Голова "загудит" от боли - врач раскрыла, какой продукт вызывает лютую мигрень
04:20
С 25 ноября новый жесткий запрет для жильцов, у кого есть камера в подъезде
03:11
Олег Кожемяко рассказал, о чем спросил бы президента на "Прямой линии"
26 ноября, 21:37
Приморье не откажется от мигрантов в общественном транспорте, но предъявит требования
26 ноября, 20:53
Проблема сообщения с островом Путятина должна быть решена за неделю - Олег Кожемяко
26 ноября, 20:28
Проезд по одному из участков трассы Владивосток–Находка–порт Восточный будет платным
26 ноября, 20:27
"Проезд довольно комфортный": подрядчик о ремонте злосчастного участка Осиновка-Ивановка
26 ноября, 20:06
Проблемы с мусором в Приморье появились из-за наплыва туристов – губернатор
26 ноября, 19:43
Фокус ретроградного Меркурия - эти перемены грядут для всех знаков до 15 декабря
26 ноября, 19:30
Будущее капитала и капитал будущего: о чем будут говорить на форуме ВТБ "РОССИЯ ЗОВЕТ!"
26 ноября, 19:26
Зачислят без заявлений - объяснили, кому повысят пенсии в декабре 2024
26 ноября, 19:11
Андрей Брик: Дискуссии о мастер-плане Владивостока окончены, задачи нам всем поставлены
26 ноября, 18:52
Обряд Львов, траты Дев и власть Рыб: подробный гороскоп на 27 ноября
26 ноября, 18:30
Жители Приморье резко ускорили строительство частных домов в 2024 году
26 ноября, 18:28
Парк электротранспорта Владивостока пополнится еще четырьмя новыми троллейбусами
26 ноября, 18:12
Олег Кожемяко рассказал, о чем спросил бы президента на "Прямой линии" 26 ноября, 21:37
Андрей Брик: Дискуссии о мастер-плане Владивостока окончены, задачи нам всем поставлены 26 ноября, 18:52
Выданные в России карты UnionPay отключают от работы 26 ноября, 16:01
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности 26 ноября, 16:00
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО   26 ноября, 15:10
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский 26 ноября, 12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной 26 ноября, 12:01
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17
Три города в Приморье станут муниципальными округами из-за низкой плотности населения 25 ноября, 12:59
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19

И кнопка SOS, и конвейер технологий: Алексей Райкевич – о будущем "ЭРА-ГЛОНАСС"

Информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" проникает в разные сферы нашей жизни
13 сентября 2023, 16:52 Общество #ВЭФ 2023
Алексей Райкевич ИА PrimaMedia
Алексей Райкевич
Фото: ИА PrimaMedia

Информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" проникает в разные сферы нашей жизни от индустрии беспилотников до сельского хозяйства, от малой авиации до кикшеринга. Сегодня это не только кнопка SOS, которая ежегодно спасает тысячи жизней, но и конвейер технологий. В интервью ИА PrimaMedia директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич рассказал о том, как развивается система, какие ноу-хау уже работают на её основе, и подвёл предварительные итоги VIII Восточного экономического форума (16+).

Справка: Акционерное общество "ГЛОНАСС" со 100% государственным участием создано в 2015 году с целью исполнения перечня поручений президента Российской Федерации по развитию государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". За 8 лет на рынке на его счету более 10 миллионов подключённых объектов, порядка 20 тысяч корпоративных клиентов и свыше 500 информационных федеральных и региональных систем, сопряжённых с "ЭРА-ГЛОНАСС". В 2022 году компанию возглавил Алексей Райкевич. 

— Алексей Анатольевич, расскажите о результатах работы "ЭРА-ГЛОНАСС" в целом по стране. Как она работает, какие задачи выполняет?

— Самое главное, "ЭРА-ГЛОНАСС" работает бесперебойно. Наш приоритет — это именно обеспечение надёжности функционирования системы, потому что она является социально значимой, и благодаря её работе спасателям ежегодно удаётся сохранять тысячи человеческих жизней. Почему я говорю об этом с такой уверенностью?

По статистике за всё время работы "ЭРА-ГЛОНАСС" с 2015 года 310 тысяч экстренных вызовов переданы в службы спасения, и 80 процентов из этого количества — в автоматическом режиме с помощью кнопки SOS, как часто называют устройство водители. Сейчас в системе более 9,7 миллиона транспортных средств — порядка 20 процентов от общего автопарка страны, с каждым годом их становится больше.

Соответственно, необходимо обеспечивать дальнейшее масштабирование и в то же время высокую надёжность системы — эта задача красной нитью проходит в KPI сотрудников нашей компании. Мы все над ней работаем и считаю, успешно справляемся. 

