Не так давно во Владивостоке состоялось Vladivostok Music Week (12+) — мероприятие, которое на четыре дня объединило профессионалов музыкальной индустрии со всей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Может ли Владивосток стать международной площадкой для обмена достижениями в области искусства, почему музыкальная индустрия ДФО вечно находится в состоянии "вялотекущей депрессии", и что делать для ее развития? Ответы на эти и, конечно же, многие другие вопросы дал организатор Vladivostok Music Week (12+) и Дальневосточного Музыкального Форума-2024 (ДВМФ, 12+) Павел Лопатин в откровенной и обстоятельной беседе с корр. ИА PrimaMedia.
Фестиваль Vladivostok Music Week прошел с 26 по 29 сентября на 12 площадках Владивостока. Образовательная программа состоялась в рамках Дальневосточного Музыкального Форума-2024. Мероприятие объединило более 100 спикеров со всей страны и более 200 музыкантов из России, а также Индии и Китая.
Пост-панк группа "Архитектура" — про работу в минус, ремесло, боль и страдания местных исполнителей (и многое другое)
"Музыкальная индустрия Дальнего Востока постоянно в вялотекущей депрессии"
— Здравствуйте, Павел! Ранее вы говорили о том, что главная цель Дальневосточного музыкального форума и Vladivostok Music Week — "формирование целостной музыкальной индустрии Дальнего Востока с опорой на страны АТР". А что мы понимаем под индустрией? Как она должна выглядеть в идеале, по вашему мнению — есть ли, так скажем, мастер-план?
— Здравствуйте! Думаю, что индустрия должна быть очень хорошо капитализирована и обладать понятной карьерной лестницей для каждого участника, в том числе и начинающего предпринимателя, который задумал открыть заведение со сценой для авторских музыкальных коллективов. Иными словами, первое, что важно — это целостность и системность. В идеальной картине мира артист должен зарабатывать столько, чтобы он мог позволить себе заниматься только любимым делом: сочинять музыку, выпускать ее, играть концерты. Далеко не у всех это получается в Москве или Петербурге — что уж говорить про нашу локальную сцену.
Немаловажную роль играет системность в подходе к работе. Одна из самых больших проблем — разрозненность многих важных элементов, которые, работая сообща, могли бы благоприятно повлиять на индустрию — СМИ, менеджмент, реклама. То есть, на самом деле возможностей и ресурсов много, просто они как будто не связаны друг с другом. И только когда они начнут работать слаженно, мы получим эффективность, от которой все выиграют.
Собственно говоря, если глобальная цель — сформировать крепкую и целостную музыкальную индустрию в ДФО, то задачей является собрать сейчас разрозненные элементы воедино и запустить этот процесс так, чтобы он работал самостоятельно. Чтобы он сам себя окупал и расширялся, выходил на какие-то серьезные внутренние обороты. А серьезные внутренние обороты, в свою очередь, будут способствовать достижению федерального уровня известности гораздо сильнее и быстрее.
— Но что тогда происходит с нынешним уровнем индустрии? Ее нет? Или она находится в зачаточном состоянии?
— Мы не используем все возможности и ресурсы, которые у нас лежат буквально "под ногами". Кроме того, мы отстаем от Москвы и Петербурга во многих планах. Но при этом создается ощущение, что не все потеряно. У нас есть музыкальная сцена, есть хорошее сплоченное альтернативное комьюнити — это больше экспериментальная музыка. Конечно, хочу отметить, что во Владивостоке появилось большое количество джазовых музыкантов. Но ведь есть и множество других направлений в музыке. И вот здесь есть еще одна проблема — не у каждого артиста в своем жанре есть потенциальный слушатель.
Психологи озвучили мнение по этому поводу
Например, в США можно начать играть блюз в 45 лет и стать известным, а в нашей стране такое очень и очень маловероятно, потому что у блюзовой музыки очень узкий слушатель. Так можно пройтись по всем музыкальным направлениям и найти какую-то проблему. Проблем, в принципе, много. А учитывая, что нет никаких статистических данных по Дальнему Востоку и Приморью, очень сложно понять самые слабые места, которые нужно исправить первостепенно. Безусловно, есть понимание ресурсов, наших задач и целей, но четко сформировать стратегию для решения проблемы сложно из-за как раз-таки, отсутствия статданных.
Я бы сравнил текущее состояние индустрии с вялотекущей депрессией. Иногда бывают эмоциональные качели — на короткое время депрессия сменяется эйфорией. Например, группа "Мумий Тролль", радио NewWave и фестиваль V-ROX (12+). Каждый из этих успешных проектов подбадривал местных исполнителей и сулил прекрасное будущее. Но прекрасного будущего не случилось.
