В правительстве Приморского края подготовлен закон "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края", сообщает ИА PrimaMedia. Он внесен на рассмотрение ЗС ПК 8 декабря и носит в некоторой степени революционный характер. Практически все полномочия по планировке городов, а также по земельным, строительным и рекламным вопросам передаются на краевой уровень.
С 1 января 2024 года изменения коснутся десяти опорных городов и районов края: Владивостока, Артема, Уссурийска, Находки, Большого Камня, Партизанска, Партизанского, Шкотовского и Хасанского муниципальных округов, а также Надеждинского района. Переходный период продлится три месяца — до 31 марта 2024 года.
Согласно тексту документа, правительство Приморского края или уполномоченные им органы исполнительной власти берут на себя полномочия органов местного самоуправления, в том числе, по:
— подготовке и утверждению генеральных планов;
— подготовке и утверждению правил землепользования и застройки;
— подготовке единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования;
— установлению порядка организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
— подготовке, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков;
— выдаче разрешений на строительство, а также разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
— согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства;
— принятию решения о разработке и утверждении комплексной схемы инженерного обеспечения территорий (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, размещение сетей связи).
— утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности;
Также в законе говорится о том, что правительство Приморского края передает на региональный уровень полномочия вышеуказанных 10 муниципалитетов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В том числе, по проведению земельных аукционов, подготовке и утверждению схем расположения земельных участков, изменение категории земли и вида разрешенного использования и так далее.
Исключения составляют лишь участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе бесплатно предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям и другим льготным категориям.
Новые правила вступают в силу 1 января 2024 года. С 1 января 2024 года по 31 марта 2024 года устанавливается переходный период, в течение которого муниципалитеты должны передать в край все документы и реестры.
Изменения, согласно финансово-экономическому обоснованию, обойдутся краевому бюджету в 433 млн рублей. Из которых 140 млн — на подготовку изменений в генпланы и правила землепользования и застройки, 120 млн — на организацию работ по разработке и утверждению документации по планировке территорий. 113,6 млн — на создание нового КГБУ "Центр содействия строительству" (44 штатных единицы) и еще 60 млн — на увеличение штатной численности КГБУ "Центр развития территорий" с 52 до 78 человек.
Закон можно в полной мере назвать поворотным для Приморья. Земля и стройка — ключевые активы местных администраций, без которых они превращаются из фигурантов процесса развития территорий в свидетелей. Попытки забрать у муниципалитетов основные функции принимались и раньше. Но впервые регион перераспределяет в свою пользу такой большой блок вопросов.
Еще в 2006 году губернатор Сергей Дарькин добился передачи полномочий по управлению землей во Владивостоке из городской администрации в краевую. Инициатива тогда встретила сильное сопротивление в городской Думе, да и в мэрии, которую возглавлял Владимир Николаев. Губернаторский законопроект официально имел цель ускорить процессы оформления собственности на землю для введения её в рыночный оборот. Но виделся, скорее, попыткой осадить и поставить на место городские власти — напряженные отношения между главами Приморья и Владивостока особенно не скрывались. Тем не менее, законопроект был успешно проведен через Законодательное собрание, и городу оставалось лишь согласиться с изменившимися реалиями.
Сергей Дарькин и Владимир Николаев (справа и слева). Фото: пресс-служба АПК
В 2009 году между белым и серым домами наметилось потепление — Сергей Дарькин подписал с новым мэром Игорем Пушкаревым распоряжение о возвращении городу полномочий по распоряжению частью земельных участков, и далее расширял зону ответственности мэрии. Закономерно, что в 2010 году Дарькин получил звание почетного жителя Владивостока.
Сергей Дарькин и Игорь Пушкарев. Фото: пресс-служба АПК
После потепления снова наступило похолодание — в 2014 году губернатор Владимир Миклушевский выступил с идеей Владивостокской агломерации, в которую помимо дальневосточной столицы вошли Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. Идея была быстро реализована на бумаге, а главным ее практическим смыслом стала передача полномочий из этих муниципалитетов в край. Собственно, вся шумиха с агломерацией и Большим Владивостоком 2.0 быстро утихла, а вот полномочия остались в крае.
Владимир Миклушевский и Игорь Пушкарев. Фото: ИА PrimaMedia
В этот раз расширилась не только география, но и спектр направлений — речь шла уже не только о земле, но и о размещении рекламных конструкций. По официальной версии цель перераспределения функционала сводилась к повышению эффективности. Эксперты же рассматривали агломерационные процессы, единственным результатом которых, по сути, оказалась пессимизация роли местных администраций, сквозь призму нарастающего конфликта губернатора и мэра Владивостока. Региональная власть в очередной раз показала, кто в крае хозяин, пропустив дозу критики от пушкаревских медиа и получив в 2015 году "спасскую аномалию" — небольшой политический щелчок от раздраженных элит. Который, впрочем, срекошетил куда болезненнее по самим элитам, чем ударил по цели.
На исходе следующей пятилетки, уже после смены руководства края, все обернулось вспять. Глава Приморья Олег Кожемяко принял решение о возвращении земельных полномочий всем участникам Владивостокской агломерации — для более эффективного управления территориями. Тогда традиционный для Приморья конфликт губернатор-мэр был полностью исчерпан. Владивосток возглавил ставленник главы региона Олег Гуменюк. С 1 мая 2019 года решение вступило в силу.
По мнению делового сообщества, администрация не справляется с возложенными на нее функциями, строительная деятельность в городе парализована
Мэрия Владивостока вновь набрала команду специалистов по земельным вопросам. Все это сопровождалось суетой, очередями и неразберихой — на момент передачи полномочий в управлении муниципальной собственности было всего два специалиста. К октябрю 2019 года их количество возросло до 19, но кадровый голод все равно ощущался — предпринимательское сообщество заявляло о параличе в строительной деятельности. Для полной настройки системы потребовался год.
Олег Кожемяко и Константин Шестаков. Фото: ИА PrimaMedia
Однако, в конце 2023 года региональные власти, несмотря не еще более окрепшую лояльность органов МСУ (за исключением редких и отдельных вспышек самостоятельности), пересмотрели свое решение радикальным образом. Новый закон значительно увеличивает охват "безземельных" муниципалитетов и забирает у них еще и стройку. По сути, у администраций остается лишь контроль за подрядчиками — считай, ответственность за то, как они справляются с поставленными краем задачами. В очередной раз муниципалитетам остается лишь смириться с изменившимися реалиями.