Председателя совета ТОС "Патрокл — Сочинская", члена градостроительного совета при администрации Владивостока с легкой руки коллег из СМИ уже давно называют "мэром Патрокла" (может, в шутку). Сегодня Виталий Гречанюк — пожалуй, единственный во Владивостоке публичный общественный защитник некогда очень хайповых идей урбанизма. В непростые для любителей комфортной городской среды (и не только для них) времена редакция ИА PrimaMedia собрала для последнего урбаниста столицы ДФО вопросы. И получила на них ответы.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
— Виталий Владимирович, здравый смысл говорит: сперва в городе нужно капитально отремонтировать коммунальную инфраструктуру, сделать дороги, убрать грязь, а потом уже — пожалуйста, наводите красоту, создавайте туристические коды и творите арт-объекты. А что на это скажете вы?
— По поводу "здравого смысла" — тут не соглашусь. Нельзя делать такое разделение. Хотя оно — на первый взгляд — действительно выглядит здраво. Да, есть некие базовые потребности, пресловутая "пирамида Маслоу". Но ведь вряд ли кто-то сможет адекватно оценить, сколько времени и денег потребуется, чтобы полностью закрыть все эти "базовые потребности". Мы понимаем, что это — не год-два, и даже, может быть, не десятки лет.
И давайте просто представим, что все эти годы будет идти только эта брутальная история про дороги, трубы, провода и ливневки… И не произойдет ничего из того, что мы условно можем отнести к "второстепенным потребностям" — то есть к созданию комфортной городской среды.
Будут ли при таком раскладе счастливы горожане? Я думаю, что очень многие будут недовольны, потому что человек — сложное существо, ему в моменте хочется всего и сразу. Но так — не получается, поэтому делается все одновременно, но, так сказать, частично.
Кроме того, бюджеты состоят из статей и программ, и просто так деньги из условного "кармана", касающегося общественных пространств, в "карман" коммунальной инфраструктуры переложить не получится.
Я считаю, что развивать нужно все. Но здесь нужна тонкая настройка, определение приоритетов. И при этом сводить "в ноль" какие-то направления нельзя, даже если кому-то очень захотелось. Да, мы видим, что какие-то статьи, бывает, "режут", но не до нуля же.
Если же следовать логике, которая была в вашем вопросе, то давайте, к примеру, "обнулим" какую-нибудь "заведомо несерьезную" молодежную политику? К чему приводит игнорирование молодежи, мы прекрасно видим сегодня. Так и "обнуление" общественных пространств ради дорог и того, что у нас под землей закопано, — это будет полнейший дисбаланс.
— А тем временем во Владивостоке — строительный бум. Чем это хорошо, а чем — плохо? И что надо делать властям, чтобы это массовое строительство — и массовый же рост нагрузки на существующую инфраструктуру — просто не "раздавили" город?
— Строить много, конечно же, надо. Причем — реально много и практически везде. Владивосток серьезно "недозастроен". Если открыть спутниковую карту, можно увидеть, что у нас очень много "пустот". Вообще, особенность Владивостока в том, что он долгое время был сначала крепостью, а потом закрытым портом. И сегодня здесь еще очень много объектов, которые свои изначальные функции уже не выполняют. А территории производств, бывших складов, руинированные строения, бараки — это совсем не про современный комфортный город.
Поэтому актуальны реновация и ревитализация. Эти термины — о том, что какие-то территории переосмысляются, потому что то, что там было раньше, уже не актуально. Ведь, к тому же, далеко не все старые строения — объекты культурного наследия, которые нужно беречь и сохранять.
Кто-то спросит: а зачем это большое строительство нужно, ведь люди у нас уезжают из Владивостока на запад? Однако здесь есть и в каком-то смысле обратный тренд: из населенных пунктов Приморья, из других регионов Дальнего Востока люди переезжают — и как раз во Владивосток.
А еще люди — те, что есть — хотят улучшать свои условия проживания. Советское жилье, которое строилось как временное неизбежно будет разваливаться, мы уже наблюдаем инциденты со старыми "панельками". Все — или почти все — хотят жить в современных домах с хорошей планировкой, высокими потолками и свежей "начинкой". И чем больше будет строиться новых "метров", тем выше будет конкуренция между застройщиками и арендодателями, что, в свою очередь, вселяет надежду на замедление роста цен и арендных ставок, на достижение на рынке какого-то плато.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
А вот теперь — про плохое, раз спросили. Жилищное строительство у нас обеспечивается почти исключительно коммерческим сектором. Бизнес высокими темпами осваивает пространства, недостроев и долгостроев мы уже практически не встречаем. А вот за окружающую новые дома инфраструктуру отвечает государство, и здесь все либо сильно запаздывает, либо, как кажется, и вовсе стоит на месте.