После каждого из подобных прецедентов, местные музыканты воодушевляются: "Э-ге-гей! У нас есть владивостокская сцена — она самобытна, здесь все круто". Но когда очередная волна проходит, все начинают уезжать в Москву — часть исполнителей возвращается, другая — остается в столице. Однако больше половины заканчивают музыкальную карьеру и начинают заниматься достаточно стабильными делами: они становятся бухгалтерами, фотографами, работают в общепите.
То есть, мечты не сбываются, и это происходит с завидной регулярностью. Всё повторяется. Поэтому мы стараемся прекратить происходящую несправедливость и построить что-то более-менее системное: прозрачное, доступное и эффективное.
— Вы упомянули V-ROX как один из успешных проектов, но ведь сейчас мы точно можем сказать, что он показал, что одного ежегодного фестиваля недостаточно, чтобы локальный исполнитель был услышан широкой аудиторией. С Дальневосточным музыкальным форумом та же история? И какая тогда самая выгодная стратегия для формирования той самой дальневосточной музыкальной индустрии?
— Глобально, как мне кажется, основная проблема заключается в том, что люди упускают возможность договориться друг с другом. Дело в том, что акторов и заинтересованных лиц в развитии музыкального направления достаточно много, но почему-то они проходят мимо и не обращают друг на друга никакого внимания. А ведь им абсолютно точно есть, чем поделиться друг с другом. Здесь я говорю в первую очередь об органах публичной власти, организаторах фестивалей, представителей различных комьюнити. Эта проблема извечна — она была всегда.
Касательно V-ROX могу сказать, что это точно одно из самых ярких событий музыкальной жизни Владивостока. По разным причинам у этого фестиваля не получилось достичь поставленных целей. Но, тем не менее, если я здесь до сих пор, то значит, что все было не зря. И таких во Владивостоке достаточно много — они не собираются уезжать и способны к созиданию.
Всё не зря. И даже, наверное, к лучшему.
Какие еще перформансы готовит Даниил Кузнецов — в материале ИА PrimaMedia
— То есть, создать некое пространство для заинтересованных лиц и, условно, музыкантов, которые не обращают друг на друга внимания — это одна из целей Форума? Познакомить их друг с другом, подтолкнуть к взаимодействию? А как это будет работать вне форума?
— Да, точно. Уверен, что должно быть какое-то объединение творческих людей, которые дополняли бы друг друга. Например, очень давно у нас идут разговоры о создании музыкального кластера, но ни у кого до сих пор нет уверенности, будет ли это работать, а если и будет, то как.
Но, слава Богу, какое-то движение есть.
Знаете, здесь есть значимая проблема — в большей степени люди разговаривают на разных языках. Условно, чиновник не поймет музыканта, а артист не поймет чиновника, потому что они по-разному воспринимают действительность. Это не плохо и не хорошо — это просто данность. Понимаете, они мыслят другими категориями, у них разные задачи, но цель то одна.
"Вечно перспективный Владивосток худо-бедно двигается вперед" — международное взаимодействие
— Сейчас интерес к продуктам стран АТР продолжает стремительный рост — в пример, феномен K-POP. Наверное, здесь дело в оригинальности, культурном коде, который отличается от нашего…
— Нет-нет-нет. Смотрите, K-POP изначально был заточен на экспорт. Там не было истории, связанной с культурными ценностями. Нет! Это с самого начала продуманная и спланированная бизнес-схема, которая оказалась успешной. Но если копать глубже, то мы поймем, что это был самый эффективный шаг из всех, которые можно было бы сделать, чтобы экономика страны стала лучше. На это мало, кто обращает внимание, но за K-POP-ом, который завоевал весь мир, сразу идет несколько составов поездов с корейской электроникой и бытовой техникой. То есть, сначала они сделали хорошее лицо, а уже потом началось зарабатывание денег за рубежом через другие каналы и индустрии, в которых маржинальность выше.
Грубо говоря, они сделали из Кореи целый бренд, а под этим брендом можно продавать все, что угодно. И это будет работать.
Они выбрали правильный путь, потому что музыка — это шоу, это широкие охваты, это интересно, это захватывающе. И вот люди уже включаются в эту историю, приходят домой и внезапно хотят приобрести, например, корейскую микроволновую печь. И чаще всего это происходит, почему-то, именно после корейского концерта. Вот так они очень лихо охватили весь мир.
Именно такую стратегию выбрали корейский бизнес и власти. Они решили зайти через свою субкультуру, которая напоминает европейскую по стандартам и качеству, но все равно она по-своему специфична. И это даже очень хорошо, что она специфична, потому что людям всегда интересно что-то новое.
— На данный момент мы способны сделать что-то подобное?
