Раритетную оперу современного русского композитора Александра Смелкова "Станционный смотритель" (12+), написанную на либретто Альбины Шульгиной по одноименной повести (12+) Александра Сергеевича Пушкина, поставила во Владивостоке выпускница ГИТИСа Гульнара Гаибова, арфистка симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра. Неординарность ее дипломному спектаклю придало то, что автор оперы Александр Смелков является отцом главного дирижера Приморской сцены Мариинского театра Павла Смелкова, а участие в постановке оперы приняли солисты, музыканты и артисты Приморской Мариинки.
Так, партию Самсона Вырина исполнил Всеволод Марилов (тенор), партию Дуни, дочери Вырина, — Анастасия Генслер (сопрано), а партию Минского — Алексей Репин (баритон). Аккомпанировали: концертмейстер Марина Репина (фортепиано), концертмейстер первых скрипок симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра Эмиль Яковлев (скрипка) и Валентин Фролов (кларнет).
Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов — о спектакле, опере и, конечно же, о Пушкине.
Звезды сошлись
Как же так получилось, что раритетная, по сути, опера Александра Смелкова, современного русского композитора, родившегося в Вышнем Волочке и живущего сейчас в Санкт-Петербурге, была поставлена во Владивостоке, на сцене Дома офицеров флота, при этом прозвучала так, что произвела неизгладимое впечатление на всех, присутствующих в зале?
Не буду оригинален. В подобных случаях принято говорить: "Звезды сошлись", скажу и я эту сакраментальную фразу.
Прежде всего, надо было, чтобы в 1998 году композитор Александр Смелков написал оперу-романс (авторское определение жанра) "Станционный смотритель" на либретто известного кинодраматурга и поэта Альбины Шульгиной, написанное ею по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина, входящей в хрестоматийный болдинский цикл "Повести Белкина" (12+). Опера в изначальном камерном виде была исполнена солиста Академии молодых певцов Мариинского театра примерно тогда же. В 2011 году состоялась еще одна постановка, где партию молодого Вырина исполнял Андрей Попов, харáктерный тенор, очень востребованный в настоящее время. В тот раз опера было оркестрована самим композитором, а за дирижерским пультом стоял его сын Павел Смелков, ныне главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра.
Именно он и посоветовал Гульнаре Гаибовой, арфистке симфонического оркестра Приморской Мариинки, оканчивающей Российский институт театрального искусства — ГИТИС и выбирающей тему для дипломного спектакля, поставить "Станционного смотрителя".
— Я подошла к Павлу Александровичу, чтобы посоветоваться. Нужна была именно опера, отвечающая определенным требованиям по количеству музыкантов. Но, как вы понимаете, оркестр — это 60 человек минимум. В данном случае привлечь столько была нереально. Павел Александрович сказал: "У моего отца есть диптих опер по Пушкину — "Выстрел" (12+) и "Станционный смотритель". По времени два акта получается. Но можно и по отдельности исполнять". Я за "Смотрителя" уцепилось, и Павел Александрович улыбнулся. Он мне сказал, что эта опера прекрасна тем, что там всего три исполнителя солиста и три музыканта. Я получила партитуру, но записи исполнения оперы как таковой не было, я сыграла на фортепиано какие-то фрагменты и поняла, насколько эта музыка легка по восприятию и приятна. Вот, думаю, надо попробовать. Я обратилась к музыкантам — они уже со мной сотрудничали. Наши солисты согласились петь, и достаточно быстро выучили партии, несмотря на то что у них всегда много работы в театре, — рассказала Гульнара уже после спектакля.
Работали ради творчества, как говорится общественных началах, не денег ради и славы для, а потому что… ну так звезды сошлись, что ли.
Хотелось помочь молодой коллеге, делающей первые шаги в нелегкой, но важной работе оперного режиссера. К тому же на памяти была мировая премьера другой оперы Александра Смелкова — "Идиот" (12+) на сцене Приморской Мариинки в январе 2021 года. Опера прозвучала в сопровождении симфонического оркестра, хотя и в концертном исполнении, и была встречена публикой весьма положительно. В той постановке баритон Алексей Репин с большим мастерством исполнил партию Парфена Рогожина. По всей вероятности, певец не мог пройти мимо новой встречи с оперным творчеством Александра Смелкова.
