Профессиональный уличный театр начинает свою работу во Владивостоке 1 июня 2024 года с премьеры спектакля "Колесница радости" (0+), который начнется в 13.00 в Адмиральском сквере возле Арки цесаревича. Главная фишка совместного проекта АНО "Артсерватория" и Приморского краевого театра кукол "Колесница радости" (0+), реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — то, что спектакли проходят на открытом пространстве (в скверах, на площадях и набережных) благодаря передвижной площадке — автобусу-трансформеру, который используется и как декорация, и как техническая составляющая спектакля. В канун премьеры в театре состоялась пресс-конференция, на которой побывали корреспонденты ИА PrimaMedia.

Автобус-трансформер "Колесница радости". Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
Поскольку погода в этот день не благоприятствовала выступлению на свежем воздухе, предпоказ спектакля "Колесница радости" состоялся под крышей — в фойе театра кукол. И хоть пространство действия было ограничено, особенно сверху, представление о постановке удалось получить. Труппа, куда вошли представители Приморского краевого театра кукол и Хабаровского ТЮЗа, а также студенты Дальневосточного государственного института искусств, разыграла историю без слов в духе небезызвестных "Лицедеев" о том, как несколько чудаков-матросов Желтой подводной лодки (поклон "тени" The Beatles) разыскивали своего пропавшего неизвестно куда товарища с огромными рыжими усами. По замыслу создателей представления, поиски происходят везде — и на небе, и на дне морском, и самостоятельно, и с помощью зрителей.
В определенный момент надежды на счастливый исход предприятия сходят на нет — автобус-наутилус поднимает черный парус, а чудаки облачаются в черные траурные одежды. Но, как водится, всё заканчивалется безусловным и безоговорочным хеппи-эндом: пропавший находится, все переодеваются в светлое, а над "желтой подводной лодкой" поднимается белый парус. После чего начинается пенное шоу (пену добывают в помощью специальной пенной пушки), танцы-пляски и проч. детей и их родителей. В общем вот такая мистерия-буфф, готовая выплеснуться на знаковые места города Владивостока в дни всенародных дат.
Как рассказала руководитель проекта Лидия Василенко (Приморский краевой театр кукол), идея спектакля появилась под влиянием существующего в Европе тренда передвижных театров. Зачастую под них переоборудуют старые пожарные машины, различный большой грузовой транспорт и проч. И вот такие колесницы путешествуют по всему континенту, из города в город, с фестиваля на фестиваль, делясь своим искусством с благодарными зрителями.

Руководитель проекта Лидия Василенко. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
У театра кукол имелся собственный автобус, который и решили приспособить под передвижной театр. Идея была обсуждена с актером и режиссером Хабаровского ТЮЗа Виталием Федоровым во Владивостоке на Всероссийском фестивале-лаборатории современного театра "Погружение" (12+), где, кстати говоря, выступала труппа известного уличного театра "Странствующие куклы господина Пэжо" из Санкт-Петербурга.
В результате спустя время появился проект "Колесницы радости", плоды которого мы пожинаем сейчас.
Большая форма давно его тянула к себе, признался Виталий Федоров, а автобус-трансформер дает много возможностей для этого. На автобус можно установить иллюминаторы — и вот вам подводная лодка. На его крышу можно залезть — и вот вам новая возможность расширить пространство спектакля вверх. А то вдруг из окон автобуса появляются щупальца гигантского осьминога, актеры встают на ходули, водружают на себя каркасы рыб, морских коньков и т.д. — и вот вам уже дно морское. Сладкозвучного Садко только не хватает. Оригинально и весело, короче говоря.

Режиссер спектакля Виталий Федоров. Фото: Сухарьков Андрей, ИА PrimaMedia
— Я сам более 10 лет хожу на метровых ходулях, но они опасные. Каждая — просто палка со ступенями для ног. На них трудно зафиксироваться. А здесь мы нашли инженера, который разработал нам вот эти более безопасные ходули. Их специфика состоит в том, что ты надеваешь их внизу, а далее они наращиваются и ты вырастаешь вместе с ними. Сейчас они установлены на высоте 70 см, а могут выдвигаться до полутора метров, — рассказал Виталий Федоров.
По словам артистов, передвигаться на таких ходулях несложно, главное научиться это делать. Это как с велосипедом: учиться трудно, ездить просто.
Специфика больших спектаклей подсказывает и определенные сценографические решения, ведь такие спектакли смотрят и вблизи, и издалека, заметил художник спектакля Павел Оглуздин. Фактура костюмов и всех атрибутов должна быть яркой, праздничной, привлекательной, красиво переливающейся на солнце.
Как признались актеры, они с громным удовольствием работали на репетициях, а теперь с нетерпением ждут реакции первых зрителей.