Информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" проникает в разные сферы нашей жизни от индустрии беспилотников до сельского хозяйства, от малой авиации до кикшеринга. Сегодня это не только кнопка SOS, которая ежегодно спасает тысячи жизней, но и конвейер технологий. В интервью ИА PrimaMedia директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич рассказал о том, как развивается система, какие ноу-хау уже работают на её основе, и подвёл предварительные итоги VIII Восточного экономического форума (16+).
Справка: Акционерное общество "ГЛОНАСС" со 100% государственным участием создано в 2015 году с целью исполнения перечня поручений президента Российской Федерации по развитию государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". За 8 лет на рынке на его счету более 10 миллионов подключённых объектов, порядка 20 тысяч корпоративных клиентов и свыше 500 информационных федеральных и региональных систем, сопряжённых с "ЭРА-ГЛОНАСС". В 2022 году компанию возглавил Алексей Райкевич.
— Алексей Анатольевич, расскажите о результатах работы "ЭРА-ГЛОНАСС" в целом по стране. Как она работает, какие задачи выполняет?
— Самое главное, "ЭРА-ГЛОНАСС" работает бесперебойно. Наш приоритет — это именно обеспечение надёжности функционирования системы, потому что она является социально значимой, и благодаря её работе спасателям ежегодно удаётся сохранять тысячи человеческих жизней. Почему я говорю об этом с такой уверенностью?
По статистике за всё время работы "ЭРА-ГЛОНАСС" с 2015 года 310 тысяч экстренных вызовов переданы в службы спасения, и 80 процентов из этого количества — в автоматическом режиме с помощью кнопки SOS, как часто называют устройство водители. Сейчас в системе более 9,7 миллиона транспортных средств — порядка 20 процентов от общего автопарка страны, с каждым годом их становится больше.
Соответственно, необходимо обеспечивать дальнейшее масштабирование и в то же время высокую надёжность системы — эта задача красной нитью проходит в KPI сотрудников нашей компании. Мы все над ней работаем и считаю, успешно справляемся.
— Объясните непосвящённым читателям, как технически происходит процесс вызова экстренных служб?
— Будучи глубоко интегрированным в автомобиль, устройство позволяет в момент аварии с помощью российской спутниковой системы ГЛОНАСС и её зарубежных аналогов определять точные координаты каждой подключённой машины. И далее через наземную телеком и ИТ-инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" эти данные примерно за 19 секунд передаёт в региональные службы "112". Отмечу, что в большинстве случаев звонок через нашу систему не дублируется звонками по сотовой связи свидетелей ДТП, пассажиров или водителя транспортного средства, попавшего в аварию. Это ещё раз говорит о том, что "ЭРА-ГЛОНАСС" полезна и выполняет свою миссию.
— А сколько вызовов поступило в "ЭРА-ГЛОНАСС" на Дальнем Востоке, учитывая, что в регионе действует мораторий на установку кнопок SOS для частных автовладельцев?
— Вызовы с Дальнего Востока поступают достаточно активно. Несмотря на мораторий, который действует в регионе с 2017 года, система приняла более полутора тысяч вызовов от автомобилистов только в Приморье. И всегда приятно, когда к нам с благодарностями обращаются те, кому она действительно помогла в критической ситуации.
Алексей Райкевич. Фото: ИА PrimaMedia
— Можно привести показательные примеры? К слову, некоторые водители считают, что кнопка SOS не нужна, когда под рукой есть мобильный телефон.
— Один из показательных случаев произошёл ранней весной прошлого года в Амурской области. Водитель ехал по трассе в 50 километрах от Шимановска, не справился с управлением на повороте и несколько раз перевернулся, в результате чего получил травмы, его зажало в салоне, а телефон вылетел из автомобиля в разбитое окно. Очнулся он от того, что услышал голос: "Здравствуйте, "ЭРА-ГЛОНАСС", что у вас случилось?". Спасатели быстро прибыли на место происшествия, а водитель потом написал письмо с благодарностью операторам нашего колл-центра, ведь если бы не кнопка SOS, он мог бы замёрзнуть, так и не дождавшись помощи. Я рассказываю абсолютно живую историю, которой с нами поделился водитель, рассказав все в подробностях с фотографиями последствий для машины и места происшествия. Кстати, автовладельцам, чьи машины оснащены кнопками SOS, доступен сервис "Помощь на дороге". Одно нажатие, и вы можете заказать через наших партнеров эвакуацию и техпомощь в любом из российских регионов.
— На основе "ЭРА-ГЛОНАСС" вы создаете системы аварийного оповещения и для других видов транспорта?
— Стараемся не стоять на месте. В этой части "ЭРА-ГЛОНАСС" совершенно прекрасное решение, которое необходимо распространять на разные отрасли экономики. Но в основном развитие происходит в рамках транспортной сферы. К примеру, недавно мы успешно протестировали работу госинформсистемы на маломерных судах, вели мониторинг их местоположения на водных объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Интегрировали в систему моторные, парусные суда, а также спасательные жилеты. Если человек оказывается за бортом, точные координаты его местоположения отражаются на бортовых компьютерах судна и через "ЭРА-ГЛОНАСС" оперативно передаются спасателям. Также уже второй год осуществляем мониторинг и обеспечиваем аварийное оповещение малой авиации в Южном федеральном округе — пока на самолётах Ан-2 — и планируем эти успешные кейсы масштабировать.
— Сейчас вы тестируете систему снижения скорости электросамокатов с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС". Как она работает? Вопрос очень злободневный и для Владивостока тоже, потому что в нашем городе у кикшеринга много противников.
