Во Владивостоке на сцене Приморского краевого театра молодежи состоялся спектакль "Камень глупости" (16+) от Республиканского театра белорусской драматургии. История одного из самых ярких современных белорусских драматургов Константина Стешика посвящена иллюзорности смысла жизни и человеческому одиночеству внутри этой иллюзии. Зрители увидели меланхоличные сцены из жизни главного героя, перенесшего сложную операцию на головном мозге: пустые встречи с близкими и друзьями, его личностный кризис и изменения, которые помогают прийти к одной истине: человеку нужен человек, сообщает ИА PrimaMedia
Представление, заставляющее пересмотреть многие моменты в жизни практически каждого, состоялось в рамках Третьего Международного Тихоокеанского театрального фестиваля (12+).
III Международный Тихоокеанский театральный фестиваль проходит во Владивостоке с 20 сентября по 6 октября. В его программу входят 11 спектаклей разных жанров, созданные театральными деятелями из Аргентины, Беларуси, Бразилии, Германии, Индии, Италии, Канады, России и Японии. Он организован при поддержке правительства Приморского края по государственной программе развития искусства на Дальнем Востоке.
"Извлечение камня глупости" — популярный сюжет в картинах нидерландских художников XV—XVII вв. В их произведениях был следующий сюжет: хирург якобы излечивал пациента от глупости, удаляя из его головы соответствующий камень. При этом в голландском языке выражение "вырезать камень" означает "обмануть", поэтому происходящее на картинах напоминает скорее шарлатанство, нежели какую-либо хирургическую операцию. Этот сюжет встречается в работах таких художников как Иероним Босх, Ян ван Хемессен, Лукас ван Лейден, Рембрандт Харменс ван Рейн, Франсуа Вервилт и других.
Константин Стешик — один из самых ярких современных белорусских драматургов, многократный финалист и лауреат крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии предлагает свою интерпретацию этого средневекового сюжета. Роль главного героя произведения — мужчины в возрасте 40 лет, пережившего операцию на головном мозге, исполнил актер Максим Брагинец. После операции в жизни персонажа происходят метаморфозы. Он начинает ощущать бессмысленность происходящего в его жизни: встречи с ранее близкими становятся пустыми, а разговоры с ними же никчемными. И кажется, что так было всегда, только теперь все это стало более очевидным и невыносимым.
"С моим героем мы находимся плюс-минус в одной возрастной категории. И к этому возрасту, хочешь ты этого или нет, вопросы к себе и окружающему миру у тебя появляются. Поэтому не могу сказать, что мне слишком сложно было работать над этим образом. У нас с Романом определенно есть точки соприкосновения. Скорее, вживаться в эту роль было просто интересно", — поделился Максим Брагинец.
Максим Брагинец. Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Сценическое повествование представляет из себя 10 различных сцен, но каждая из них связана с другой и демонстрирует переживание личностного кризиса Романа. Режиссер постановки Дмитрий Зимин от сцены к сцене, от встречи к встрече подчеркивает, как меняется главный герой. А каждая встреча, в свою очередь, показывает его внутренний диалог.
Интересно, что в спектакле практически не используются декорации. Белый пол, белая стена, изредка появляется мебель вроде двух табуреток, кресла или велосипеда, проекции которых иногда вырастают на заднем фоне. Основная работа здесь идет со светом — игра с ним рисует для зрителей и низкий потолок, и лифт, и подчеркивает отношения между героями. Художник спектакля Алена Игруша как бы рисует светом напряжение между людьми, подчеркивает теплоту некоторых сцен и отчетливо прорисовывает страхи главного героя.
Немаловажную роль отца Романа, давно ушедшего из семьи, сыграл Виктор Богушевич. Их линия взаимоотношений раскрывает извечный конфликт "отцов и детей". За весь спектакль Роман видится с ним дважды, но встречи происходят совершенно по-разному. Первая — напряженная, здесь главный герой словно злится на отца и достаточно быстро уходит, во время второй — он напрямую задает ему вопрос: "Почему ты бросил нас?". Услышав честный ответ, Роман словно прощает и отпускает отца. После коротких объятий главный герой удаляется.
"Эта роль соответствует моему возрасту — я уже далеко не молодой человек, у меня много внуков и правнуков. Что-то похожее мне пришлось самому когда-то испытать. Во время работы над образом это помогло", — сказал Виктор Богушевич.
В спектакле можно отметить очень тихое драматургическое повествование. Герои выступают без микрофонов, а музыкальное сопровождение появляется крайне редко — только в те моменты, когда нужно передать определенную атмосферу. Например, это происходит в квартире матери главного героя, которую сыграла актриса Галина Чербонаева — когда сын заходит к ней, на фоне играют старые песни, как бы раскрывающие характер героини.
Зрителю приходится вслушиваться в каждую реплику героев, вслушиваться в то, как Роман бьется над экзистенциальными вопросами. Неспешность действия подчеркивает напряжение внутренней мысли и борьбы. А на заднем фоне изредка появляются титры — в финальной сцене это слова "ничего особенного". Именно в этот момент Роман окончательно разворачивается к жизни и понимает, что смысл как раз в этой фразе. "Ничего особенного: просто снег, просто семья, просто люди".
"Этот спектакль — про иллюзорность смысла жизни и про человеческие отношения внутри этой иллюзии. "Камень глупости" — история о том, насколько человеку нужен человек. Тот, с кем не страшно оставаться собой", — считает режиссер Дмитрий Зимин.
Напомним, что ранее в рамках Третьего Международного Тихоокеанского театрального фестиваля во Владивостоке индийская театральная компания "Синематограф" представила трагикомедию "Ничего похожего на Лира" (16+) известного на Западе театрального и кинорежиссера Раджата Капура и не менее известного киноактера Голливуда, а позже и Болливуда Виная Патхака.