Почему так происходит? Мне кажется, есть изъян в самой системе гозакупок. Она создана с благими целями, чтобы уйти от коррупционной составляющей и для развития конкуренции. Но в аукционах побеждает тот, кто предложил самую низкую цену, что в итоге влияет на качество и/или сроки.
Еще — момент, связанный с устройством самой бюджетной системы. У муниципалитетов никогда нет денег на какие-то большие работы и проекты, все уходит на "текущее содержание" и на зарплаты бюджетников. Поэтому муниципалитеты должны своевременно планировать какие-то проекты, обосновать на региональном уровне, а там — на федеральным необходимость финансирования тех или иных крупных "затей".
Понятно, что одного жилья для развития города — недостаточно. В развитии нуждаются и другие составляющие. Та же улично-дорожная сеть, которая сегодня просто изобилует "бутылочными горлышками": въезд в какой-нибудь микрорайон — он же и выезд. Дело даже не в ширине дорог или количестве дорогостоящих развязок, просто нужно больше альтернативных проездов.
Еще один аспект — это инженерные сети. Нужно отдать должное: при нынешнем главе города идут давно необходимые масштабные работы по реконструкции тепловых сетей. Но январский случай с подстанцией "Загородная" показал, что надо и электрические сети реконструировать. Нагрузка на подстанции увеличивается, и это, как мы видим, может привести к проблемам. То же касается и водопровода, и канализации.
Что с этим всем делать? У меня нет морального права, да и достаточных компетенций давать здесь советы, но, наверное, главное — стараться действовать, что называется, "на упреждение". Насколько это возможно, конечно, потому что многое у нас устроено так, что пока проблема не проявилась, легальных механизмов ее решения просто не существует. То есть система — по преимуществу реактивна, а не проактивна.
Хорошим "проактивным" подспорьем здесь, к слову, стал мастер-план Владивостока, который прочерчивает основные направления развития города, и под это есть возможность получить федеральное финансирование. Масштабные дорожные стройки в этом году — хороший пример такого подхода.
— Продолжаем тему того, что "человейники" у нас строят действительно быстро, а вот социальная инфраструктура "наращивается" в новых районах медленно (если вообще наращивается). Так что же такое на самом деле "комплексное развитие территорий", "15-минутный город", "качество городской среды"? Просто красивые слова, получатся по факту?
— Механизм комплексного развития территорий — это была попытка заставить всех застройщиков просчитать и создать документацию планировки территории вокруг домов, которые они хотят построить. Чтобы было посчитано и обосновано, например, в какие школы пойдут дети будущих жителей этих домов.
В итоге есть ощущение, что этот механизм стал, скажем так, несколько формальным, в духе "натягивания совы на глобус". Да, расчеты застройщиков показывают, что вся необходимая социальная инфраструктура для жителей нового дома вроде как есть. При этом мы постоянно видим обеспокоенность жителей тем, что какие-то школы переполнены, и детей приходится возить в другие школы куда-то далеко… Иногда эти расчеты откровенно лукавят — расстояние на карте от нового дома до существующей школы — в норме, но с учетом нашего рельефа или фактического состояния городской среды дойти туда, не сломав ноги, за нормативное время просто невозможно.
Градостроительные советы на уровне края и на уровне города призваны отбраковывать совсем уж неадекватные проекты. И, насколько я знаю, не было прецедентов, чтобы застройщик, услышав критику от такого совещательного органа, начал как-то "продавливать" свой проект, например, через суд. Напротив, все прислушиваются и идут "работать над ошибками".
Также из позитивного — введение объемно-пространственных регламентов, которые дополняют правила землепользования и застройки. ПЗЗ, как известно, регулируют, что и где можно строить, только на уровне этажности и функционального назначения здания. При этом "по ПЗЗ" можно легко построить что-то совершенно уродливое, примеров достаточно.
Есть еще одна "встроенная" проблема — в самом подходе по микрорайонной застройке. Те же "грабли", что мы наблюдаем на Патрокле или на Зеленом углу, повторятся в планировочном районе "Уссурийский" у бухты Щитовой, который давно присутствует в генплане.
То есть выделяется земля, которая находится в отдалении от сложившейся городской застройки, она связана с городом одной дорогой, а пространство между городом и участком заполнено разного рода объектами — леса, золоотвал, очистные сооружения, воинская часть. Получается, что многие негативные моменты, которые у нас связывают с "точечной" застройкой, вполне могут относиться и к микрорайонной застройке, просто здесь уже не "точка", а целое "пятно".
