Уходящий 2024 год запомнился Приморью победами и вызовами. Настало время подводить его итоги. Как на экономику Приморья повлияли ослабление рубля и повышение ключевой ставки, куда она будет двигаться в ближайшие пять лет, как будет распределяться бюджет в 2025 году, что жители получат от КРТ, будет ли ВКАД, что нового в реализации мастер-планов и многое другое — в большом интервью ИА PrimaMedia с председателем правительства Приморья Верой Щербиной.
— Вера Георгиевна, основные вопросы будут касаться бюджета Приморья. Хочется понять динамику в сравнении с предыдущими годами. Бюджет 2024 года был рекордсменом по доходам. И по расходам тоже. Что сейчас можно сказать о бюджете-2025? Как вы бы его охарактеризовали и на что бы обратили наше внимание?
— Несмотря на то, что исполнение краевого бюджета, начиная с 2022 года, осуществлялось в условиях, связанных с беспрецедентным внешним санкционным давлением, в Приморском крае наблюдается устойчивый рост доходной базы. Так, за 2022 год мобилизовано 129,1 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, в 2023 году — 170,5 млрд рублей, в 2024 году прогнозируется 186,2 млрд рублей.
Доходная часть бюджета на 2025 год формировалась исходя из норм действующего бюджетного и налогового законодательства. Прогнозный объем собственных доходов составляет 188,2 млрд рублей. Как правило, этот объем доходов уточняется в процессе исполнения бюджета в сторону увеличения.
Основные параметры краевого бюджета на 2025 год составят по доходам 235 млрд рублей, по расходам — 261,6 млрд рублей, размер дефицита — 26,6 млрд рублей.
Как и в предыдущие годы, самым значимым направлением, с точки зрения объемов планируемых финансовых ресурсов, остается социальная сфера. На 2025 год доля расходов, направленных на социально-культурную сферу, составит почти 56% от общей суммы расходов. Это 146,4 млрд рублей.
Самый большой объем расходов планируется на социальную политику — 56,8 млрд рублей, на образование предусмотрено 56,5 млрд рублей, на здравоохранение — 23,4 млрд рублей, физическую культуру и спорт — 6,2 млрд рублей, культуру — 3,5 млрд рублей.
Все первоочередные расходы, включая расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обеспечение граждан льготными лекарственными препаратами, меры социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, предусмотрены в полном объеме.
Определяющее влияние на формирование бюджета на 2025 — 2027 годы оказали целевые ориентиры развития страны, обозначенные в послании президента РФ Федеральному Собранию и положения Указа президента РФ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Приморские депутаты утвердили последние в этом году изменения в закон "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
Для решения этих приоритетных задач в бюджете региона предусмотрено в планируемом трехлетнем периоде 75 млрд рублей, в том числе на национальные проекты: "Инфраструктура для жизни" — 29,8 млрд рублей, "Продолжительная и активная жизнь" — 8,7 млрд рублей, "Семья" — 12,9 млрд рублей, "Молодежь и дети" — 16,3 млрд рублей, "Эффективная и конкурентная экономика" — 1,9 млрд рублей, "Кадры" — 1,4 млрд рублей, "Экологическое благополучие" — 168,5 млн рублей.
Усилится направленность на патриотическое воспитание детей и подростков. На эти цели предусмотрено 622 млн рублей. Средства будут направлены на поддержку молодежных общественных организаций, реализующих общественно значимые проекты и на мероприятия патриотической направленности.
В 2025-2027 годах законопроектом предусмотрены расходы на предоставление жилых помещений и жилищных сертификатов детям-сиротам — 5,2 млрд рублей.
Будут продолжены работы по благоустройству населенных пунктов, включая расходы на поддержку проектов, инициируемых жителями муниципальных образований по решению вопросов местного значения — это ТОСы, "Твой проект", "Молодежный бюджет", обеспечению бесперебойной работы систем жизнеобеспечения, включая котельные и сети теплоснабжения, объекты водоснабжения и водоотведения.