Ну, вот хотя бы одна характерная деталь. Накануне "Станционного смотрителя" Репин был занят в вечернем спектакле по опере Моцарта "Свадьба Фигаро" (12+), где он исполнял партию графа Альмамивы. И всё-таки нашел время, чтобы съездить с Фастовской на Светланскую в Дом офицеров флота.
— Мне приятно, что именно Сева Марилов спел партию Вырина. Я знала его по театру, видела его актерские возможности, понимала, что ему очень хорошо удаются драматические роли, такие, как Старик в "Сказке о царе Салтане" (6+) Римского-Корсакова и Искра в "Мазепе" (12+) Чайковского. Это было очень интересно. Сева говорил, что он привык к ролям второго плана, а тут главная роль. Но мне сразу виделось, что у него всё получится. Ну и Настя, конечно, вся такая худенькая, красивая, внешне похожая на Дуню, как мне казалось. В общем, я, наверное, сразу понимала, кто будет петь. К тому же они все колоссально работоспособны. Творческие люди, которым я очень благодарна за то, что всё получилось, что все пазлы сложились в картинку, которую я представляла в своей голове, — рассказала Гульнара.
И еще один момент, о котором обязательно нужно упомянуть, чтобы картинка сложилась окончательно. Когда Гульнара искала свободную сцену для своего дипломного спектакля, она обратилась к директору Драматического театра Тихоокеанского флота Владимиру Пятину. Так, мол, и так, сказала, оканчиваю ГИТИС, нужная сцена для дипломного спектакля. Сам в прошлом певец, исполнитель песен народного стиля, человек доброй души и большого сердца, ну разве мог он не пойти навстречу молодой коллеге? Сказал, вот есть свободный день и свободное время, давайте. Конечно, это было чудом, считает Гульнара.
"Покупала старые игрушечные домики по всему городу"
И вот вам еще одно чудо. Приходишь на спектакль, садишься на свое место в зрительном зале, смотришь на сцену. В углу фортепиано, пара пюпитров, на полу перед фортепиано — небольшая полоска сена. В середине сцены — несколько больших серых кубиков, по краям сцены — деревянные игрушечные домики. Ну, понятно — минимализм, вполне понятный и оправданный в условиях камерного спектакля.
Но вот занимают свои места фортепиано, кларнет и скрипка, причем двое последних одеты как крестьяне времен Пушкина, звучат первые такты, из зала на сцену с ребенком на руках выходит какая-то барыня в зеленом салопе поверх темно-василькового платья (так это же Дуня, но уже в конце повествования, блудная дочь, приехавшая на могилу отца своего!), поет печально, звучит колокол, слова пролога, затем на сцене появляются артисты миманса в крестьянской одежде, зажигаются окна в игрушечных домах, и сцена будто заполняется декорациями, перемещающимися, как Бирнамский лес в "Макбете" (16+) декорациями. Но не будем искать аллюзий там, где их нет.
У Пушкина в "Станционном смотрителе" всё прописано вполне определенно:
Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.
Это в начале повести Белкин Иван Петрович рассматривает картинки в доме Самсона Вырина Картинки, задающие рамки повествования и смысл всего происходящего в ней.
У Смелкова и Шульгиной открыто обозначенные библейские мотивы опускаются, ибо не укладываются в композиционную схему оперы-романса. Вместо картинок о блудном сыне — "жестокий" романс Дуни "Окропила туча синяя крапиву у крыльца, осрамила дочь красивая почтенного отца…". Да еще колокольный звон — как перст судьбы, особенно в трио Дуни, Вырина и Минского "Уж колокол звонит…" (ансамбли у Смелкова-старшего, выражаясь словами уездных барышень, чудо как хороши).
Опера "Станционный смотритель". Сцена из спектакля. Осипчук Дмитрий, ИА PrimaMedia
В постановке Гульнары Гаибовой из тех самых серых кубов, одного из признаков камерного минимализма, выкладывается крест, на котором лицом вниз лежит Вырин. "Решайся, Дуня!" — восклицает Минский. Она решается. Начинается восхождение "маленького человека" на Голгофу.
"Спектакль рождался у меня в голове", — говорит Гульнара. По мере того, как происходило, подбирались по сочетанию цветов костюмы в костюмерной Приморской Мариинки.
