Огненная эра Стрельца - новый переход Солнца сулит мощные перемены всем знакам
21 ноября, 19:30
Цена на популярный продукт заметно выросла в России - что еще подорожало
21 ноября, 19:11
Храму быть: несмотря на мнение жителей, землю на Патрокле передали для религиозных целей
21 ноября, 18:54
Во Владивостоке осудили женщину, по вине которой захлебнулся грудной ребенок
21 ноября, 18:38
Магнит Овнов, флирт Раков и тепло Рыб: подробный гороскоп на 22 ноября
21 ноября, 18:30
Королева, Десятка, Туз: чуткий таро-расклад Безумной Луны по Кубкам на эти 3 дня
21 ноября, 18:00
Реконструкция моста через реку Партизанскую завершается в Приморье
21 ноября, 17:48
Авторынку не быть: сельхозземля в Приморье возвращена в муниципалитет по решению суда
21 ноября, 17:32
Ракам тонны кэша, а Девам бонус на карточку - прогноз на деньги 22 ноября
21 ноября, 17:30
Новым сквером в один гектар украсят улицу Невельского во Владивостоке
21 ноября, 17:25
Штраф или эвакуация: автомобилистов в Приморье предупредили о парковке у мусорных площадок
21 ноября, 17:05
56-метровую подпорную стену построили на Светланской, 131 во Владивостоке
21 ноября, 16:51
Во Владивостоке планируют восстановить еще один ливневый коллектор до конца года
21 ноября, 16:14
Раскрываем кошельки: новые подробности о чипировании собак в Приморье — уже с 1 января
21 ноября, 16:13
Предпринимателя из Артема оштрафовали за нарушение интеллектуальных прав
21 ноября, 16:01
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40
Субсидируемые авиабилеты задерживаются с продажами 14 ноября, 09:14
В правительстве Приморья появился новый зампред с известной фамилией 13 ноября, 20:45
Новое агентство миграционной политики Приморья займется привлечением иностранцев на работу 13 ноября, 12:25
Барьеры промышленного роста. Что приводит к закрытию заводов и предприятий ДВ 13 ноября, 10:53
"Цифру в жизнь", свое ПО и кадры для ИТ - в повестке Russky MeetUp&Digital Region-2024 13 ноября, 10:33

Неминуемую круглогодичность предрекли Севморпути на Восточном экономическом форуме

Но, конечно же, развитие СМП как глобальной транспортной артерии – "это работа на десятилетия", отметили ответственные за это развитие
13 сентября 2023, 17:19 Бизнес ВЭФ #ВЭФ 2023
Сессия "Мировой транспортный северный путь", VIII Восточный экономический форум ИА PrimaMedia
Сессия "Мировой транспортный северный путь", VIII Восточный экономический форум
Фото: ИА PrimaMedia

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) на всей его протяженности стала, похоже, ключевым условием того, чтобы этот глобальный логистический проект наконец-то "взлетел" — и как внутрироссийская альтернатива железнодорожному маршруту "запад — восток", и как выгодная во всех отношениях транзитная линия "Европа — Азия". Во всяком случае, такое ощущение складывалось на сессии "Мировой транспортный северный путь", которая прошла в рамках деловой программы VIII Восточного экономического форума (16+, проходит во Владивостоке 10-13 сентября). Знаковые высказывания представителей госструктур и бизнеса в пользу такой версии — в материале ИА PrimaMedia.

1 / 2

Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, открыл сессию напоминанием, что говоря об Арктике и ее использовании как в экономических, так и в геополитических интересах, нельзя забывать о климатических изменениях, ибо фактор этот — один из ключевых.

"Изменение климата — на него мы повлиять не можем, можем только приспособиться. Таяние льдов, как, наверное, всем известно, идет очень интенсивно, это видно невооруженным глазом, с 1996 года ледяной покров в Арктике сократился в три раза, — заметил господин Иванов. — Могу добавить, что наши подводные лодки давно и эффективно всплывают на Северном полюсе. И стрелять с Северного полюса умеем только мы — и больше никто в мире. Это наше ноу-хау".

Сергей Иванов

Сергей Иванов. Фото: ИА PrimaMedia

Вернувшись к теме мирного освоения Арктики, Иванов назвал эти задачи "огромными".

"Это работа — на десятилетия, — сказал он. — Однако есть такая поговорка: глаза боятся — руки делают".

По мысли Сергея Иванова, прежде всего нужно "сформировать" для СМП "гарантированный грузопоток", а уже под него построить нужное количество судов — транспортных, ледокольных и, что особенно важно, аварийно-спасательных.