На финансирование адресной инвестиционной программы в планируемом периоде предусмотрено 62,4 млрд рублей. Это строительство и реконструкция объектов здравоохранения, образования, спортивных объектов, объектов ЖКХ и энергетики, гидротехнических сооружений, объектов транспорта и дорожного хозяйства.
Бюджет Приморского края удалось сформировать реалистичным и сбалансированным с учетом тех задач и вызовов, которые возникают перед региональными властями.
— Стержневыми добытчиками для казны и факторами роста были порты, остальная логистика, рост НДФЛ. Сейчас как себя чувствуют эти направления? И появляются ли новые лидеры?
— В приморской экономике действительно сформировались отрасли-лидеры, стабильно обеспечивающие региональную казну доходами. На протяжении ряда лет основными налогоплательщиками остаются организации, оказывающие транспортно-логистические услуги и формирующие более 10% всех доходов бюджета Приморского края.
В 2022 году объем поступлений в бюджет края от этих организаций составил 15,6 млрд рублей, в 2023 году — 26,2 млрд рублей, за 10 месяцев текущего года поступило 21,5 млрд рублей.
В этом году начал работу новый порт в бухте Суходол, строится новый причал на искусственном земельном участке в Первомайском порту. ВМТП уже нарастил свои мощности до миллиона контейнеров в год. Терминал Астафьева обеспечил Находкинскому порту двухкратный рост контейнерооборота.
Ввиду инфраструктурных барьеров грузооборот портов ограничен в приросте мощностей: за 9 месяцев 2024 года вырос на 1,6%, контейнерооборот — на 1,7%.
Действующие провозные мощности железной дороги не справляются с возросшей нагрузкой
Наземная логистика непрерывно растет, оборачиваемость грузов через автомобильные переходы: в 2022 году в 1,5 раза, в 2023 году — в 1,6 раза, за девять месяцев 2024 года — еще в 1,6 раза.
Возобновился рост промышленности — за 10 месяцев индекс производства вырос на 5%. Динамика обусловлена ростом добычи полезных ископаемых на 14%, обрабатывающей промышленности — на 3%. Главные точки роста в промышленности сейчас — это, производство летательных аппаратов, автомобилей, химическая промышленность, судостроение и судоремонт, добыча прочих полезных ископаемых, что связано с объемами гособоронзаказа действующих предприятий, реализацией программ судостроения и судоремонта, вводом новых промышленных объектов, возобновлением работы завода по производству автомобилей во Владивостоке.
Регион является туристическим центром Дальнего Востока России. В этом году край принял уже более 3,6 млн туристов, включая более 358 тысяч иностранных граждан.
О результатах совместной работы и планах на 2025 год — в нашем материале
Налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета выросли почти на 15% — до 173 млрд рублей. Растут поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, по упрощенной системе налогообложения бюджетные доходы выросли на 35% — до 20,3 млрд рублей. Существенный вклад в рост доходной базы бюджета оказывают резиденты специального административного района на острове Русском. В нашей "оффшорной зоне" уже зарегистрированы более 100 резидентов.
С 2023 года наблюдается рост поступлений также от организаций оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами: 2022 год — 13,6 млрд рублей, 2023 год — 19,8 млрд рублей, 10 месяцев 2024 года — 17,4 млрд рублей.
— Какие сферы у нас сейчас становятся главными драйверами роста? Куда экономика Приморья будет двигаться в ближайшие пять лет? Есть понимание в этом вопросе? Ведь надо, наверное, вкладываться в то, что живет и развивается. Мы знаем, куда, в какие направления, компаниям и предприятиям какой области нам надо уделять особое внимание?
— Основные точки роста экономики региона — это сектора транспорта и торговли, обрабатывающей промышленности, строительства и туризма. Эти отрасли занимают более 50% валового регионального продукта. В транспортном секторе стивидоры активно создают новые и развивают действующие мощности.
В Артеме строится крупнейший на Дальнем Востоке транспортно-логистический центр "Артем" на 1 млн контейнеров в год для перегрузки импортных контейнеров в полувагоны, что позволит нарастить объемы обработки грузов в портах.