— Понимаете, этот спектакль, был фактически сделан за мой счет. Я просто ездила по всему городу и покупала у людей старые игрушечные домики. Они все были раскрашены ужасно, потом я их красила сама вручную в бутафорском цехе. Кубики были куплены в магазине, я их покрасила в серый цвет. Когда у тебя нет театра, нет огромного количества художников-бутафоров, и ты сам себе и сценограф, и художник-бутафор, то у тебя начинает работать фантазия, — говорит Гульнара.
Болдинская опера
Надо признать, спектакль вслед за самой оперой получился по-настоящему пушкинским. Даже болдинским, я бы сказал. Согласно датировке, оставленной самим Пушкиным, "Станционный смотритель" был дописан 14 сентября 1830 года вслед за "Гробовщиком" (12+). Осенние переменчивые настроения, то светлые, но сумрачные, пронизывают как повесть, так и оперу.
После спектакля возникают удивительное ощущение. Опера не отпускает и в последующие дни. Она очень хорошо запоминается, заставляет возвращаться к ней опять и опять. Музыка цепляет. Сначала напоминанием о временах, когда звучали романсы Варламова, Гурилева, раннего Глинки, романсы на стихи Пушкина. Но это не стилизация, это перемещение композитора и либреттиста в иную эпоху, к "делам давно минувших дней".
То вдруг вспомнится музыка Оливье Мессиана с ее странными переходами от одной сцены к другой, со странными звуковыми решениями для таких переходов.
Определенно можно сказать об экзистенциальном духе оперы Смелкова. В традициях ХХ века, когда музыка погружается во внутренний мир человека и ее автор демонстрирует внутренний мир каждого героя прежде всего музыкальными средствами. Можно сказать, что по атмосфере это похоже на произведения Камю. Каждый персонаж выворачивается наизнанку в разных ракурсах. И все это за небольшой отрезок времени. Соответственно, каждый певец так же выворачивался наизнанку эмоционально и физически.
Существует такая расхожая фраза — "Петь сердцем". Обычно, тут имеется в виду некая ограниченность вокальных возможностей, компенсируемая показной, в большинстве случаев, эмоциональностью исполнителя.
Партии в "Станционном смотрителе" Смелкова исполняются и "голосом", и "сердцем". Так, что, когда солисты берут верхние ноты, кажется, что это сердце подкатило к самому горлу и вот-вот выскочит наружу вместе с пронзительным до отчаяния звуком.
Несмотря на то, что главным героем оперы является Самсон Вырин, главными здесь являются все. Вся эта история — это неразделимый ансамбль. Убери кого-нибудь — хрупкий мир разрушится. И опять хочется сказать: "Звезды сошлись". Но уже относится непосредственно к участникам спектакля.
Тракт жизни
Всеволод Марилов в Приморской Мариинке не исполняет главные партии. Он компримарио. Но именно этот опыт, как мне кажется, и помог исполнителю партии Самсона Вырина найти ключ к воплощению образа "маленького человека" — через моментальные (а не монументальные), заостренные приемы, которыми пользуются компримарио, когда им нужно максимально показать свой персонаж порой всего за несколько секунд.
Показательный момент — Вырин приезжает в Петербург за своей блудной дочерью, которой, как ему представляется, Минский уже "натешился всласть". У Пушкина видим довольно подробное описание светского раута в квартире, которую Минский снимает для Дуни. Конечно, и в спектакле это можно было бы показать, используя артистов миманса и даже балета. Однако Марилов справляется с этим в одиночку. Его Вырин запрыгивает на серые кубы и делает несколько па воображаемого полонеза. Картина исчерпывающая, тем более что на самом деле все происходит в пересказе подвыпившего Вырина.
В этой роли Всеволод Марилов выложился по полной. Исполняя партию Вырина, певец вокально и эмоционально переходит все мыслимые и немыслимые границы. Мариловский Вырин очень раним, уязвим, но одновременно с этим силен и морально подавляет всех остальных персонажей, доводит их до исступления.
В вокальном плане особенно на высоких нотах чувствует такой надрыв, что слушать пение Марилова и не испытывать при этом глубоких чувств невозможно. Перед нами не только сам человек, но и его внутренний надрыв, раскрывающий саму душу, его скорбь, его личную дорогу на Голгофу.