— Конечно, мы не можем остаться безучастными в решении проблемы с электросамокатами. Поэтому разработали специальный модуль, который позволит обеспечить безопасность и в то же время избежать запрета кикшеринга. Достаточно подключить электросамокат к системе "ЭРА-ГЛОНАСС", и он будет автоматически снижать скорость в установленных геозонах с ограничениями скорости. Например, в парках и местах скоплениях пешеходов — до 10 километров в час максимум. При этом разрешённая максимальная скорость составит не больше 25 километров в час. Москва стала пилотным городом, где уже внедряют это решение, будем распространять его на другие регионы. На следующем этапе планируем задействовать уже более современные технологии, связанные с искусственным интеллектом, чтобы автоматизировать этот процесс и где-то даже исключить человеческий фактор. Через систему видеонаблюдения можно будет в автоматическом режиме определять скопления людей и вводить там временное ограничение скорости. История технически абсолютно реализуемая. Надеемся на успешное завершение пилота до конца сезона.
— Как "ЭРА-ГЛОНАСС" помогает пассажирам общественного транспорта? Данные в мобильном приложении поступают также от "ЭРА-ГЛОНАСС"?
— Это наша вторая государственная функция после аварийного оповещения — мониторить пассажирский транспорт и транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Постепенно подключаем их к платформе. На сегодняшний день каждое второе пассажирское транспортное средство интегрировано в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" через наш сервис "Мониторинг ЭРА". Благодаря этому в режиме реального времени можно получать информацию о перемещении транспорта и передавать её в Ространснадзор и еще 600 региональных, муниципальных платформ и систем перевозчиков. Опять же, система усложняется, развивается, и сегодня мы уже предлагаем рынку модуль диспетчеризации "Диспетчеризация ЭРА". Он позволяет, будучи интегрированным с Яндекс картами (6+), выводить на приложение в смартфоне информацию о прибытии общественного транспорта на остановку в реальном времени, что очень удобно для граждан.
Алексей Райкевич. Фото: ИА PrimaMedia
— В этом году АО "ГЛОНАСС" объявило о целом ряде первых в России и в мире технологических ноу-хау: от системы безопасности для вузов до системы мониторинга авиабеспилотников. Расскажите подробнее об этих проектах.
— Мы создали и успешно протестировали первую в России умную систему комплексной безопасности при чрезвычайных ситуациях для вузов. В её основе — специальные датчики индор-навигации и мобильное приложение. Они определяют местоположение студентов и преподавателей с высокой точностью. В среднем за 19 секунд вызов поступит в экстренные службы, и спасатели сразу смогут сориентироваться на месте. Сейчас обсуждаем внедрение данных технологий с ДВФУ и Тихоокеанским госуниверситетом в Хабаровске.
Что касается системы мониторинга авиабеспилотников, она уже показала свою надёжность. Решение отработанное — по сути, здесь мы применили механизм мониторинга наземного пассажирского транспорта и подкрепили это успешным опытом мониторинга малой авиации.
В результате появился инструмент, который повысит прозрачность отрасли и очень надеемся, позволит снизить бюрократические барьеры, будет способствовать более быстрому развитию всей индустрии беспилотников.
— Как это работает технически?
— Беспилотник необходимо оборудовать специальным устройством — трекером. На российском рынке широко представлены разные модели трекеров, которые передают информацию через GSM-каналы сотовой связи. Но мы в своём недавно созданном конструкторском бюро — КБ "ГЛОНАСС" — работаем над созданием такого устройства, которое будет использовать канал спутниковой связи. Это очень актуально для нашей страны, потому что покрытие сотовой связи есть не везде.
— В каких еще отраслях будут полезны эти разработки?
— Их можно применять в сельском хозяйстве и других отраслях. Допустим, вести мониторинг инфраструктуры и трубопроводов, производить аэрофотосъемку.
— Алексей, научно-исследовательская деятельность становится всё более приоритетным направлением для вашей компании?
— У нас высокотехнологичная IT-компания, на сто процентов государственная. АО "ГЛОНАСС" — оператор социально значимой системы. Среди его ключевых задач — осуществлять импортозамещение и создавать новые продукты, чем и занимаются наши конструкторское бюро и стартап-студия. У нас есть очень серьёзный задел по технологиям, и думаю, в ближайшее время мы представим несколько готовых, очень перспективных продуктов. Компания всегда открыта командам, которые присутствуют на рынке и испытывают сложности с продвижением своих разработок. Мы готовы кооперироваться, помогать с коммерческой частью и продвижением в госсекторе.
— Какие предварительные итоги ВЭФ в этом году для вас? Какие соглашения вы пописали и какие проекты будете развивать с новыми партнерами?
— По направлению применения сервисов мониторинга на базе "ЭРА-ГЛОНАСС" подписали соглашение с "Почтой России", по развитию беспилотной авиации — с компаниями "БАС" и "Флай дрон". По масштабированию сервисов для пассажиров общественного транспорта запускаем совместную работу с платежной системой "Мир" — Национальной системой платежных карт, по развитию логистики продовольственных товаров на пространстве ЕАЭС — совместно с АНО "Евразийская Агрологистика" реализуем проект "Непрерывная холодовая цепь" на всех логистических этапах "Евразийского Агроэкспресса".
За короткий период времени мы успели провести рекордное количество встреч, повестка была очень насыщенной. В результате моего участия в панельных дискуссиях удалось познакомился с полезными для нас партнёрами. В Москве продолжим общение уже на уровне технических специалистов. В частности, это касается индустрии беспилотников, которая формируется на наших глазах, так что здесь очень важно держать руку на пульсе и поддерживать связь с проактивно настроенными игроками, которые хотят формировать правила игры на этом рынке.