"Надо прямо сказать, на сегодняшний день он (аварийно-спасательный флот — ред.) почти отсутствует в Арктике. Это надо будет с нуля создавать, плюс спутниковую связь и другие средства коммуникационные", — отметил спецпредставитель президента РФ.

Также господин Иванов обратил внимание на необходимость серьезного подхода к экологическому регулированию судоходства по СМП, прежде всего — иностранного (и, скорее всего, недружественно-иностранного — ред.).

"Не устаю говорить, что наше Минприроды должно в обязательном порядке составить экологические требования для прохода судов — потому что иностранные суда, скажем так, теоретически имеют полное право идти по Севморпути.

Так вот, экологические требования к таким судам, я открыто говорю, должны быть "драконовскими". А мнение иностранных "партнеров", извините за цинизм, здесь нас интересовать просто не должно. Все, точка",

— закрыл вопрос Иванов.

Специальный представитель ГК "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов в первых словах своего выступления привел уже довольно расхожий тезис о том, что при населении в 2,4-2,5 млн человек (1,6% от населения РФ) отечественная Арктика дает ВВП России практически 15%.

"И если смотреть только на эти характеристики, то можно сделать очевидный вывод, что производительность в Арктике очень высокая, и фактически на сегодняшний день это наша "мегакладовая", где создается инвестиционный мегапроект, — заявил представитель "Росатома", который, как известно, с прошлого года является единым оператором судоходства по Севморпути. — Бизнес, который там работает, дает очень много налоговых поступлений. Северный морской путь создает условия для развития крупнейших инвестиционных проектов в Арктике, которые влияют на условия жизни населения и на развитие инфраструктуры всей нашей страны".

Владимир Панов (справа)

Владимир Панов (справа). Фото: ИА PrimaMedia

Позже в ходе сессии господин Панов озвучил цифры и по имеемому на сегодня грузопотоку Севморпути. В 2022 году по нему было перевезено 34,1 млн тонн грузов, на 10 сентября 2023 года показатель вышел на 23,777 млн тонн, что, как отметил выступающий, уже показывает рост к аналогичному периоду прошлого года. Прогнозировать позитивную динамику в нынешнем году спецпредставитель "Росатома", впрочем, не стал — "природа и погода могут повлиять".

По словам Панова, доля транзитных грузов в общем грузопотоке СМП достигла рекорда в 2021 году — 2 млн тонн, в 2022-м здесь произошел "обвал" на 90%.  

"В этом году транзитный поток восстанавливается, и буквально на днях по Севморпути был перевезен первый миллион тонн этого года именно транзитных грузов, — сказал выступающий. —  Продолжают подавать заявки на транзитный перевоз, и в этом году мы, возможно, сумеем поставить новый рекорд по транзитным грузоперевозкам".

Гаджимагомед Гусейнов

Гаджимагомед Гусейнов. Фото: ИА PrimaMedia

Первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сдержанный оптимизм коллеги из госкопрорации разделил, выразив уверенность, что государство совместно с бизнесом  "гарантированный грузопоток" (о котором говорил Сергей Иванов — ред.) все-таки сформирует.

"Правительством в прошлом году принят план развития Севморпути.  Я считаю, что это одна из важнейших вех. План объединяет в себе как обязательства со стороны государства, так и обязательства со стороны бизнеса. 155 мероприятий включены  в план, стоимость реализации этих мероприятий — вдумайтесь! — порядка 1,8 триллионов рублей, в том числе более 620 млрд — это прямые государственные деньги", — сказал Гусейнов.

К 2024 году, продолжил он, правительство "ориентируется" ориентируется на грузопоток порядка 80 млн тонн, а к 2030 году этот показатель должен достичь 150 млн тонн. А в 2014-м, например, по СМП перевезли только 4 млн тонн, напомнил представитель Минвостокразвития.

"Реализовав план, мы должны обеспечить "космический" объем перевозок",

— оценил "замах" правительства выступающий.

Сергей Франк, председатель Совета участников судоходства по Северному морскому пути, не прямо, но отчетливо дал понять, что ключ к успешной реализации "замаха" — это полноценная круглогодичная навигация по СМП, которая, уверен господин Франк, уж не за горами.

"В 70-х годах прошлого века было много скептицизма по поводу круглогодичной навигации в западной части СМП, но глаза боятся — руки делают!

Сегодня на повестке дня — круглогодичная навигация в восточной части пути. Много сомнений также, но нужно честно сказать что с технической точки зрения этот вопрос — решенный. Выполнены и сверхранние, и сверхпоздние рейсы, новое поколение ледоколов, новое поколение оборудования успешно с этой задачей справляются",

— заявил Сергей Франк.  

Сергей Франк

Сергей Франк. Фото: ИА PrimaMedia

Говоря от лица бизнеса (хотя бы той его части, которая имеет представительство в Совете), Франк выразил уверенность, что он, бизнес, не подведет.