— Уверен, что да. У нас есть серьезный неиспользованный ресурс. В первую очередь речь идет про академические искусства — исконно русские творческие направления. Возьмем в пример классическою музыку или балет, которые мы до сих пор называем сильными орудиями мягкой силы. Но сейчас такого ощущения нет. Как будто раньше мы были в этом действительно сильны, но не сегодня. Это яркий пример неиспользованного ресурса.
На самом деле электронная российская сцена очень сильна сейчас. Она представлена по всему миру во всем ее многообразии. Здесь дело в том, что электронная музыка не подразумевает текстов — от этого она становится интернациональной и безликой. Например, музыкант и диджей Никита Забелин — яркий представитель этого направления. Он путешествует по миру со своими сетами. Он сочиняет музыку, которую слушают во всем мире. И таких русских диджеев много. Пусть мы не знаем их имена в нашей стране, но они известны за рубежом — их приглашают на самые разные фестивали, они ездят по всему миру с гастролями.
Мы же очень медленно двигаемся к современному пониманию процессов музыкальных индустрий мира. Мы сепарированы от всех этих основ, пониманий и течений, оттого раньше понимание со стороны правительства отсутствовало от слова "совсем". Очень хорошо, что сейчас происходят изменения. Это можно увидеть даже на примере нас — мы делаем андеграундный фестиваль, а нас поддерживают власти. Думаю, что со временем это принесет свои плоды — положительные, конечно.
— А касательно интеграции Владивостока в тихоокеанскую музыкальную систему?
— Безусловно, нужно это делать. Гастрольные маршруты уже существуют, они основаны в первую очередь на аналитической работе в сфере экономики. Нужно понимать, что выгодно, что невыгодно и так далее.
Но для иностранца, путешествующего с концертами по миру, сыграть в России — это даже не о деньгах, а скорее для галочки и пиара. Как бы наша страна не старалась быть открытой, весь мир знает о нас чуть больше, чем ничего.
Поэтому я считаю, что необходимо вшивать эти гастрольные маршруты и давать возможность иностранным артистам открывать Россию — показывать, что она бывает разной. К примеру, даже Владивосток и Москва имеют отличные друг от друга культурные коды. Страна одна, но все мы имеем личную локальную самость, особенный менталитет и поведенческие особенности. Помимо того, необходимо показывать товар лицом. Иногда с лучшей стороны, иногда — с худшей. Русские творческие люди способны на многое. Поэтому нам нужно прийти к мультикультурному обмену своим наследием и современными достижениями в области искусства.
— У Владивостока есть шанс стать международной площадкой для такого обмена?
— Этот шанс был всегда, но он не реализован. Я был студентом, когда разговоры об этом уже вели. Помню, как нарвался на статью о том, что в 70-е сюда приезжал Генри Форд и говорил о том, что Владивосток — это российский Сан-Франциско. Буквально все постоянно говорят о том, что это перекресток, это мультикультурный город, это будущее.
Если обратить внимание на все статьи, рассказы и выступления, кажется, будто сейчас во Владивостоке уже должен быть какой-то Гонконг. Но почему-то Гонконга здесь не происходит, а мы все в это верим и ждем: "А может быть завтра? А теперь? А может послезавтра? Да, когда, вообще?". По итогу вечно перспективный Владивосток худо-бедно двигается вперед.
Хотя, конечно, нельзя не отметить, что изменения, происходящие сейчас, мне нравятся. Мэр Владивостока, администрация города и правительство края стараются, я знаю. Объем задач нереальный, а штат сотрудников маленький. Мне понятна их боль, им мою боль по объективным причинам не понять. Особенно если говорить о музыке, ведь они решают другие вопросы. Все-таки музыка — это вещь вторичной важности. Да, она ценна для человека в духовном плане, но точно не является приоритетом для большинства. Решать вопрос теплосети и подготовки к отопительному сезону всегда важнее.
Хотя бы для того, чтобы такие пионеры креативных индустрий, как я, мечтали о локальном Гон-Конге в тепле.
Печально, что мы очень много времени уделяем деньгам, работе и другим материальным вещам, но не растем как личности. Но ведь одно всегда должно дополнять другое — по-другому это не работает. Владивосток сильно отличается от других городов в этом плане. Я часто работаю с иностранными артистами, исполнителями из других регионов России. И мне кажется, что у наших местных музыкантов желание созидать как будто… меньше что ли. Искреннего отношения к процессам творческого развития здесь действительно не хватает.
"Группа из Владивостока звучит куда свежее, чем группа из Москвы"
— Оценивая профессиональным взглядом, как думаете, есть ли местные исполнители, которые точно выстрелят?
