Круглогодичная навигация по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) на всей его протяженности стала, похоже, ключевым условием того, чтобы этот глобальный логистический проект наконец-то "взлетел" — и как внутрироссийская альтернатива железнодорожному маршруту "запад — восток", и как выгодная во всех отношениях транзитная линия "Европа — Азия". Во всяком случае, такое ощущение складывалось на сессии "Мировой транспортный северный путь", которая прошла в рамках деловой программы VIII Восточного экономического форума (16+, проходит во Владивостоке 10-13 сентября). Знаковые высказывания представителей госструктур и бизнеса в пользу такой версии — в материале ИА PrimaMedia.
Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, открыл сессию напоминанием, что говоря об Арктике и ее использовании как в экономических, так и в геополитических интересах, нельзя забывать о климатических изменениях, ибо фактор этот — один из ключевых.
"Изменение климата — на него мы повлиять не можем, можем только приспособиться. Таяние льдов, как, наверное, всем известно, идет очень интенсивно, это видно невооруженным глазом, с 1996 года ледяной покров в Арктике сократился в три раза, — заметил господин Иванов. — Могу добавить, что наши подводные лодки давно и эффективно всплывают на Северном полюсе. И стрелять с Северного полюса умеем только мы — и больше никто в мире. Это наше ноу-хау".
Сергей Иванов. Фото: ИА PrimaMedia
Вернувшись к теме мирного освоения Арктики, Иванов назвал эти задачи "огромными".
"Это работа — на десятилетия, — сказал он. — Однако есть такая поговорка: глаза боятся — руки делают".
По мысли Сергея Иванова, прежде всего нужно "сформировать" для СМП "гарантированный грузопоток", а уже под него построить нужное количество судов — транспортных, ледокольных и, что особенно важно, аварийно-спасательных.
"Надо прямо сказать, на сегодняшний день он (аварийно-спасательный флот — ред.) почти отсутствует в Арктике. Это надо будет с нуля создавать, плюс спутниковую связь и другие средства коммуникационные", — отметил спецпредставитель президента РФ.
Также господин Иванов обратил внимание на необходимость серьезного подхода к экологическому регулированию судоходства по СМП, прежде всего — иностранного (и, скорее всего, недружественно-иностранного — ред.).
"Не устаю говорить, что наше Минприроды должно в обязательном порядке составить экологические требования для прохода судов — потому что иностранные суда, скажем так, теоретически имеют полное право идти по Севморпути.
Так вот, экологические требования к таким судам, я открыто говорю, должны быть "драконовскими". А мнение иностранных "партнеров", извините за цинизм, здесь нас интересовать просто не должно. Все, точка",
— закрыл вопрос Иванов.
Специальный представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов в первых словах своего выступления привел уже довольно расхожий тезис о том, что при населении в 2,4-2,5 млн человек (1,6% от населения РФ) отечественная Арктика дает ВВП России практически 15%.
"И если смотреть только на эти характеристики, то можно сделать очевидный вывод, что производительность в Арктике очень высокая, и фактически на сегодняшний день это наша "мегакладовая", где создается инвестиционный мегапроект, — заявил представитель "Росатома", который, как известно, с прошлого года является единым оператором судоходства по Севморпути. — Бизнес, который там работает, дает очень много налоговых поступлений. Северный морской путь создает условия для развития крупнейших инвестиционных проектов в Арктике, которые влияют на условия жизни населения и на развитие инфраструктуры всей нашей страны".
Владимир Панов (справа). Фото: ИА PrimaMedia
Позже в ходе сессии господин Панов озвучил цифры и по имеемому на сегодня грузопотоку Севморпути. В 2022 году по нему было перевезено 34,1 млн тонн грузов, на 10 сентября 2023 года показатель вышел на 23,777 млн тонн, что, как отметил выступающий, уже показывает рост к аналогичному периоду прошлого года. Прогнозировать позитивную динамику в нынешнем году спецпредставитель "Росатома", впрочем, не стал — "природа и погода могут повлиять".
По словам Панова, доля транзитных грузов в общем грузопотоке СМП достигла рекорда в 2021 году — 2 млн тонн, в 2022-м здесь произошел "обвал" на 90%.
"В этом году транзитный поток восстанавливается, и буквально на днях по Севморпути был перевезен первый миллион тонн этого года именно транзитных грузов, — сказал выступающий. — Продолжают подавать заявки на транзитный перевоз, и в этом году мы, возможно, сумеем поставить новый рекорд по транзитным грузоперевозкам".
Гаджимагомед Гусейнов. Фото: ИА PrimaMedia
Первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сдержанный оптимизм коллеги из госкопрорации разделил, выразив уверенность, что государство совместно с бизнесом "гарантированный грузопоток" (о котором говорил Сергей Иванов — ред.) все-таки сформирует.
"Правительством в прошлом году принят план развития Севморпути. Я считаю, что это одна из важнейших вех. План объединяет в себе как обязательства со стороны государства, так и обязательства со стороны бизнеса. 155 мероприятий включены в план, стоимость реализации этих мероприятий — вдумайтесь! — порядка 1,8 триллионов рублей, в том числе более 620 млрд — это прямые государственные деньги", — сказал Гусейнов.
К 2024 году, продолжил он, правительство "ориентируется" ориентируется на грузопоток порядка 80 млн тонн, а к 2030 году этот показатель должен достичь 150 млн тонн. А в 2014-м, например, по СМП перевезли только 4 млн тонн, напомнил представитель Минвостокразвития.
