В интервью SakhalinMedia заведующий лабораторией сейсмологии Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, доктор физико-математических наук Иван Тихонов рассказал о проблемах и перспективах системы прогнозирования землетрясений в Сахалинской области.
"Системы прогнозирования землетрясений ни на Сахалине, ни на Курилах сейчас нет", - сказал Иван Тихонов, - "Есть система мониторинга сейсмичности, которая включает в себя 19 сейсмических станций наблюдения за сейсмичностью на обширной территории Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев, а также Амурской области. Из 19 станций 11 осуществляют подачу оперативных сведений в Южно-Сахалинск в Сахалинский филиал Геофизической службы РАН, а также в Обнинск, в Геофизическую службу РАН. На основе этих сведений, то есть сообщений о фактах событий, составляется оперативный каталог землетрясений. А по данным всех станций, с большим отставанием по времени, уже публикуется окончательный каталог землетрясений. К сожалению, редкая сеть пунктов наблюдений не позволяет получать детальный каталог для отслеживания процесса подготовки сейсмических толчков с магнитудами равными 4-6. При такой системе сбора информации со станций, с некоторой долей вероятности можно делать только среднесрочные (на ближайшие 3-5 лет) прогнозы более сильных землетрясений, или долгосрочные.
Особенно актуально создание современной сети станций по всему Сахалину с телеметрией (передачей данных в режиме "онлайн") и наличием штата сотрудников для обработки данных. Это позволило бы начать экспериментальные работы по краткосрочному прогнозу событий с магнитудой 4-6 и более сильных. Есть методики, которые отрабатывались по известным, старым данным. Но важнее, когда работаешь с материалом в реальном времени, тогда приобретается бесценный опыт, которого без такой современной системы сбора и обработки информации мы получить просто не можем. Появление современной сети станций значительно ускорило бы работу по совершенствованию и внедрению краткосрочных методов прогнозирования.
Переход с тех методов наблюдения за сейсмичностью, которые у нас развивались лет 30-50 назад, на новые, цифровые методы, проходит на Сахалине и Курилах очень болезненно. Мы более десятка лет на совещаниях разного уровня говорили о том, что давно пора уходить от аналоговых способов регистрации. По этому методу сейсмограмма записывается на специальную осциллографную бумагу, установленную на барабан, потом ее проявляют, высушивают, затем размечают и, наконец, вручную делают первичную обработку записей землетрясений. Этот метод у нас оказался очень живучим, в других регионах страны переход на цифровые методы прошел гораздо быстрее.
У нас долго не было надежных цифровых станций, наконец, после землетрясения в Нефтегорске в 1995 году на помощь пришли японцы. Их станции очень качественные и помогают нам получать детальные данные. После регистрации повторных толчков Нефтегорского землетрясения на севере острова их перенесли на юг и сейчас они расположены здесь. Сахалинский филиал Геофизической службы РАН работу с ними освоил, и с 2003 года мы имеем детальный каталог землетрясений по югу Сахалина.
К сожалению, локальная сеть станций на юге острова до сих пор не оснащена телеметрией. О телеметрии вначале не думали, основная задача состояла в том, чтобы освоить наблюдения и обработку данных, получаемых с помощью новой аппаратуры. Сейчас данные получают раз в 2 недели или раз в месяц – посещают станции, снимают на жесткий диск данные. Такая периодичность съема данных непригодна для решения задач краткосрочного прогноза землетрясений. Много проблем связано с высоким уровнем помех в местах расположения станций, сохранностью аппаратуры от актов вандализма, а также со связью - передачей большого объема информации и финансовыми затратами. Телеметрия реализована пока в рамках сейсмической подсистемы службы предупреждения о цунами на базе четырех выносных пунктов по югу Сахалина. Сейсмические станции расположены на территориях метеостанций. Данные с выносных пунктов передаются в центр сбора и обработки (на станцию "Южно-Сахалинск") по телефонным линиям. Насколько я знаю, пока результаты не очень удовлетворительны из-за частых сбоев при передаче информации. Я не специалист в этих вопросах, возможно, нужен либо интернет, либо спутниковые каналы связи.
Наше отставание в плане телеметрии очень велико. На Камчатке эта проблема была решена гораздо раньше. У нас тоже есть определенные наработки, которые помогут, мы надеемся, в ближайшие год-два разрешить эту проблему. Сейчас сейсмологи института пытаются наладить телеметрию с "северного куста" станций с севера Сахалина прямо сюда, в Южно-Сахалинск, и успехи уже есть.
Мы подсчитывали, что порядка 3-5 миллионов рублей в год помогли бы провести работу по установке оборудования на "южном кусте", наладке каналов передачи информации и содержанию штата сотрудников для обработки данных. Это грубая оценка. Проблема в том, что область не может поддерживать институт или Сахалинский филиал ГС РАН финансово, поскольку они являются федеральными учреждениями. Так, финансирование института идет через ДВО РАН. Если бы была политическая воля и желание властей, эту проблему, конечно, давно удалось бы решить. Пока же этого нет…
На стол того, кто проводит анализ, раз-два в неделю должны поступать оперативные данные по ситуации в районах. По югу сейчас стоит около 10 станций, этого достаточно, чтобы покрыть южную часть острова. За перешейком Поясок эта система дает оценки координат эпицентров землетрясений уже с большой погрешностью. На среднем Сахалине и на севере нужна такая же сеть станций. На эту тему нами было подготовлено множество проектов, но проблема никак не сдвигается с места.
Работа по более частому съему информации без телеметрии – настоящая проблема. У Сахалинского филиала ГС РАН сразу же возникают серьезные проблемы с бензином, их финансирования не хватает на то, чтобы организовать дополнительные рейсы для объезда станций.
Прогноз по югу Сахалина, который был озвучен в средствах массовой информации на прошлой неделе, был несколько необычен. Сахалинский филиал экспертного совета по прогнозу землетрясений с такими краткосрочными прогнозами вообще не выходил никогда. Однако вынужден был сделать такой прогноз потому, что были подключены другие прогнозные признаки, которые имеют краткосрочный характер и не связаны с наблюдением за сейсмичностью. Из-за отсутствия сейсмических данных в режиме "онлайн" сделать такой прогноз на их основании на Сахалине невозможно.
Аномальная сейсмическая активность в районе перешейка Поясок - лишь один из многих признаков, которые говорят о повышении вероятности сильного землетрясения. Он не главный, есть и другие среднесрочные предвестники. Недавно поступившие данные из Сахалинского филиала ГС РАН по югу Сахалина за 2011 год также указывают на обострение сейсмической ситуации. Даже если краткосрочный прогноз не оправдается, в среднесрочном плане сейсмическая ситуация на юге острова по-прежнему остается напряженной", - рассказал Иван Тихонов.