— Объясните непосвящённым читателям, как технически происходит процесс вызова экстренных служб?

— Будучи глубоко интегрированным в автомобиль, устройство позволяет в момент аварии с помощью российской спутниковой системы ГЛОНАСС и её зарубежных аналогов определять точные координаты каждой подключённой машины. И далее через наземную телеком и ИТ-инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" эти данные примерно за 19 секунд передаёт в региональные службы "112". Отмечу, что в большинстве случаев звонок через нашу систему не дублируется звонками по сотовой связи свидетелей ДТП, пассажиров или водителя транспортного средства, попавшего в аварию. Это ещё раз говорит о том, что "ЭРА-ГЛОНАСС" полезна и выполняет свою миссию. 

— А сколько вызовов поступило в "ЭРА-ГЛОНАСС" на Дальнем Востоке, учитывая, что в регионе действует мораторий на установку кнопок SOS для частных автовладельцев?

— Вызовы с Дальнего Востока поступают достаточно активно. Несмотря на мораторий, который действует в регионе с 2017 года, система приняла более полутора тысяч вызовов от автомобилистов только в Приморье. И всегда приятно, когда к нам с благодарностями обращаются те, кому она действительно помогла в критической ситуации. 

Алексей Райкевич

Алексей Райкевич. Фото: ИА PrimaMedia

— Можно привести показательные примеры? К слову, некоторые водители считают, что кнопка SOS не нужна, когда под рукой есть мобильный телефон.

— Один из показательных случаев произошёл ранней весной прошлого года в Амурской области. Водитель ехал по трассе в 50 километрах от Шимановска, не справился с управлением на повороте и несколько раз перевернулся, в результате чего получил травмы, его зажало в салоне, а телефон вылетел из автомобиля в разбитое окно. Очнулся он от того, что услышал голос: "Здравствуйте, "ЭРА-ГЛОНАСС", что у вас случилось?". Спасатели быстро прибыли на место происшествия, а водитель потом написал письмо с благодарностью операторам нашего колл-центра, ведь если бы не кнопка SOS, он мог бы замёрзнуть, так и не дождавшись помощи. Я рассказываю абсолютно живую историю, которой с нами поделился водитель, рассказав все в подробностях с фотографиями последствий для машины и места происшествия. Кстати, автовладельцам, чьи машины оснащены кнопками SOS, доступен сервис "Помощь на дороге". Одно нажатие, и вы можете заказать через наших партнеров эвакуацию и техпомощь в любом из российских регионов. 

— На основе "ЭРА-ГЛОНАСС" вы создаете системы аварийного оповещения и для других видов транспорта?

— Стараемся не стоять на месте. В этой части "ЭРА-ГЛОНАСС" совершенно прекрасное решение, которое необходимо распространять на разные отрасли экономики. Но в основном развитие происходит в рамках транспортной сферы. К примеру, недавно мы успешно протестировали работу госинформсистемы на маломерных судах, вели мониторинг их местоположения на водных объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Интегрировали в систему моторные, парусные суда, а также спасательные жилеты. Если человек оказывается за бортом, точные координаты его местоположения отражаются на бортовых компьютерах судна и через "ЭРА-ГЛОНАСС" оперативно передаются спасателям. Также уже второй год осуществляем мониторинг и обеспечиваем аварийное оповещение малой авиации в Южном федеральном округе — пока на самолётах Ан-2 — и планируем эти успешные кейсы масштабировать.

— Сейчас вы тестируете систему снижения скорости электросамокатов с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС". Как она работает? Вопрос очень злободневный и для Владивостока тоже, потому что в нашем городе у кикшеринга много противников.

— Конечно, мы не можем остаться безучастными в решении проблемы с электросамокатами. Поэтому разработали специальный модуль, который позволит обеспечить безопасность и в то же время избежать запрета кикшеринга. Достаточно подключить электросамокат к системе "ЭРА-ГЛОНАСС", и он будет автоматически снижать скорость в установленных геозонах с ограничениями скорости. Например, в парках и местах скоплениях пешеходов — до 10 километров в час максимум. При этом разрешённая максимальная скорость составит не больше 25 километров в час. Москва стала пилотным городом, где уже внедряют это решение, будем распространять его на другие регионы. На следующем этапе планируем задействовать уже более современные технологии, связанные с искусственным интеллектом, чтобы автоматизировать этот процесс и где-то даже исключить человеческий фактор. Через систему видеонаблюдения можно будет в автоматическом режиме определять скопления людей и вводить там временное ограничение скорости. История технически абсолютно реализуемая. Надеемся на успешное завершение пилота до конца сезона. 