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
Негативные последствия микрорайонной застройки могут быть нивелированы, если вести ее последовательно, системно, с примыканием нового участка к уже имеющейся застройке. То есть каждый новый микрорайон должен "прирастать" к границе уже сложившейся застройки с полноценной инфраструктурой. Ведь гораздо проще продлить существующий автобусный маршрут на одну-две остановки, а не лихорадочно думать, как запускать целый новый маршрут куда-то через леса и поля к каким-то новым домам. Тот же принцип относится и к вопросам обеспеченности новых районов детсадами и школами, и к появлению далеко на отшибе бизнеса с товарами и услугами.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
— Если в идеале, то кто должен "вести в танце" развития города — чиновники или же урбанисты? А как у нас в реальности?
— Если открыть комментарии к официальным телеграм-каналам, создается впечатление, что у нас буквально каждый гражданин обладает огромной экспертизой сразу во всех областях — он и политолог, и архитектор, и управленец. Причем — самый лучший. Но почему-то при таком обилии экспертов не видно очереди на вакантные места муниципальных и государственных служащих.
"Вести в танце" должны те, кто занимает соответствующие должности. Если же кто-то считает, что пришла его пора "порулить", отправляйте резюме в администрацию, правительство или начните с депутатства — такой формы волонтерства для понимания того, как устроена система изнутри.
Важно, чтобы просвещенные в урбанистике люди были среди городских депутатов и сотрудников мэрии. Видеть заявления чиновников и депутатов о пользе виадуков для пешеходов или о вреде светофоров для автомобильного движения — это же, по сути, провал, хотя многие читатели наверняка не поймут, о чем это я, так как многие вещи в урбанистике, что называется, контринтуитивны.
В городской думе должны быть те, кто знает, как устроен город в разных аспектах — в архитектурном, социальном, политическом, экономическом. Урбанистика — сумма и пересечение всех этих направлений. Дума, состоящая исключительно из лояльных и заслуженных пенсионеров — не то, что нужно городу. Нынешний состав, к слову, заметно в этом плане лучше прежнего, как я считаю.
— Какие-нибудь идеи урбанистов были хотя бы раз реализованы во Владивостоке?
— Первое, что сразу же вспоминается — то, что практически сразу сделал Константин Шестаков придя в нынешнюю должность, с надземным виадуком на Семеновской. Эта бессмысленная конструкция, напомню, стояла очень долгое время, и никто не решался к ней подступиться. Вообще очень важно иметь признавать ошибки, не важно — свои или предшественников.
И вот в рамках так называемого "туристического дизайн-кода" вся прилегающая к площади Семеновской территория преобразилась максимально по заветам так называемых убранистов. А они в один голос говорили и говорят, что надземные и подземные переходы — это плохо. И доказательство здесь состоит в следующем: надеваете на себя рюкзак, в одну руку берете чемодан (желательно потяжелее), в другую — ребенка, и начинаете прогулку по надземным и подземным переходам. А еще лучше — примерить на себя костыли или кресло-коляску. Даже самый заядлый автомобилист после такого марафона вряд ли продолжит выступать за то, чтобы продолжать загонять пешеходов либо под землю, либо по ступенькам вверх.
В целом взят тренд на увеличение тротуаров, в основном за счет проезжей части, где много избыточного пространства. Эти излишки с неопределенным числом полос создают соблазн и простор для маневров и перестроений, которые обычно и являются причиной пробок. Вы же, скажите честно, часто видите, проезжая пробку, что в ее конце нет "ничего" — ни ДТП, ни светофора… Причина — в переменной ширине дорог.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть мнение, что комфортная городская среда — это дорого и не окупается в принципе. А денег — что в бюджете, что у бизнеса — так скажем, не так уж и много. Может, в таком случае как-то без урбанистики обойтись?
— Очевидно, что сегодня города конкурируют за людей. А после закрытия базовых потребностей людям неизбежно хочется и развлечений, и культуры, и спорта. И для всего этого нужна инфраструктура — в том числе и в виде комфортной городской среды, чтобы от ресторана до театра, а от него — до стадиона можно было дойти пешком, не испытывая особых страданий. Улицы города, тротуары — вот самые большие и самые главные общественные пространства.
Да, качественное благоустройство — это дорого. В этом вопросе, как мне кажется, можно обратиться к славному прошлому города, к меценатству. Не отменяя бюджетное финансирование, можно привлечь сюда внебюджетные источники. И примеры такие нужно поощрять и популяризировать. Также, как трехлетними контрактами мэрия простимулировала перевозчиков инвестировать в обновление парка автобусов, так и для предпринимателей, чей бизнес "выходит на улицу", можно предусмотреть какие-то алгоритмы.
Сделать, допустим, путь клиента в свою торговую точку приятным и комфортным — это же вполне логичная инвестиция? А если еще и город поможет?