Алексей Репин, исполнивший партию Минского, не только чрезвычайно одаренный певец, но и обладатель большого драматического дара. При этом он удивительным образом использует этот дар для вокального представления персонажей опер и отдельных музыкальных произведений. Репин, если можно так выразиться, музыкально интеллектуальный артист. Он прекрасно владеет голосом и умеет найти точки соприкосновения с любой акустической атмосферой. Зал ДОФ не самое выгодное место с акустической точки зрения, но исполнитель партии Минского удивительным образом приспосабливается к этой акустике и использует ее, чтобы показать нам своего персонажа максимально реалистично и открыто.
Мы "соглашаемся" с таким Минским, властным, капризным, эмоционально изломанным гусаром. Видим его гнев, видим его слабость, его внезапно вспыхнувшую любовь к девушке. Но вот он взрослеет, пресыщается этой любовью и все же продолжает любить. Он измучен, он хочет покоя. Ему невыносимо видеть этого раздавленного человечка Вырина. Это доводит Минского до исступления и отчаяния. И да, в нем пробуждается совесть. И все это зритель слышит и видит на сцене. Чувствует эмоциональные подъемы и спады героя. Но Репин не просто поет какую-то фразу, он безошибочно находит адресата для этой фразы: вот сейчас это зритель, а сейчас другие персонажи. Ни одной фразы не поется впустую. Все порождает ответную реакцию.
Партия Минского вокально не проста, она охватывает около 2,5 октав. От высоких нот до очень низких. Но это очень оправдано. Это помогает показать персонаж наиболее целостно и объемно.
Анастасия Генслер, исполнительница партии Дуни, в психологическом и вокальном плане балансирует между двумя характерами — Вырина и Минского. И это создает определенные трудности, и в то же время интересно с профессиональной точки зрения. Дуня и стимул для различных эмоций двух других персонажей, и нерв, который удивительным образом вздрагивает и в душе Вырина, и в душе Минского. При этом она самостоятельна. В начале спектакля мы видим даже не Дуню. Мы видим тень, которая иступлено бормочет себе что-то под нос. Потому что есть вещи, которые она никогда не изменит. Есть прощение, которого она никогда не получит. Есть жизнь, которую она никогда не вернет. Есть отец, которого она уже попыталась вычеркнуть из своей жизни. И она в отчаянии.
Музыка в опере очень живописна. Причем не только в переносном смысле, но и в самом прямом, визуальном. Переходы от одной картины к другой поразительны. Только что был свет (звучал полонез или соло скрипки, кларнет изображал пастуший рожок, а заодно и бесконечное поле и тянущийся без конца дорожный тракт — "всё едут да едут, едут да едут"), и вот уже сумрак, тьма, смятение чувств, глубокое отчаяние.
Еще раз вспомним трио "Вот колокол звонит…" Момент это хорош не только вокально. Он еще и медитативен. Нагнетается ощущение чего-то нехорошего. Три голоса, три музыкальных инструмента. Эффект буддийской чаши. Звук разливается, ударяется о края чаши. Нарастает, переходит на высокие ноты, а потом уходит в низкие. Особенно эффектно звучит переход баритона Алексея Репина на низкие ноты, которые ударяются о края этой своеобразной чаши, оставляя незабываемые ощущения.
При этом все три аккомпанирующих инструмента являются частью ансамбля, не просто музыкальным сопровождением, но элементом звучания всей музыки в целом.
Интересно, что фортепиано в данном случае — это самый темный инструмент. Пожалуй, именно фортепиано задает тон всего темного и тревожного, даже, может быть, бредового, во всей этой истории. Но и фортепиано задает ритм меланхолии и нежности. А скрипка, наоборот, переводит действие в мир, находящийся за пределами мира Вырина. Это немного романтики, немного вольности, немного меланхолии... Скрипка вальсирует.
И, наконец, духовой инструмент. Переходный мостик между мирами. Яркий штрих в общем звучании. Оркестровка сделала таким образом, что иногда совершенно забываешь о том, что звучит всего три инструмента. Звучит оркестр.
Как мне кажется, опера Александра Смелкова "Станционный смотритель" точно передает поэтику позднего Пушкина. По форме "Станционный смотритель" — проза, по композиционному построению — поэтическое произведение. Всмотревшись в повесть, можно без труда найти смысловую "рифмовку" эпизодов, их связанность и обязательность, как в хорошем стихотворении. Так же и у Смелкова: куда бы не уходила мелодия, во что бы они ни превращалась (в полонез или романс), она низменно возвращается к главной теме — на один и тот же бесконечный тракт жизни, по которому все мы движемся: вырины, минские, дуни и иже с ними.