"Реализовав план, мы должны обеспечить "космический" объем перевозок",
— оценил "замах" правительства выступающий.
Сергей Франк, председатель Совета участников судоходства по Северному морскому пути, не прямо, но отчетливо дал понять, что ключ к успешной реализации "замаха" — это полноценная круглогодичная навигация по СМП, которая, уверен господин Франк, уж не за горами.
"В 70-х годах прошлого века было много скептицизма по поводу круглогодичной навигации в западной части СМП, но глаза боятся — руки делают!
Сегодня на повестке дня — круглогодичная навигация в восточной части пути. Много сомнений также, но нужно честно сказать что с технической точки зрения этот вопрос — решенный. Выполнены и сверхранние, и сверхпоздние рейсы, новое поколение ледоколов, новое поколение оборудования успешно с этой задачей справляются",
— заявил Сергей Франк.
Сергей Франк. Фото: ИА PrimaMedia
Говоря от лица бизнеса (хотя бы той его части, которая имеет представительство в Совете), Франк выразил уверенность, что он, бизнес, не подведет.
"Энтузиазм и востребованность этого маршрута, в том числе и как глобального коридора — они очевидны, они поддерживаются графиком реализации крупнейших национальных проектов, — сказал он. — Мы видим переориентацию маршрутов, международный транзит (по СМП — ред.) никуда не денется, количество участников этих процессов возрастает".
Однако, как бы то ни было, безопасность судоходства по Севморпути — для бизнеса превыше всего. Хотя бы потому, объяснил Франк, что "с Арктикой на "ты" разговаривать нельзя, можно только уважительно — на "вы", опираясь на лучшие научные решения и передовые практики".
Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, в свою очередь, поспешил ответить на вопрос, который возник еще во время выступления Сергея Иванова.
"Сможем ли мы обеспечить то количество судов, которое необходимо для проводки, обеспечения и перевозки грузов по Северному морскому пути? — задал этот вопрос господин Евтухов, сразу оговорившись, что сегодня уже строится 50 судов (включая ледоколы и аварийно-спасательные суда), и еще 78 — в планах до 2035 года. — Безусловно, сможем. Благодаря визионерскому решению, которое было принято главой нашего государства Владимиром Владимировичем Путиным по предложению Игоря Ивановича Сечина, по созданию верфи "Звезда" в Большом Камне, где мы действительно теперь можем строить крупнотоннажные суда арктического класса".
Виктор Евтухов. Фото: ИА PrimaMedia
Коснувшись уже широко известных финансовых проблем, которые испытывает ряд верфей, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), Евтухов вновь обратился к дальневосточной супер-верфи.
"В принципе, практически все суда (необходимые для развития Севморпути — ред.) у нас может построить ССК "Звезда". Для того, чтобы выйти на точку безубыточности, этому судостроительному заводу необходимо к 2035 году построить 175 или даже больше судов. Как только будут полностью запущены все мощности на заводе, объем переработки металла составит 300 тысяч тонн — это огромная цифра. Сейчас — уже 90 тысяч".
Замглавы Минпромторга также отметил, что проблемой остается замещение судового оборудования и комплектующих, в поставках которых РФ отказали те страны, "которые раньше были нашими партнерами", однако, по словам Евтухова, работа по решению этой проблемы активно ведется, и госорган-регулятор здесь от пессимизма далек.
Очевидно, что организаторы сессии не могли не пригласить на нее иностранных морских перевозчиков, которые как раз и заняты восстановлением транзитного грузопотока по СМП. Как рассказал Кэ Цзинь, представитель судоходной NewNew Shipping Line, летом этого года китайская компания вывела на линию Шанхай — Санкт-Петербург через Севморпуть четыре контейнеровоза, которые могут осуществить до конца октября еще около 10 рейсов.
Прибыльность и рентабельность "Ледовитого шелкового морского пути" (если перевод был точен, то именно так и назвал маршрут представитель NewNew Shipping Line — ред.) подвигает грузоперевозчика ввести на маршрут в следующем году еще 8-10 контейнеровозов и проложить полноценный "путь" из КНР, Японии и Республики Корея в Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград и, понятное дело, в Европу.
Кэ Цзинь. Фото: ИА PrimaMedia
Тем не менее, китайские участники проекта Севморпути — или, как они предпочитают еще говорить, "Северного шелкового пути" — также обратили внимание на острую необходимость как-то решать вопрос с ограниченными сроками навигации по СМП, а также — развивать инфраструктуру и "повышать качество обслуживания перевозок".
Российский бизнес в лице транспортной группы FESCO также, как выяснилось, озабочен этими вопросами, причем решать их намерен самостоятельно и в самое ближайшее время. Потому что, как можно предположить, "кто, если не мы".
"В сегодняшних реалиях Севморпуть является единственным не подверженным вражеским санкционным влияниям транзитным морским коридором. И без сомнения, мы очень заинтересованы в его постоянном устойчивом развитии",
— заявил президент, председатель правления FESCO Аркадий Коростелёв.
Аркадий Коростелёв. Фото: ИА PrimaMedia
По его словам, транспортная группа надеется "осилить" перевалку по Севморпути 10 млн тонн грузов (учитывая специализацию группы, по преимуществу — в контейнерах). Для этого FESCO совместно с "Росатомом" собирается реализовать проект так называемого Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в группу FESCO — ред.). В планах партнеров — создание причала для базирования ледокольного флота Севморпути, а также — судоремонтной базы, оснащенной плавучим доком, которая будет решать проблемы с судоремонтом, которые на фоне санкций испытывают отечественные судовладельцы.