"Адмирал" проиграл лидеру чемпионата во Владивостоке
21:49
В Приморье отклонили более 50% заявок на привлечение иностранных работников в 2025 году
20:11
В Приморье перекрыли участок федеральной трассы в объезд Уссурийска
19:59
В Приморье гражданин КНДР предстанет перед судом за контрабанду мускуса кабарги
19:35
Во Владивостоке полиция разыскала мужчину, не пропустившего машину скорой помощи
19:18
Сразу на 50-80% подорожают 5 популярных продуктов к Новому году – список
19:11
Прокуратура поставила на контроль инцидент со скорой помощью во Владивостоке
18:30
Усталость Львов, напор Дев и магия Рыб: подробный гороскоп на 3 декабря
18:30
Расскажет тело: 3 способа понять, что ребёнок стал жертвой сексуального насилия
18:19
В конце рабочей недели во Владивостоке потеплеет
18:12
Боевой удар эйфории: амурный таро-расклад на Пажах Безумной Луны - шепот кармы
18:00
Более 200 метров леерного ограждения заменили дорожники Владивостока на улице Маковского
17:56
Т2 запустила определитель нежелательных вызовов в Telegram – даже от мошенников
17:50
Целебный пик Фортуны: что сулит 12 знакам последний месяц 2024 года - цикл кармы
17:30
Лауреатов Премии им. В.К. Арсеньева объявят уже 6 декабря
16:49

Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности

Евгений Русецкий о том, почему подписание документа стало главным мировым событием и определит контуры будущего
26 ноября, 16:00 Политика
Евгений Русецкий ИА PrimaMedia
Евгений Русецкий
Фото: ИА PrimaMedia

Подписание и ратификация Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой , №374-ФЗ от 9 ноября 2024г. стали одним из самых обсуждаемых событий в международной политике. Этот документ не только символизирует укрепление отношений между двумя странами, но и существенно влияет на динамику безопасности в Восточной Азии. Особенно обсуждаемой оказалась статья 4, которая предусматривает военную взаимопомощь в случае нападения третьих сторон.

Однако значение договора шире, чем просто военные аспекты. Он является индикатором изменения региональных стратегий, затрагивая вопросы экономики, безопасности и глобального влияния. Вице-президент Международного Конгресса Промышленников и предпринимателей, кандидат политических наук,  член общественной палаты Приморского края, председатель Приморского "Общества дружбы с Кореей" Евгений Русецкий объяснил подробнее, почему этот документ вызвал столь оживленные дискуссии.

Исторический контекст и стратегическая преемственность

Подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР в 2024 г. отсылает нас к договору о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНДР 1961 года. Особое внимание у российских и зарубежных специалистов вызывает Статья 4 Договора 2024г., согласно которой "если одна из сторон окажется в состоянии войны из-за вооруженного нападения одного или нескольких государств, другая сторона немедленно окажет ей военную помощь всеми имеющимися у нее средствами в соответствии со ст. 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерации". Это положение почти полностью идентично ст. 1 Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНДР от 1961 года, за исключением упоминания Устава ООН и внутренних законов России и Северной Кореи. Тогда Советский Союз выступал гарантом безопасности Пхеньяна в условиях корейского конфликта. Однако с распадом СССР Северная Корея потеряла важного союзника, что заставило её полагаться на собственные силы, включая развитие собственных ракетных программ и ядерного потенциала.

В 2024 году ситуация выглядит иначе: Россия, находящаяся под санкционным давлением, возвращается к активной политике в Восточной Азии, стремясь усилить свое влияние. КНДР, в свою очередь, сталкивается с беспрецедентной изоляцией, особенно после ужесточения санкций с 2006 г. и по настоящее время, направленных на ограничение её ракетной и ядерной программы.

В таких условиях партнерство двух стран обретает новое значение.  Для России этот пункт фиксирует её готовность поддерживать КНДР в условиях международной изоляции. Для Северной Кореи это символ защиты, позволяющий ей укрепить позиции в переговорах с международным сообществом. Также данное соглашение дает правовое основание для развития сотрудничества между двумя странами в военной сфере, вплоть до совместных учений и совместной координации действий в сфере совместной обороны. Президент России Владимир Путин не исключил возможности проведения совместных военных учений России и Северной Кореи. Выступая 7 ноября в Сочи на пленарной сессии международного дискуссионного клуба "Валдай", он сослался на Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, подписанный между Россией и Северной Кореей в июне этого года: "Там есть и статья четвертая, которая говорит о взаимной помощи в случае агрессии со стороны другого государства".

Президент добавил, что договор чётко определяет контуры сотрудничества между Россией и Северной Кореей.

