Стратегический партнер ярмарки-фестиваля книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток" (6+), развернувшейся во Владивостоке в рамках шестого дальневосточного фестиваля "ЛиТР 2023" (6+), — федеральная сеть книжных магазинов "Читай-город" представила на своем стенде книги сразу 70 издательств. Директор по управлению категорией "Книги" объединенной розничной сети "Читай-город — Буквоед" Мария Бахонкина в рамках персональной лекции "Книжные магазины как третье место" рассказала о главных принципах, на которых основывается ребрендинг магазинов сети. Корр. ИА PrimaMedia пообщался со спикером и выяснил, что ждать поклонникам бумажных книг в Приморье.
Счастье покупателя: книжные магазины как третье место
В ходе лекции, состоявшейся на полях "ЛиТР 2023", Мария Бахонкина рассказала слушателям о том, почему розничная сеть "Читай-город — Буквоед" считает важной частью своей работы организацию современных книжных пространств.
По ее словам, для многих людей первое место, в котором они проводят немало времени, — дом. Второе — работа. А третье место — это то, куда люди идут за пищей для ума и отдыхом для души. Книжные магазины для немалого числа современных россиян стали именно таким местом.
Безусловно, сделать человека счастливым будет легче, если помимо книг дать ему возможность для уединения или наоборот общения, чтобы он мог узнать что-то новое или провести время в кругу единомышленников. Для этого в магазинах "Читай-город — Буквоед" продумывают и запускают различные форматы взаимодействия с читателями, которые уже успели доказать свою пользу и стали важной частью большого ребрендинга.
Так, например, по словам Марии Бахонкиной, очень важный формат — "Встречи с авторами".
"Еще несколько лет назад мы наблюдали спад интереса людей к встречам с авторами. Сейчас наоборот активность вновь возросла. Поэтому, если есть возможность устраивать такие встречи в магазине, надо это делать. Если есть возможность организовать качественную площадку для авторов, для того, чтобы им тоже было комфортно, то и это надо делать", — отметила спикер.
Мария Бахонкина, директор по управлению категорией. Фото: ИА PrimaMedia
Запрос покупателя на формат встреч с авторами — очень разнообразный. Кому-то достаточно просто встретиться со своим любимым писателем, обняться и сфотографироваться. Для кого-то необходимы диалог, возможность задать вопросы, узнать что-то о самом человеке из первых уст.
"Безусловно, сейчас наблюдается большой запрос на книжную рекомендацию. Это связано с тем, что объем новинок, которые выходят на книжный рынок — огромен. И самая большая проблема покупателя — что выбрать? Поэтому, форматы встреч помогают читателю сделать выбор в сторону той или иной книги, даже направления, дают возможность рассказать ему о том, почему тот или иной жанр сейчас интересен, какие есть знаковые авторы, новинки и так далее", — подчеркнула Мария.
Еще один формат в "Читай-город — Буквоед" удалось реализовать с помощью проекта "Друзья по книгам". Как рассказала Мария Бахонкина, покупатели, заходящие в книжные магазины, если и хотят получить помощь консультанта, то, как правило, они хотят поговорить про литературу, про своих любимых авторов, узнать о новом. Но для того, чтобы с ними общаться на одном уровне, нужны люди, которые могут это делать.
"В книжных магазинах должны быть люди, которые готовы к такому взаимодействию. У нас в рамках проекта "Друзья по книгам" есть такие ребята, и они не занимаются ничем другим: не выкладывают товары, не участвуют в каких-то других активностях. Они действительно готовы к взаимодействию, готовы общаться с покупателем столько времени, сколько нужно для того, чтобы помочь ему сделать выбор. И, что самое важное, они получают от этого удовольствие", — рассказала Мария, отметив, что таких людей найти — не так уж и просто, их надо "выращивать" самим.
Лекция. Фото: ИА PrimaMedia
Эксперт также поделилась со слушателями информацией и о других интересных форматах взаимодействия с читателями, которые активно применяются в магазинах сети, в том числе о книжных клубах, объединяющих людей по их литературным предпочтениям, кофейнях, возможности прийти в магазин с домашним питомцем, комфортном времени работы и многом другом. К слову, в Санкт-Петербурге в "Буквоеде" книжные клубы формируются не только в офлайн форматах, но и в онлайн. Мария привела пример, как представители одного из таких клубов, собираясь на пару часов в магазине, после личной встречи потом еще до глубокой ночи продолжают общение в своем телеграм-канале.