— Урбанистом может стать каждый? Или этому еще и учиться нужно?
— А что такое "стать урбанистом"? Урбанистика — межотраслевая дисциплина, кажется, дипломов по ней пока не выдают, да может, и не нужно этого. В вашей же отрасли есть Союз журналистов, но является ли членство в нем показателем чего-либо? Хорошо бы, если да.
Называть "урбанистом" того, кто просто пишет гневные посты или комментарии в соцсетях -нельзя. Наверное, нужны еще и какие-то действия. И даже если это только посты, то — подкрепленные знаниями, которые видны через аргументацию. А "практикующие урбанисты" — это архитекторы, застройщики и чиновники, однако далеко не всегда их практические действия можно отнести к условной "правильной урбанистике".
В нашем городе есть сообщество урбанистов "Решение. Город", но кроме общения в чате, никаких действий или публичных заявлений вовне не наблюдается. Подобное есть и в теме ЖКХ, и в теме ТОС. Люди просто варятся в своей среде. Наверное, еще не "созрели", и это "созревание" идет крайне медленно.
— Став урбанистом, с кем в первую очередь нужно подружиться — с властью, бизнесом или общественностью?
— Прежде всего, нужно подружиться с матчастью, погрузиться в знания — читать книжки, пройти онлайн-обучение.
Я помню, как один участник движения ТОС заявил как-то раз, мол, не гоже ему Устав города читать, он же не чиновник. Парадокс! Если ты занимаешься общественной деятельностью и она сопряжена с коммуникацией с чиновниками, то ты просто обязан понимать, как устроено государство, законодательство, уровни и ветви власти, понимать правила игры.
Другое дело, если речь идет о профессиональной деятельности тех отраслей, для которых урбанистика является смежной. В любой такой деятельности есть уважаемые эксперты, саморегулирующиеся организации — ассоциации, союзы. Это, конечно, не обязательно, но коммуникация с коллегами, пресловутый, простите за англицизм, "нетворкинг" — очень полезны и важны, это — про причастность, про знание актуальной повестки.
— Насколько публичная активность в сфере урбанистики может способствовать политической карьере?
— У нас пока имеется один-единственный пример — депутат городской думы Антон Игоревич Савенко, сооснователь упомянутого выше сообщества урбанистов. Вам, специалистам медийной отрасли, лучше всех известно, как медийность важна и для общественной, и для политической деятельности. "Невидимке" всем этим заниматься будет очень сложно.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
— Хаотичность Владивостока, в том числе и в части городской среды, — это для многих ключевая "фишка" города. Исходя из того, как много в последние годы на разных уровнях говорят о его "туристском потенциале", может, не стоит ломать то, что работает?
— Один мой недавний собеседник пошутил, что если наш город основан как крепость, то он и не обязан быть комфортным, он должен быть неприступным! А вообще хаотичность Владивостока ощущается особенно остро теми, кто привык к городам плоским, с ортогональной сеткой улиц. Пример — Южно-Сахалинск.
Соглашусь, наш хаос — это не баг, это фича. Море, сопки, нелогичные улицы, контрасты эпох — все это в совокупности наш неповторимый и любимый при всех своих недостатках город. А над недостатками можно и нужно работать, здесь какие-то ошибки исправить — дороже, какие-то — проще.
Благоустройство — то, где эффект можно достигнуть быстрее всего, это ощущается и горожанами, и туристами. Здесь у нас, несомненно, есть прогресс. Есть, к примеру, различные архитектурные приемы по фасадам, с помощью которых безликие советские "панельки" могут стать довольно симпатичными. Сложнее — с улично-дорожной сетью, без дорогостоящих выкупа и сноса исправлять ошибки прошлого не получится.
Владивосток, Приморский край. Фото: ИА PrimaMedia
С целью "обуздать хаос" сейчас как раз вводится регулирование архитектурного облика и объемно-пространственный регламент. Чтобы город развивался гармонично при нынешней правовой конструкции, необходима вовлеченность общественности в процессы изменения генплана и правил землепользования и застройки. Эти общественные обсуждения проходят регулярно, но зачастую совершенно незримо для граждан, лишь самые яркие и спорные моменты попадают в поле внимания СМИ.
Классический пример — так называемый Тихвинский лес, который в ходе таких "незримых" процедур и был "распилен" на земельные участки, которые позже поменяли свое назначение. Сейчас ситуация, что называется, "вышла в позитив" благодаря усилиям местных гражданских активистов, и имеет место диалог, выстроенный с администрацией при посредничестве депутатов. Но осадочек у многих, наверняка, остался.
Путь к решению многих таких проблем лежит через развитие гражданского общества. С этим в последние годы есть некоторые проблемы, но рано или поздно все выправится, буду здесь оптимистом.