Первые 100 дней руководства профобъединениями региона позади. О том, чем они были наполнены, над какими проблемами работает организация и каковы перспективы ее развития, мы говорили с председателем Федерации профсоюзов Приморья Дмитрием Кравченко.
— Дмитрий Владимирович, легко влились в работу в новой должности?
— Да, поскольку я и так был с головой в повестке: в профсоюзах мой стаж составлял 14 лет, шесть из которых работал заместителем председателя Федерации. Помогли и мои "университеты" — дипломы юриста, политолога и специалиста в области менеджмента трудовой сферы. Опыт работы муниципального депутата — руководителя комитета по бюджету — позволяет разбираться в том, как формируются и расходуются бюджетные средства на территориях, как вообще работает эта система, и здорово облегчает диалог с главами территорий.
И, конечно, я опираюсь на актив, сформированный отраслевыми профобъединениями края. А в составе Федерации, напомню, 24 отраслевых профсоюза и десяток крупных профорганизаций, которые взаимодействуют с нами напрямую, — все они объединяют более 100 тысяч работающих приморцев.
— Стереотипов о профсоюзах полно до сих пор. Как вы сами, будучи довольно молодым человеком, оказались в профорганизации, и как со временем трансформировались ваши собственные представления о ней?
— Как и многие, я слышал о профсоюзах еще с детства, от родителей, которые приносили домой подарки от профкома, получали путевки в санатории. Но образ организации был весьма размыт. И даже когда в 2009 году вступил в профорганизацию того предприятия, где работал, то сделал это, скорее, на автомате, потому что так было принято. Представление о том, что функция профсоюзов — это не распределение материальных благ, а объединение единомышленников, которое способно решать самые серьезные вопросы не только внутри отдельного предприятия или даже отрасли, а рынка труда в целом, пришло позже.
Помню, как меня поразила одна история. На одном из частных предприятий края произошел смертельный случай — погиб 18-летний работник, не справившийся с управлением погрузчика. Как оказалось, позже, парня просто посадили за управление, не проведя должного инструктажа, и отправили работать. Не прошло и нескольких минут, как его придавило обрушившимся на него грузом. Так трагично завершился первый рабочий день мальчишки. Работодатель мгновенно обвинил погибшего в.. угоне транспортного средства и заявил о том, что этот человек никогда не был у него трудоустроен (парня и правда взяли на работу без оформления документов), а убитым горем родителям настоятельно предложил компенсировать нанесенный компании ущерб в виде разбитого погрузчика. Но ему не повезло: в комиссии по расследованию был представитель профсоюзов, который настоял на тщательном расследовании и помог установить истинного виновного, не дать запачкать имя парня получить родителям положенную компенсацию за смерть сына.
Далеко не все это знают до сих пор, но в случае тяжелой травмы или смерти на рабочем месте руководство обязано уведомить территориальное профобъединение (и неважно, частное это или бюджетное предприятие, и есть ли на нем вообще профсоюз), и именно профсоюзные представители не дают скрыть настоящие причины происшествий и переложить вину на невиновных.
Постепенно я убеждался в том, что функционал профсоюзов гораздо шире, чем работа на конкретном предприятии по улучшению условий труда сотрудников, обеспечению гарантий, — хотя все это, безусловно, важно. Настоящая сила и мощь профсоюзов — в объединении усилий и ресурсов, что позволяет держать под контролем всю сферу труда и сохранять социальный мир на территории. Я видел своими глазами это на десятках примеров — как профсоюзы предотвращали крупные сокращения персонала, как помогали сохранить градообразующие предприятия в моногородах, как заставляли поднять зарплату и выплатить многомесячные долги.
И об этом мы много говорили на мероприятиях, приуроченных к 75-летию Федерации профсоюзов Приморья, которое мы отметили минувшей осенью.
Анализировали, как сначала работу профобъединений края изменили перестроечные годы, и именно профсоюзы стали тем стержнем, что объединил растерявшихся работников, позволил собраться с силами и начать отстаивать свои трудовые интересы. Многотысячные митинги, пикеты, забастовки, перекрытия дорог стали привычным делом. Профсоюзы стали учить свой актив разбираться в тонкостях законодательства, читать экономику предприятий, осваивать технику переговорного процесса. Резко возросла защитная функция организации в вопросах занятости, оплаты и условий труда, юридической поддержки.