Подписание и ратификация Договора и далее его реализация происходит на фоне высокой активности вооруженных сил США, Республики Корея и Японии в районе Корейского полуострова. К примеру, только в ноябре этого года вооруженные силы этих стран. РК, США и Япония провели 3 ноября совместные воздушные учения с участием бомбардировщика B-1B к востоку от острова Чечжудо. В ходе учений южнокорейские, американские и японские истребители сопровождали тяжелый бомбардировщик США над морскими водами, где пересекаются зоны идентификации противовоздушной обороны РК и Японии. Учения, которые проводились без боевых стрельб, продемонстрировали "подавляющие" возможности бомбардировщика по нанесению удара по условной цели. С 6 по 8 ноября южнокорейские вооружённые силы провели регулярные оборонительные учения на островах в Жёлтом море вблизи западной межкорейской морской границы. В них приняли участие около 6600 военнослужащих из Корпуса морской пехоты, военно-морских, сухопутных и военно-воздушных сил, 10 кораблей и 35 самолётов Южной Кореи. В программе учений отрабатывали совместные действия с местными органами власти и медицинским персоналом по оказанию помощи в эвакуации жителей островов в случае чрезвычайной ситуации. 6 ноября южнокорейские вооружённые силы провели учения по перехвату ракет с боевой стрельбой, демонстрируя возможности своей противовоздушной обороны. Как сообщили в объединённом комитете начальников штабов, учения прошли у западного побережья страны с участием систем Cheongun II и Patriot. Cheongun II — это южнокорейская система противоракетной обороны, используемая для перехвата ракет противника на высоте от 3 до 40 км.

Вторые в текущем году международные учения Freedom Edge с участием войск РК, США и Японии проходили с 13 по 15 ноября в международных водах к югу от острова Чечжудо. В их программе ряд операций с участием военно-морских и военно-воздушных сил трёх стран, направленных на укрепление региональной безопасности и реагирование на возможные угрозы. В манёврах участвовали военные корабли различных типов и авиация. В частности, со стороны США задействован атомный авианосец "Джордж Вашингтон". Состоялись тренировки с участием современных истребителей пятого поколения, морские учения по противоракетной обороне, противолодочные операции, учения по борьбе с морскими пиратами, противоракетной обороне и киберзащите.

В свою очередь. 5 ноября КНДР запустила серию баллистических ракет малой дальности из окрестностей города Саривона провинции Хванхэ-Пукто, которые пролетели около 400 км. Запуски произведены с использованием реактивных систем залпового огня KN-25. 31 октября Пхеньян провел испытательный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты "Хваcон19". И этот список можно продолжать. По сообщению агентства ЦТАК, северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил 21 ноября на церемонии открытия выставки вооружений под названием "Развитие национальной обороны-2024": США "укрепляют военные союзы и развёртывают стратегическое ядерное оружие, нацеленное на Северную Корею". В свете этой реальности Северная Корея "каждый день и каждый час осознаёт, что достижение самых мощных военных возможностей является единственным способом поддержания мира, надёжной гарантией безопасности и развития".

Анализ ситуации военной активности на Корейском полуострове дает основание провести некоторую параллель с развитием противостояния России и стран НАТО в украинском конфликте. Просматривается и там и там постоянное повышение уровня военного противостояния и эскалации конфликтов.

Данные обстоятельства могут как облегчить, так и осложнить переговоры о возможных вариантах урегулирования указанных конфликтов для новой администрации избранного президента США Трампа. Но в отличие от украинского конфликта у Трампа есть определенный позитивный задел в корейском конфликте. В предыдущий его президентский срок прошли две прямые его встречи с руководителем государственных дел КНДР Ким Чен Ыном ( июнь 2019 в Корее и февраль 2019 г. во Вьетнаме). Важно с каким потенциалом подойдут обе стороны к возможным переговорам. А то, что консультации между США и КНДР начнутся достаточно активно после 20 января 2025г, можно прогнозировать с большой уверенностью. Северокорейская проблема достаточно быстро выйдет на первый план политической повестки новой администрации США под руководством Дональда Трампа. Об этом заявил и бывший помощник госсекретаря и спецпредставитель США по северокорейским проблемам Стивен Бигэн. Выступая 12 ноября на форуме в Вашингтоне, он отметил, что "северокорейская проблема не будет долго оставаться нерешённой".

И определенное окно возможностей для урегулирования корейского конфликта может открыть как раз Договор между Россией и КНДР. На первом плане при урегулировании конфликта всегда встает вопрос: кто и какие гарантии безопасности даст обоим корейским государствам.

Остановимся на гарантиях безопасности для Республики Корея со стороны США, которые уже существуют не первый год. Между США и Республикой Кореей действует "Договор о взаимной обороне", в соответствии с которым нападение на любую из сторон из Тихого океана вызовет ответ от обеих. В 1967 году данный договор о взаимной обороне обязал Южную Корею отправить крупный военный контингент для поддержки США в войне во Вьетнаме. Не вызывает ли данный факт определённые аналогии с сегодняшним днем? В ноябре 2023 г. министры обороны Республики Корея и США Син Вон Сик и Ллойд Остин провели ежегодное двустороннее совещание по вопросам безопасности, по результатам которого стороны подписали обновленную "адаптированную стратегию сдерживания" в отношении КНДР. Данный документ был обновлен в соответствии с развитием ракетной и ядерной программ КНДР и ее ядерной доктриной. Также, Л. Остин заявил о приверженности США "расширенному сдерживанию", под которым понимается готовность американской стороны применить все средства, включая ядерные, для защиты союзника.