"Энтузиазм и востребованность этого маршрута, в том числе и как глобального коридора — они очевидны, они поддерживаются графиком реализации крупнейших национальных проектов, —  сказал он. — Мы видим переориентацию маршрутов, международный транзит (по СМП — ред.) никуда не денется, количество участников этих процессов возрастает".

Однако, как бы то ни было, безопасность судоходства по Севморпути — для бизнеса превыше всего. Хотя бы потому, объяснил Франк, что "с Арктикой на "ты" разговаривать нельзя, можно только уважительно — на "вы", опираясь на лучшие научные решения и передовые практики".

Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, в свою очередь,  поспешил ответить на вопрос, который возник еще во время выступления Сергея Иванова.

"Сможем ли мы обеспечить то количество судов, которое необходимо для проводки, обеспечения и перевозки грузов по Северному морскому пути? — задал этот вопрос господин Евтухов, сразу оговорившись, что сегодня уже строится 50 судов (включая ледоколы и аварийно-спасательные суда), и еще 78 — в планах до 2035 года. —  Безусловно, сможем. Благодаря визионерскому решению, которое было принято главой нашего государства Владимиром Владимировичем Путиным по предложению Игоря Ивановича Сечина, по созданию верфи "Звезда" в Большом Камне, где мы действительно теперь можем строить крупнотоннажные суда арктического класса".

Виктор Евтухов

Виктор Евтухов. Фото: ИА PrimaMedia

Коснувшись уже широко известных финансовых проблем, которые испытывает ряд верфей, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), Евтухов вновь обратился к дальневосточной супер-верфи.

"В принципе, практически все суда (необходимые для развития Севморпути — ред.) у нас может построить ССК "Звезда". Для того, чтобы выйти на точку безубыточности, этому судостроительному заводу необходимо к 2035 году построить 175 или даже больше судов. Как только будут полностью запущены все мощности на заводе, объем переработки металла составит 300 тысяч тонн — это огромная цифра. Сейчас — уже 90 тысяч".

Замглавы Минпромторга также отметил, что проблемой остается замещение судового оборудования и комплектующих, в поставках которых РФ отказали те страны, "которые раньше были нашими партнерами", однако, по словам Евтухова, работа по решению этой проблемы активно ведется, и госорган-регулятор здесь от пессимизма далек.

Очевидно, что организаторы сессии не могли не пригласить на нее иностранных морских перевозчиков, которые как раз и заняты восстановлением транзитного грузопотока по СМП. Как рассказал Кэ Цзинь, представитель судоходной NewNew Shipping Line, летом этого года китайская компания вывела на линию Шанхай — Санкт-Петербург через Севморпуть  четыре контейнеровоза, которые могут осуществить до конца октября еще около 10 рейсов.

Прибыльность и рентабельность "Ледовитого шелкового морского пути" (если перевод был точен, то именно так и назвал маршрут представитель NewNew Shipping Line — ред.) подвигает грузоперевозчика ввести на маршрут в следующем году еще 8-10 контейнеровозов и проложить полноценный "путь" из КНР, Японии и Республики Корея в Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград и, понятное дело, в Европу.

Кэ Цзинь

Кэ Цзинь. Фото: ИА PrimaMedia

Тем не менее, китайские участники проекта Севморпути — или, как они предпочитают еще говорить, "Северного шелкового пути" — также обратили внимание на острую необходимость как-то решать вопрос с ограниченными сроками навигации по СМП, а также — развивать инфраструктуру и "повышать качество обслуживания перевозок".

Российский бизнес в лице транспортной группы FESCO также, как выяснилось, озабочен этими вопросами, причем решать их намерен самостоятельно и в самое ближайшее время. Потому что, как можно предположить, "кто, если не мы".

"В сегодняшних реалиях Севморпуть является единственным не подверженным вражеским санкционным влияниям транзитным морским коридором. И без сомнения, мы очень заинтересованы в его постоянном устойчивом развитии",

— заявил президент, председатель правления FESCO Аркадий Коростелёв.

Аркадий Коростелёв

Аркадий Коростелёв. Фото: ИА PrimaMedia

По его словам, транспортная группа надеется "осилить" перевалку по Севморпути 10 млн тонн грузов (учитывая специализацию группы, по преимуществу  — в контейнерах). Для этого FESCO совместно с "Росатомом" собирается реализовать проект так называемого Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в группу FESCO — ред.). В планах партнеров — создание причала для базирования ледокольного флота Севморпути, а также  — судоремонтной базы, оснащенной плавучим доком, которая будет решать проблемы с судоремонтом, которые на фоне санкций испытывают отечественные судовладельцы.

17492
43
7