Фонд под управлением УК "РВМ Капитал" стал собственником ООО "Порт Дальний", которое планировало строительство угольного терминала в Хабаровском крае. Участники рынка отмечают уже формирующийся переизбыток угольных мощностей на Дальнем Востоке на фоне снижения спроса на международных рынках, что может сказаться на экономике лежавшего на полке проекта, сообщает ИА PrimaMedia.
ООО "Порт Дальний" создано в рабочем посёлке Заветы Ильича в Советско-Гаванском районе Хабаровского края в сентябре 2019 года. Отрасль — транспортная обработка грузов. С ноября 2021 года компания принадлежала АО "Дальневосточный формат качества" (ДВФК, Москва).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 28 августа 2024 года новым владельцем ООО "Порт Дальний" стал Закрытый паевой инвестиционный фонд комбинированный (ЗПИФ) "РВМ Восток", находящийся под управлением АО УК "РВМ Капитал" Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента РЖД Владимира Якунина,
Издание "Коммерсант" (18+) пишет, что "РВМ Капитал" занимается прямыми инвестициями и доверительным управлением активами. В числе собственных проектов — ГК "Новый сухопутный зерновой коридор", занимающаяся развитием экспорта зерна в Китай и страны Центральной Азии. Также в числе проектов названы девелопер проекта развития морского торгового порта и застройщик контейнерного терминала "Усть-Луга".
По данным ФГБУ "АМП Охотского моря и Татарского пролива", проектом "Порт Дальний" на первом этапе было предусмотрено строительство причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом до 40 тысяч тонн, а на втором этапе — строительство пирса для судов дедвейтом до 100 тысяч тонн. Инженерно-геологические изыскания по объекту начались в июле 2020 года.
В судебных материалах по спору ООО "Порт Дальний" с управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю из-за возмещения НДС сказано, что компания успела только получить в аренду земельные участки, разработать проектную документацию и провести проектно-изыскательские работы. Затем реализация проекта была остановлена.
Практически каждый второй морской контейнер в России обрабатывается портами края
Надежда Малышева из PortNews пояснила "Ъ", что для финансового инвестора без компетенций в создании портовых активов покупка компании с готовым проектом может быть предпочтительнее разработки с нуля. В условиях накопления у инвесторов свободных средств, ограниченных возможностей для вложений и разговоров о развитии портов на Дальнем Востоке эти активы могут быть интересны, особенно если инвестор верит в Восточный полигон.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по итогам января-июля 2024 года объем перевалки угля в РФ снизился на 11,4% к аналогичному периоду 2023 года, до 112,6 млн тонн. Лучшую динамику по перевалке угля показывают дальневосточные порты, перевалившие 64,3 млн тонн, что на 2,5% ниже прошлогоднего уровня.
Напомним, что в Приморье весной этого года в эксплуатацию был запущен угольный терминал ООО "Морской порт "Суходол" (тестовые поставки шли с декабря 2023 года). В январе-июне 2024 года он перевалил 1,371 млн тонн угля.
Ранее гендиректор ООО Сергей Кропотов говорил, что мощность угольного порта к концу 2024 года планируется увеличить с 300 тысяч до 1 млн тонн в месяц. Строительство порта "Суходол" ведется в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", оператором которой выступает ВЭБ.РФ. Общий объем инвестиций госкорпорации в проект — 17 млрд рублей.
В июле 2024 года на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, которое провел полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, было озвучено, что сроки реализации проекта строительства угольного терминала увеличены из-за последствий паводка, случившегося в августе 2023 года.