— Кстати, действительно, раньше по любому такому поводу профсоюзы организовывали громкие акции, выходили на митинги и пикеты, а сейчас тишина — больше нет таких проблем?
— Проблемы случаются, конечно, мы просто научились хорошо работать с другими инструментами. Можно развести "одесский шум" и ничего не добиться, а можно решать проблемы мирными переговорами, точечно, с привлечением всех участвующих в конфликте сторон, и оказаться гораздо эффективнее.
Сегодня добросовестные работодатели и органы власти не воюют, а консолидировано работают вместе с профсоюзами над решением общих задач. В каждом муниципальном образовании края заключены трехсторонние соглашения и созданы трехсторонние комиссии. И профсоюзы Приморья добились этого первыми в стране.
Теперь перед нами задача сделать этот институт по-настоящему эффективным рабочим инструментом. Нам не нужно, чтобы он существовал для галочки, нам нужно, чтобы он реально работал и решал проблемы трудовых отношений как в отдельных муниципалитетах, так и в крае в целом. Там, где это понимают, мы видим результаты.
Поэтому мы уже начали серию встреч с профактивом, работодателями и администрацией муниципальных районов края. Они прошли в Находкинском и Артемовском округах, сейчас готовим новые, и намерены проехать с этими целями все территории края. В ближайших планах — Партизанск, Уссурийск и Октябрьский район. Это хорошая возможность обменяться опытом, распространить и адаптировать сильные кейсы соседних территорий. Настроить диалог, где почему-то не получается. Устранить препоны, которые мешают взаимодействовать с работодателями или властью.
— Как выстраиваются отношения с молодежью, насколько охотно она сегодня вливается в ваши ряды?
— По статистике, на молодых профактивистов приходится 30% численности организации. Но мы за то, чтобы доля молодежи становилась больше.
Мы хотим, чтобы у каждого приморца сформировалось четкое ощущение: профсоюзы — это круто, свежо и прогрессивно. И если мы хотим привлечь молодежь, то должны говорить на ее языке, использовать в мотивационных программах якори, которые будут ей понятны и привлекательны.
Поэтому мы говорим молодым коллегам — творите, дерзайте, придумывайте новые смыслы, запускайте самые сумасшедшие проекты. В этом смысле у наших ребят в хорошем смысле развязаны руки.
Нам нравится организация взаимодействия с молодежью по типу проектного офиса — объединение в команды для решения различных задач. Мы предлагаем — приходите и защищайте свои идеи, лучшие мы непременно реализуем, поможем и с организацией, и с финансами.
Так, например, мы перезапустили образовательный проект "Знай свои трудовые права" (18+) — наряду с профсоюзными уроками в школах края он предполагает самые разные формы работы с подрастающим поколением школьников и студентов. Среди тренеров проекта — участники Приморской Лиги КВН. Я сам в школе был игроком Клуба веселых и находчивых, и горячо поддерживаю такие коллаборации.
В декабре на финале конкурса ФНПР "Стратегический резерв-2023" (18+) в Москве наша команда была самой многочисленной, и каждый ее участник был удостоен этого не просто так — прошел жесткий отбор, справился со всеми испытаниями и доказал свое право представлять профсоюзы Приморья.
Сейчас, например, в разгаре образовательный марафон "Школа профсоюзного лидера-2024" (12+), в котором участвуют и молодые активисты, и более опытные коллеги. Он проходит на базе нашего Учебного центра и включает такие темы, как soft skills профлидера, эмоциональный интеллект, медиакомпетентность, — и это лишь начало перечня лекций, тренингов и вебинаров, доступных участникам.
А на днях стартует яркий и масштабный конкурс для молодых профлидеров "Первые. Профсоюзные. Наши!", в ходе которого мы сформируем еще более крепкое ядро молодежного актива.
— Как обстоят дела с созданием краевой Доска Почета, работа над которой началась еще в прошлом году?
— Вчера у нас как раз прошла рабочая сессия по этому поводу. Отдельное спасибо Олегу Николаевичу Кожемяко за то, что поддержал инициативу Федерации. Думаю, в этом году мы уже увидим на Доске Почета лучших представителей профессий и трудовых династий.
Сегодня на всех уровнях много рассуждают о том, что надо повышать престиж рабочих профессий. И вот — один из инструментов. Общественное признание людей, которые ударным, добросовестным трудом вносят большой вклад в развитие региона, крайне важно. Это то, в чем действительно нуждаются работники приморских предприятий.