— Ну, группа he-he-he уже стреляет — причем с двух рук. Возлагаю большие надежды на группу "Архитектура" — я с ними сейчас работаю. Есть группа kё — тоже перспективные ребята. В свое время я был уверен в группе "Короли Владивостока" — я и сейчас в них уверен, но просто эти люди уже взрослые, заняты проблемами другого характера, хотя с большим удовольствием они приняли мое предложение присоединиться к лайн-апу мероприятия и отыграть концерт. Это первое, что приходит на ум.
Были во Владивостоке и другие талантливые перспективные коллективы — группа Starcardigan. Я думал, что этот коллектив выстрелит, но их заманила Москва, а в обмен, к сожалению, ничего не предложила. Был проект крайне талантливого автора Никиты Кацмана Pill Couple — это, вообще, можно сказать, одно из главных открытий 2010-х.
— А Панфилов?
— Панфилов — локальный герой.
— Локальный, но герой. Недавно я оказалась на его концерте по чистой случайности. Мне кажется, что я никогда не видела, чтобы локального исполнителя встречали так — полный зал, все подпевают. А когда началось знаменитое "И только море…", вообще, зал словно с ума сошел.
— Понимаете, это очень внутрикодово. У нас, жителей Владивостока, это откликается по понятным причинам. Здесь большое спасибо нужно сказать радио NewWave, потому что это именно тот ресурс, который сделал Ивана Панфилова Иваном Панфиловым. Ведь если бы он продолжал исполнять свои песни по маленьким клубам, то это не сделало бы из него того, кем он является сейчас.
Кстати, это очень хороший пример того, как один структурный элемент меняет абсолютно все расположение фигурок на шахматной доске. Таких инфраструктурных элементов нам нужно больше. Именно поэтому мы занимаемся тем, чем занимаемся.
— И все-таки, что больше всего мешает эти молодым артистам стрельнуть? Что помешало тем, кто начинал раньше и был успешен на сцене? Я помню, что ранее ры рассказывали, что в 90-е у нас была сильная сплоченная сцена...
— Приведу самый простой пример — СМИ не очень активно смотрят в сторону молодых музыкантов. Есть проблема посещаемости концертов жителями Владивостока на местных музыкантов. Практически никто у нас не ходит на локальных маленьких артистов. За рубежом при этом — это милое дело. Например, в Китае даже на свидания проводят на концертах абсолютно неизвестных групп.
Это связано с тем, что у нас мало локальных героев, а почему их мало? Все просто — им не дают рупор.
Что сделать для того, чтобы взаимодействие СМИ с локальной музыкальной индустрией проходило эффективнее, я не знаю. Это вопрос многоуровневый.
Журналисты обсудили идеи для нового звучания местных исполнителей на площадке Дальневосточного музыкального форума во Владивостоке
Конечно, бизнес совсем не смотрит в сторону молодых артистов, потому что у артистов нет охватов. А охватов нет, потому что нет рупора. Понимаете, здесь одно цепляет другое и начинает снежный ком, который в свою очередь превращается в еще больший снежный ком. И в итоге мы имеем, что имеем. Очень много звеньев разбросано по полю — их нужно просто собрать и попробовать сделать их заинтересованными друг в друге. Им нужно понять, что в некоторых моментах у них есть перспектива взаимовыгодного взаимодействия. Но не всегда это получается быстро.
Наш форум существует три года, и мы считаем, что нужно приступать именно к этой стадии работы. В первый год мы делали формат, который был для нас большим вызовом, потому что никто, кроме нас, такого здесь не проводил. Мы только свыкались со своей ролью. На второй год мы попытались сделать это шире, уже с учетом тех ошибок, которые мы сделали в прошлом.
Сейчас же мы сделали его международным и широким. Большое внимание уделили именно концертам, потому что образование нацелено все-таки на более узкую прослойку населения. На данный момент начинаем уже реализовывать внутренние локальные инфраструктурные проекты. Вот, например, в этом году будет основана Дальневосточная Музыкальная Премия.
Спикеры сессии обсудили способы поддержки местных артистов в рамках Vladivostok Music Week
— Занимать высокие позиции в чартах страны, оставаясь во Владивостоке — возможно?
— Возможно на 100%. Цифровая эра творит чудеса. Можно жить на Северном полюсе, играть на гитаре и давать концерт, а звучать на Южном полюсе без потери сигнала. С экономической точки зрения — это еще вопрос, так как обстоятельства бывают разные. Но в том, что это возможно, у меня нет сомнений.
"Мы группа из Владивостока" звучит куда свежее, чем "Мы группа из Москвы". В этом есть свой вайб, особенности, айдентика. И москвичам музыка из Владивостока нравится. Поэтому да — на 100% возможно.