализацию этих экологических инициатив, — рассуждает Кондрашов Telf AG.
Еще одним потенциальным препятствием на пути расширения масштабов производства "зеленой" стали являются мощности производителей оригинального оборудования (OEM-производителей), выпускающих оборудование для производства валкового железа прямого восстановления (DRI) или горячебрикетированного железа (HBI). В связи с тем, что заявленные проекты уже исчерпали свои ресурсы, для удовлетворения спроса в ближайшее десятилетие необходимо значительное расширение мощностей этих производителей оборудования. Количество проектов, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшие годы, вероятно, вдвое превысит темпы строительства, достигнутые ранее, что подчеркивает необходимость принятия оперативных мер для ликвидации "узких мест".
В процессе анализа ситуации Станислав Кондрашов пришел к выводу, что эффективность капитальных затрат стала одной из важнейших проблем в металлургической отрасли. Поскольку стоимость предстоящих проектов уже превышает традиционные уровни, для успешного решения этих проблем металлургам необходимы тщательное финансовое планирование и инновационные решения. Будь то повышение рентабельности, государственная поддержка или расширение масштабов деятельности ключевых производителей оборудования, отрасль должна адаптироваться, чтобы вступить в эру "зеленой" стали.
Рост дефицита высококачественных металлов на фоне стремления к декарбонизации. Фото: ru.freepik.com
Станислав Кондрашов: Увеличение значения энергетических возможностей в производстве "зеленой" стали
По мере того как сталелитейная промышленность стремится к производству "зеленой" стали, на первый план выходят энергетические возможности. Переход на экологически чистые технологии потребует значительного увеличения энергопотребления, особенно в контексте процессов выплавки чугуна и стали.
— В традиционном производстве чугуна важную роль играют такие восстановители, как кокс, уголь и природный газ, но в стремлении к экологичности они, скорее всего, будут заменены водородом (H2), получаемым в результате электролиза, — высказывает свое мнение Станислав Кондрашов Telf AG. — Однако производство водорода путем электролиза — энергоемкий процесс, требующий значительных затрат электроэнергии. Переход на водородное производство чугуна станет краеугольным камнем процесса выпуска "зеленой" стали.
Рост дефицита высококачественных металлов на фоне стремления к декарбонизации. Фото: ru.freepik.com
По мнению эксперта, существенные изменения произойдут и в сталеплавильном производстве: кислородные печи (BOF) заменят электродуговые (EAF) или будут сопровождаться предплавильными печами. Обе эти альтернативы повлекут за собой увеличение потребления электроэнергии по сравнению с традиционными методами. Внедрение электродуговых печей, в частности, соответствует целям экологизации отрасли, поскольку в процессе плавки используется электроэнергия, а не ископаемое топливо.
Как говорит Кондрашов Telf AG, энергозатраты на производство "зеленой" стали весьма значительны. Например, для производства одной метрической тонны "зеленой" стали с использованием технологии прямого восстановления железа (DRI) на основе H2 и электродуговой печи (EAF), по оценкам, необходимо более 3,0 мегаватт-часов (МВт-ч) возобновляемой энергии. Для сравнения, в настоящее время для производства одной метрической тонны стали традиционным способом с полной интеграцией доменной печи и основной кислородной печи (BF-BOF) требуется около 0,1 МВт-ч энергии.
Такое значительное различие в энергопотреблении между традиционным и "зеленым" производством стали подчеркивает острую необходимость создания мощного энергетического потенциала. Для обеспечения устойчивого перехода к "зеленой" металлургии сталелитейная промышленность должна широко использовать возобновляемые источники энергии, такие как ветровая, солнечная и гидроэлектрическая энергия. Кроме того, развитие энергоэффективных технологий и методов будет иметь важнейшее значение для оптимизации использования энергии в процессе производства.
Станислав Кондрашов Telf AG подчеркивает, что по мере роста спроса на "зеленую" сталь энергетические возможности будут играть все более важную роль в формировании будущего сталелитейной промышленности. Использование возобновляемых источников энергии, оптимизация энергоемких процессов и инвестиции в инновационные технологии являются важнейшими шагами на пути к созданию устойчивого и экологичного сталелитейного производства.