Я говорю об этом не только как представитель профсоюзов. Мои родители — те самые люди труда, всю жизнь работали в угольной отрасли, и я знаю, какое значение для них имело признание важности и ценности их работы.
Мы, к слову, вообще очень много делаем для популяризации рабочих специальностей. Реализуем совместный проект "НеРабота" (12+) с ОТВ-Прим, где рассказываем о представителях различных профессий. Поддерживаем конкурс "Золотое перо Приморья" (12+) — специальный приз от профсоюзов в этом году во второй раз получит лучшая журналистская работа о людях труда. И мы за то, чтобы таких проектов было больше.
— Профсоюзы всегда были вовлечены в выборные кампании всех уровней, а в этом году?
— Он не станет исключением. Мы обновили Соглашение с Общественной палатой региона, и представители профсоюзов региона будут наблюдать за выборами Президента и контролировать соблюдение избирательных прав приморцев, а также сотрудничать с мобильной бригадой выборного штаба. Как самая крупная общественная организация Приморья, мы заинтересованы в честных и прозрачных выборах, поэтому направляем надежных и авторитетных активистов на избирательные участки.
— Над чем еще намерена работать Федерация профсоюзов Приморья в этом году?
— Над снижением травматизма и смертности на рабочих местах. 102 травмы и столько же смертей в 2023 году — повод для большого беспокойства. Мы проводим месячники по охране труда, обучаем профуполномоченных, сигнализируем надзорным органам о выявленных нарушениях, — и все равно проблема не уходит. Причем, как показывает наш анализ, более половины смертей вызваны общими заболеваниями, и это повод усилить работу над качеством медосмотров. Они не должны быть формальными, и люди должны перестать умирать на работе.
Кроме того, как я уже говорил, планируем перезапустить социальное партнерство в ряде муниципалитетов края.
И продолжаем оставаться в повестке, связанной с участниками СВО и их семьями.
Десятки тонн гуманитарного груза собраны и отправлены нашими активистами для защитников Родины, и эта работа не прекращается. Едва ли не еженедельно мы получаем новую информацию на этот счет — здесь сплели очередные десятки метров маскировочных сетей, здесь — заготовили новую партию окопных свечей, здесь — приобрели партию обуви нестандартных размеров для бойцов, здесь — закупили и отправили питьевую воду, и благодарны членам профорганизаций края за такую работу.
Кроме того, наш Учебный центр запустил через краевую службу занятости программы бесплатного профессионального обучения и дополнительного профобразования для участников СВО и членов их семей.
Адаптировал свою работу и Дворец культуры профсоюзов — на его площадках регулярно проходят тематические концерты и фестивали. Мы дарили детям участников СВО билеты на елки и сказочные представления, помогали исполнить их мечты в рамках новогодней акции "Елка желаний" (6+). А вскоре на его площадках пройдут сразу два масштабных мероприятия — праздничный концерт к Дню защитника Отечества "Вместе победим!" (12+) с интересным наполнением и Фестиваль патриотической песни, на который соберутся участники со всего Приморья.
В планах также — возобновить международное сотрудничество с профсоюзами соседних стран. Пандемия нарушила наши связи, и сегодня мы работаем над их восстановлением.
Например, мы активно взаимодействовали с коллегами из КНР. Их представители участвовали в нашей краевой профсоюзной спартакиаде, мы развивали культурные обмены детскими творческими коллективами. В планах, перед пандемией, было наладить санаторно-курортное лечение членов профсоюзов Приморья в здравницах КНР, а китайских профактивистов — в санатории "Изумрудном". И Генеральный консул Китая во Владивостоке госпожа Пяо Янфань, с которой мы встречались недавно, тоже подтвердила важность возобновления этой работы.
— Как вам видится будущее профсоюзов региона?
— Четким и ясным. Пока существует рынок труда — остаются вопросы, связанные с отношениями между работником и работодателем, организацией рабочих мест, социальными гарантиями и заработной платой.
На последнем молодежном профсоюзном форуме мы предложили нашим ребятам порассуждать о перспективах организации через сто лет. Были разные варианты развития событий, и во все — профсоюзы оказались крепко вплетены и встроены. Конечно, для того чтобы это было именно так, чтобы организация продолжала набирать численность и силу, нам надо приложить немало усилий. Всем вместе. И мы это делаем.