В рамках фестиваля "Литература Тихоокеанской России. Молодость" (16+) состоялась лекция для юных авторов “Соцсети, самиздат, фанфики: авторское право для современных литературных форматов”. О том, как правильно размещать тексты в социальных сетях, как должны обезопасить себя неизданные авторы и что такое фанфики: авторская переработка или плагиат, рассказал кандидат юридических наук, юрист в сфере арт-проектов, защиты интеллектуальной собственности и онлайн-бизнеса Владимир Куранов, сообщает ИА PrimaMedia.
В этом году ЛиТР (16+) сделал акцент на молодую аудиторию, поэтому особо интересна молодым авторам тема про авторские права в социальных сетях и самиздат. Социальные сети стали ключевым инструментом для продвижения и распространения их творчества, но вместе с тем они принесли множество вопросов, связанных с охраной авторских прав.
Владимир Куранов в начале лекции разобрал кто такой автор (исполнитель), с юридической точки зрения. На данный момент им считается гражданин, то есть человек. По этой причине в этом блоке затронули и искусственный интеллект. Многие люди думают, что на данный момент искусственный интеллект или ее создатель может считаться автором произведений, картинок и музыки, но это не так. Как пояснил спикер, вопрос про авторство нейросети сейчас особенно актуален. Хотя алгоритмы создают впечатляющие работы, права на них остаются у человека, который пользуется открытой и легальной программой и создает собственные запросы.
Со временем лекция превратилась в настоящую дискуссию, участники активно задавали вопросы по направлению. Например, один из слушателей спросил: “Что насчет, украденных произведений, которые используют для тренировки нейросетей? Многие авторы не дают согласие на это и пытаются себя защитить от загрузки своих произведений туда”.
Спикер ответил, что этот вопрос является наиболее больным. Сейчас в Соединенных Штатах идут суды по нейросетям, которые создают творчество.
“С точки зрения судов, самиздат, пока вне этой сферы. Хотелось бы, чтобы суды были, потому что при отсутствии законодательства, действительно, существует лакуна, связанная с регулированием фанфика и прочего самиздата. Именно с точки зрения того, что считается ли фанфик полностью самостоятельным произведением или это всё-таки производное произведения, как перевод или сценарий. Стало бы понятнее и авторам, и юристам, с чем можно работать”, — пояснил Владимир.
На данный момент в России нет примеров судебного разбирательства именно фанфиков, но есть зарубежные. На слуху история про суд Джоан Роулинг, которая судилась с автором книги “Таня Гроттер и магический контрабас”. Здесь идет соответствие сюжетных ходов, созвучных имен героев и т.д. Английская писательница Джоан Роулинг одержала победу в этом деле.
Спикер также раскрыл, как доказать свое авторское право, даже если текст еще не опубликован, и получать свидетельство вовсе не обязательно. Во-первых, если это статья, книга или любой другой текст, то можно просто на первых страницах написать свое ФИО. Во-вторых, можно отправить себе “письмо в будущее” со всеми данными по почте для того, чтобы в дальнейшем это использовать.
Также Владимир Куранов простым языком объяснил, как работают договоры в авторском праве на уже существующее произведение и на будущее. В первом случае используется лицензионный договор и отчуждение исключительного права, а во втором договор авторского заказа.
“Я пришла на эту лекцию, потому что хотела узнать современное отношение как взрослых, так и детей к фанфикшену. Мое желание было посмотреть, как работает авторское право в современном мире”, — рассказала одна из слушателей лекции.
Ближе к концу разобрали также случаи свободного использования произведения, среди них цитирование, воспроизведение отрывков печатных и газетных статей в форме обзоров печати и использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в объеме, оправданном целью.
“Я очень рад, что аудитория пришла не просто послушать. Пришли те, кто ведет разные социальные сети и которым интересна эта тема. Действительно, в перспективе, может быть, брать более узкую тему, потому что сегодня были совершенно замечательные примеры из судебной практики из Японии и Соединенных Штатов. Тема очень обширная, далеко не все рассказал, что хотел. Для Владивостока, конечно, с учетом близости этих стран это, конечно, это актуально и интересно. Здорово, что, в принципе, авторы-создатели задумываются о правовой форме именно с точки зрения правовой культуры, правосознания”, — поделился Владимир Куранов.
Лекция завершилась рассмотрением понятия “товарный знак”. В качестве примера привели студию “Мельница”, занимающуюся судом с производителями тортов. Производители используют изображения “Трех богатырей” без разрешения, что является нарушением авторского права, так как эти изображения считаются “товарным знаком”.
Организаторами фестиваля выступают Правительство Приморского края, Администрация города Владивостока, Приморское краевое отделение Союза журналистов России (ПКО СЖР), сеть информационных агентств PrimaMedia (18+) при поддержке Некоммерческой организация "Фонд развития социальных инициатив" и Министерства культуры и архивного дела Приморского края. Оператор фестиваля "ЛиТР. Молодость" — организатор смысловых событий PrimaMedia.events.
Информационными партнерами фестиваля выступают Общественное телевидение Приморья (16+), Новое Радио (12+), Радио Лемма (12+), Радио DFM (12+).
Участники фестиваля — сеть книжных магазинов "Читай Город", онлайн-библиотека "Литнет" (18+), магазин комиксов “Wacko Shop”, детский книжный магазин и издательство "Лютература", независимый книжный магазин "Игра слов", независимое издательство Ad Marginem, МТС, издательство "ВладКнига", фонд помощи бездомным животным "Умка", чайная "Колодец дракона", сеть кафе азиатской уличной еды "Чи-фань", кафе корейской кухни "Сестры Ким", кафе "Пекарня Мишель", студия событий "Positive Service"