На юге полуострова размещен крупный контингент американских вооружённых сил численностью в разное время от 28000 до 38000 военнослужащих. Основной контингент находится в рамках командования Вооруженных Сил Соединенных Штатов в Корее (USFK). USFK является подразделением объединенного командования Индо-Тихоокеанского командования США (USINDOPACOM). USFK включает в себя боеспособные силы и компоненты США в рамках Объединенного командования вооруженных сил РК / США (CFC) — верховного командования для всех командований сухопутных, воздушных, морских сил и компонентов специальных операций Южной Кореи и США. Основные элементы USFK включают восьмую армию США (EUSA), Военновоздушные силы США в Корее (Седьмые военно-воздушные силы США), Военно-морские силы США в Корее (CNFK), Силы морской пехоты США в Корее (MARFORK) и Командование специальных операций США в Корее (SOCKOR) Командование объединенных сил РК / США (CFC) — совместный штаб боевых действий, включающий Вооруженные силы Республики Корея и Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки в Корее. С ноября 2022 года штаб-квартира CFC находится в Кэмп Хамфриз, в Пхентхэке, Корея, одной из крупнейших американских военных баз в мире, сравнимой по масштабам и значению с базой Рамштайн в Германии. CFC находится под командованием четырехзвездочного генерала армии США, с четырехзвездочным генералом армии РК в качестве заместителя командующего. Американский генерал также по совместительству является командующим командованием Организации Объединенных Наций и главнокомандующим Вооруженными силами США в Корее. Командование объединенных сил РК / США осуществляет оперативный контроль над более чем 600 000 военнослужащих, находящихся на действительной службе, обеих стран. В военное время это число расширится и будет включать около 3,5 миллионов резервистов РК, а также дополнительные силы США, развернутые за пределами РК.

Также необходимо отметить, что большую часть расходов на содержание американских войск в Корее несет на себе Республика Корея. В ноябре с.г. РК и США подписали 12-е по счёту соглашение о специальных мерах, которое устанавливает доли сторон в расходах на содержание американских войск на Корейском полуострове на период с 2026 по 2030 год . В 2026 году южнокорейская доля расходов повысится на 8,3% по сравнению с предыдущим годом, а впоследствии ежегодный рост расходов будет соответствовать уровню инфляции.

А какие гарантии безопасности существуют для КНДР? До ноября 2024 г. до ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР никаких международных гарантий безопасности для Пхеньяна, согласно международному праву, фактически не существовало. Руководство КНДР видело свои гарантии безопасности только в интенсивном развитии и укреплении своей обороноспособности. И несмотря на негативную реакцию СМИ США, Японии и РК можно констатировать, что подписание договора с Россией на наш взгляд кардинально меняет данную ситуацию, открывает возможности для диалога сторон.

Основным вопросом в этом диалоге всех участников данного процесса встанет денуклиаризация Корейского полуострова. И можно предположить, что Россия могла бы дать гарантии ядерной безопасности КНДР, взять КНДР под свой ядерный "зонтик" на основе подписанного договора и при согласии КНДР в первую очередь и при консультациях с КНР, США, Республикой Корея и Японией. Воспользуются ли стороны данным окном возможностей — вопрос остается открытым. Но еще раз отметим, что правовая основа для этого заложена именно Договором. В этой связи, важно отметить, что руководство КНДР также за последний год предприняло конкретные шаги во внутренней и внешней политике по снятию возможных подозрений со стороны РК, США и Японии в некой ее доктринальной "агрессивности".

Политические изменения в КНДР: готовность к диалогу?

Ключевым событием последнего года стало изменение риторики КНДР относительно объединения с Южной Кореей. Если раньше объединение двух корейских государств было стратегической целью, закрепленной в программных доктринальных документах Трудовой партии Кореи и конституции КНДР, то сейчас этот вопрос снят с повестки. В решениях ЦК ТПК, сессиях Верховного народного собрания КНДР цели и тезисы об обязательном объединении Кореи убраны. Они отсутствуют. Последним из данного ряда событием были изменения в текст государственного гимна и название самого гимна. Как сообщило агентство ЦТАК, изменения внесены 24 октября на заседании Постоянного комитета Верховного народного собрания. На нём принят Закон о государственном гимне КНДР. Если раньше гимн назывался "Эгукка", то есть, национальный гимн, то теперь называется "Государственный гимн КНДР". Что касается текста, то один из куплетов звучал следующим образом: "Моя родина, красота которой простирается на три тысячи ли". Теперь он звучит так: "Моя родина является самой красивой страной в мире". То есть, упоминание о том, что Корейский полуостров протянулся три тысячи ли, убрано, поскольку теперь Северная Корея считает себя отдельным от РК государством.

Эти изменения могут стать также основой для нормализации отношений на полуострове. Они показывают, что Пхеньян готов рассматривать Южную Корею как отдельное независимое государство, проводит чисто оборонительную неагрессивную политику. Это в свою очередь, снижает вероятность конфликта, а в стратегической перспективе также создает основу для переговоров о заключении мирного договора между КНДР и Республикой Корея при гарантиях безопасности России, Китая, США, создает основу для начала процесса снятия международных санкций с КНДР.

223721
43
8