— Как "ЭРА-ГЛОНАСС" помогает пассажирам общественного транспорта? Данные в мобильном приложении поступают также от "ЭРА-ГЛОНАСС"?

— Это наша вторая государственная функция после аварийного оповещения — мониторить пассажирский транспорт и транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Постепенно подключаем их к платформе. На сегодняшний день каждое второе пассажирское транспортное средство интегрировано в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" через наш сервис "Мониторинг ЭРА". Благодаря этому в режиме реального времени можно получать информацию о перемещении транспорта и передавать её в Ространснадзор и еще 600 региональных, муниципальных платформ и систем перевозчиков. Опять же, система усложняется, развивается, и сегодня мы уже предлагаем рынку модуль диспетчеризации "Диспетчеризация ЭРА". Он позволяет, будучи интегрированным с Яндекс картами (6+), выводить на приложение в смартфоне информацию о прибытии общественного транспорта на остановку в реальном времени, что очень удобно для граждан.

Алексей Райкевич

Алексей Райкевич. Фото: ИА PrimaMedia

— В этом году АО "ГЛОНАСС" объявило о целом ряде первых в России и в мире технологических ноу-хау: от системы безопасности для вузов до системы мониторинга авиабеспилотников. Расскажите подробнее об этих проектах.

— Мы создали и успешно протестировали первую в России умную систему комплексной безопасности при чрезвычайных ситуациях для вузов. В её основе — специальные датчики индор-навигации и мобильное приложение. Они определяют местоположение студентов и преподавателей с высокой точностью. В среднем за 19 секунд вызов поступит в экстренные службы, и спасатели сразу смогут сориентироваться на месте. Сейчас обсуждаем внедрение данных технологий с ДВФУ и Тихоокеанским госуниверситетом в Хабаровске.

Что касается системы мониторинга авиабеспилотников, она уже показала свою надёжность. Решение отработанное — по сути, здесь мы применили механизм мониторинга наземного пассажирского транспорта и подкрепили это успешным опытом мониторинга малой авиации.

В результате появился инструмент, который повысит прозрачность отрасли и очень надеемся, позволит снизить бюрократические барьеры, будет способствовать более быстрому развитию всей индустрии беспилотников. 

— Как это работает технически?

— Беспилотник необходимо оборудовать специальным устройством — трекером. На российском рынке широко представлены разные модели трекеров, которые передают информацию через GSM-каналы сотовой связи. Но мы в своём недавно созданном конструкторском бюро — КБ "ГЛОНАСС" —  работаем над созданием такого устройства, которое будет использовать канал спутниковой связи. Это очень актуально для нашей страны, потому что покрытие сотовой связи есть не везде.

— В каких еще отраслях будут полезны эти разработки?

— Их можно применять в сельском хозяйстве и других отраслях. Допустим, вести мониторинг инфраструктуры и трубопроводов, производить аэрофотосъемку.

— Алексей, научно-исследовательская деятельность становится всё более приоритетным направлением для вашей компании?

— У нас высокотехнологичная IT-компания, на сто процентов государственная. АО "ГЛОНАСС" — оператор социально значимой системы. Среди его ключевых задач — осуществлять импортозамещение и создавать новые продукты, чем и занимаются наши конструкторское бюро и стартап-студия. У нас есть очень серьёзный задел по технологиям, и думаю, в ближайшее время мы представим несколько готовых, очень перспективных продуктов. Компания всегда открыта командам, которые присутствуют на рынке и испытывают сложности с продвижением своих разработок. Мы готовы кооперироваться, помогать с коммерческой частью и продвижением в госсекторе.

— Какие предварительные итоги ВЭФ в этом году для вас? Какие соглашения вы пописали и какие проекты будете развивать с новыми партнерами?

— По направлению применения сервисов мониторинга на базе "ЭРА-ГЛОНАСС" подписали соглашение с "Почтой России", по развитию беспилотной авиации — с компаниями "БАС" и "Флай дрон". По масштабированию сервисов для пассажиров общественного транспорта запускаем совместную работу с платежной системой "Мир" — Национальной системой платежных карт, по развитию логистики продовольственных товаров на пространстве ЕАЭС — совместно с АНО "Евразийская Агрологистика" реализуем проект "Непрерывная холодовая цепь" на всех логистических этапах "Евразийского Агроэкспресса".

За короткий период времени мы успели провести рекордное количество встреч, повестка была очень насыщенной. В результате моего участия в панельных дискуссиях удалось познакомился с полезными для нас партнёрами. В Москве продолжим общение уже на уровне технических специалистов. В частности, это касается индустрии беспилотников, которая формируется на наших глазах, так что здесь очень важно держать руку на пульсе и поддерживать связь с проактивно настроенными игроками, которые хотят формировать правила игры на этом рынке.

205218
43
37