"Если читатель пришел в магазин и ничего не купил — это нормально. Счастье клиента — это про взаимодействие. Если мы таким образом повзаимодействовали с читателем, что он, подумав про книгу, в следующий раз вернулся к нам, значит мы сделали все правильно", — объяснила слушателям Мария Бахонкина.
Больше, чем просто книжный
Книжным магазинам, считает Мария Бахонкина, проще понять потребности клиента, чем, например, производителям, ведь книжные находятся в прямом контакте с читателями.
"Мы понимаем, что нужно клиенту, но нам это не дают поставщики, тогда мы делаем это сами. Так начало набирать популярность собственное производство. Мы делаем чашки, блокноты, ручки и многое другое. Делаем это самостоятельно и получаем от этого удовольствие. И наши покупатели тоже говорят, что это здорово и замечательно. Нигде такой продукции нет, а в нашем магазине она есть", — рассказала Мария.
Она также объяснила, что часто люди, прочитав книгу, успевшую стать любимой, или произведение любимого автора, хотят себе на память чашечку, значок, ручку, то есть что-то, на чем была бы, например, размещена любимая цитата из книги. И этим хочется делиться.
"Если человеку нравится какая-то книга, она оставила его под впечатлением, он с удовольствием купит себе чашку, которая будет ему о ней напоминать. И это про любовь к книге", — отметила Мария.
Мария Бахонкина, директор по управлению категорией. Фото: ИА PrimaMedia
Бывает, по ее словам, и обратная история. Когда человек ничего не знает про книгу, но заходит в магазин, видит цепляющую цитату на кружке, и после этого рождается интерес к самой книге.
В своем выступлении Мария Бахонкина уделила внимание и теме бесшовных покупательских маршрутов. По ее словам, человек сегодня должен иметь возможность приобрести книгу и оффлайн, и онлайн.
"Если человек любит бренд, он, скорее всего, хочет с ним взаимодействовать так, как ему комфортно. Если ему комфортно купить книгу в мобильном приложении или посмотреть рецензию, почитать отзывы — здорово, надо дать ему такую возможность. Если читатель сегодня забежал в магазин, у него появилось свободное время, он с удовольствием делает то же самое в оффлайне. Но дать возможность ему нужно любую. Мы его не ограничиваем, мы развиваем эти возможности, потому что люди сегодня так потребляют, они так живут, так думают, им так хорошо", — заключила Мария.
Ребрендинг "Читай-города" идет на Дальний Восток
После общения со слушателями, собравшимися на лекцию "Книжные магазины как третье место", Мария Бахонкина ответила на вопросы корр. ИА PrimaMedia.
— Расскажите, что нового ждать читателям, которые ходят в ваши магазины во Владивостоке?
— Книжные магазины будут развиваться. Сейчас мы смотрим помещения, ищем локации, где еще мы можем открыться. Точно надо ждать обновление. Мы будем стараться привнести все те элементы, о которых рассказывала в ходе лекции. Постараемся подарить нашим читателям возможность получить эмоциональное и эстетическое счастье, приходя в книжный магазин. Ну и, безусловно, — ждать новинок. Мы их активно отправляем во Владивосток, они точно будут.
— Вы много рассказали про Санкт-Петербург в ходе лекции, но насколько читательская аудитория здесь, во Владивостоке, готова к таким преобразованиям и таким форматам?
— Я впервые во Владивостоке и уже влюблена. Мне кажется, у нас очень много общего между Петербургом и Владивостоком. Здесь настолько готовые ко всему читатели, настолько чудесная аудитория, что абсолютно точно — они еще сами нам расскажут, как еще можно улучшить наши магазины и помогут найти какие-то новые способы для создания этого эстетического удовольствия.
— Какие изменения будут в связи с ребрендингом?
— Новые магазины, которые мы планируем открыть, уже точно будут созданы в философии в новой коммуникации. Ведь для нас ребрендинг — это как раз про изменение коммуникации с читателем. То есть мы стараемся открывать новые магазины такой площади, которая нам позволит гармонично сочетать книжные полки с пространством для организации того самого "третьего места". Поэтому точно появится зона для чтения. Если будет возможность, поставим кофе поинт. В наши магазины после ребрендинга можно будет зайти с домашним животным или закатиться на роликах. Все это совершенно точно будет в новых магазинах.
Еще мы думаем о том, чтобы найти локацию в центре города. Это достаточно непросто. Здесь — много исторических зданий, много ограничений, мало мест, и все хотят быть здесь. Поэтому смотрим, изучаем, ищем варианты. Но могу сказать уверенно, что для нас Владивосток является топовым городом с точки зрения развития. Стратегически мы понимаем, что здесь есть возможность для развития книжной отрасли.
— В этом году "Читай-город" привез огромное количество книг на ярмарку-фестиваль книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток". Участие в этом фестивале как-то помогает вам с движением на Дальний Восток?
— Да, книг привезли действительно очень много. Целый контейнер с продукцией 70 издательств сюда отправили. Многие, которые мы не успеем продать на ярмарке, останутся в наших магазинах. Но, что самое главное, мы видим активный интерес читателей. Люди приходят, покупают. Есть определенная нацеленность на то, чтобы уйти обязательно с книгой. Чувствуется, что у людей еще мало насмотренности.
Участие в фестивале дало нам понимание, что "Читай-город" — это бренд, про который здесь, в Приморье, еще нужно рассказывать. Здесь очень много книжных магазинов, есть разные форматы. Поэтому, когда мы откроем обновленный магазин, мы сможем говорить, почему читателю надо именно к нам. А интерес людей к книжной продукции помог нам увидеть, что мы были правы, и Приморский край — действительно стратегически важный для нас регион. Что здесь нужно открывать новые магазины и обновлять существующие. Этот фестиваль помог нам понять публику.
— Вы сказали, что местных магазинов много, не получится ли так, что они останутся без покупателей с вашим расширением?
— Нам часто задают этот вопрос. Но, на самом деле, мы стараемся дружить со всеми книжными, то есть даже активно взаимодействуем во многих регионах, знакомы и с собственниками, с директорами. В Петербурге мы дружим с местными магазинами очень много лет.
Я вообще считаю, что должно быть больше книжных — хороших и разных. И мы на это смотрим с точки зрения развития рынка, в первую очередь. Мы очень дружим с библиотеками. Библиотеки не мешают развиваться книжным магазинам, и книжные магазины в том числе помогают развиваться библиотекам, потому что это дает человеку возможности. Разные возможности под разные потребности.
Если у читателя есть время зайти в библиотеку и взять там книги — замечательно, но его читательские аппетиты зависят только от него. Если он "проглатывает" книгу в день, а какую-то книгу он хочет обязательно положить на свою собственную книжную полку, он придет к нам. Поэтому мы всегда стараемся со всеми сотрудничать.
Я обошла здесь очень много книжных магазинов, все — классные. Это не про конкуренцию. Мы просто будем удовлетворять разные потребности. И замечательно, что есть ребята, которые действительно поискали нишу, нашли ее, понимают, как они взаимодействуют со своими покупателями. Нам немножко труднее. У нас очень разнообразный читатель, а удовлетворить мы должны любого.
— И все же, читательская аудитория, покупающая бумажные книги не безгранична, и конкуренция для местных будет усиливаться.
— Для нас открытие новых магазинов и движение в такие перспективные города — это все же больше про развитие чтения. То есть речь не про активную конкурентную борьбу, а про расширение этого книжного рынка. Просто каждый забирает свою часть аудитории, и все нормально сосуществуют. Чем больше будет книжных магазинов, тем выше будет сервис и конкуренция, в хорошем смысле, за каждого читателя. Читатель точно только выиграет от того, что будет больше магазинов.
И, к слову, мы очень плотно накануне обсуждали этот вопрос: почему надо заниматься развитием рынка. Вы знаете, сейчас очень много людей, которые по тем или иным причинам совсем перестали читать. Понятно, что часто не хватает времени, где-то желания. И на наш взгляд, чем больше будет книжных магазинов, мест, где можно будет в теплой комфортной атмосфере выбрать книгу, тем больше будет развиваться культура чтения. На Невском проспекте в Петербурге — шесть больших магазинов, и этого не хватает. Здесь не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос.
Мария Бахонкина, директор по управлению категорией. Фото: ИА PrimaMedia
— В каких городах Дальнего Востока помимо Владивостока планируете открывать новые магазины и проводить ребрендинг?
— В Приморском крае — это еще Уссурийск и Находка. Также планируем открыть магазины в Южно-Сахалинске и Хабаровске точно. Пока мы исследуем территории, анализируем и обязательно обо всем расскажем отдельно.