Принято решение о строительстве Восточного узла Северного морского пути — нового транзитного порта для перевозки международных грузов.
В регионе реализуется более 30 проектов отрасли транспорта с заявленным объемом инвестиций 500 млрд рублей. Прогнозируется рост грузооборота к 2030 году до 316 млн тонн в год.
Продолжится рост наземной логистики. Пропускная способность автомобильных пунктов пропуска в ближайшие несколько лет вырастет более чем в 7 раз — до 918 тысяч авто в год.
Правительство Приморского края уже разработало проектно-сметную документацию на реконструкцию всех дорог к пунктам пропуска, планируем проводить эту работу через механизм регионального концессионного соглашения.
Депутаты Заксобрания одобрили идею платного проезда к границе с Китаем
В секторе обрабатывающей промышленности рост обеспечивается развитием действующих предприятий, в том числе это судостроительный комплекс "Звезда", Дальнегорский ГОК, Ярославский ГРК. Планируется также ввод новых промышленных объектов, в частности Находкинского завода минеральных удобрений, Приморского металлургического завода и других проектов резидентов ТОР и СПВ, что, в свою очередь, создаст новые промышленные сектора, расширит экспортную корзину региона и увеличит наш технологический суверенитет.
Президентом России принято решение о строительстве новой верфи во Владивостоке для строительства судов для нужд Северного морского пути.
Положительная динамика наблюдается также в секторе жилищного строительства. Существенное влияние на развитие отрасли оказывают преференциальные режимы, более 70% застройщиков Приморья — резиденты СПВ. Свою роль играют и льготные ипотечные программы.
Туризм стимулирует развитие сектора потребительских услуг, общественного питания и торговли. В регионе работает 324 турфирмы и более тысячи мест размещения. Одним из центров туристического притяжения для иностранных туристов является игорная зона "Приморье", которая продолжает свое развитие.
В ближайшие два года откроется современный горнолыжный курорт "Арсеньев". В Хасанском округе к 2030 году будет построен круглогодичный морской курорт. Данные проекты выведут индустрию гостеприимства в крае на новый уровень.
В январе-феврале 2025 года планируется провести пуско-наладочные работы
— У ФНС и Минфина в сентябре были опасения по налогу на прибыль, в связи с чем корректировку бюджета 2024 года снимали с рассмотрения и дорабатывали. Эти опасения сбылись?
— Управление ФНС по Приморскому краю является главным администратором доходов по налогу на прибыль и в соответствии с бюджетным законодательством прогнозирует объем поступлений доходов по этому налогу в краевой бюджет.
Согласно прогнозу ФНС, направленному в адрес правительства в августе 2024 года, нам было предложено откорректировать доведенные плановые показатели путем снижения объема поступающих доходов от налога на прибыль: с 53,8 млрд рублей до 45,3 млрд рублей, то есть на 8,5 млрд рублей.
Вместе с тем правительство края не прогнозировало такого резкого снижения доходов по налогу на прибыль. Кроме того, мы ожидали рост поступлений по другим налоговым и неналоговым доходам, на основании которого нами был подготовлен проект закона о внесении изменений в краевой бюджет и направлен на заключение в Минфин РФ.
Минфин РФ принял сторону ФНС, как главного администратора доходов, указав нам на риски неисполнения бюджета. Поэтому нам пришлось отозвать закон о внесении изменений в бюджет и доработать его с учетом прогноза ФНС. Но, к счастью, опасения ФНС не подтвердились. Правительству края удалось в августе с высокой точностью спрогнозировать и оценить исполнение бюджета в части поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета.
— Главный вызов экономики — с этим согласны почти все эксперты — заключается в нехватке рабочей силы. Вряд ли найдется предприятие, фирма, компания, которая бы не заявляла о нехватке рабочих рук. У нас в регионе как с этим обстоят дела? И что делать?
— Рынок труда Приморского края всегда отличался значительным превышением спроса на рабочую силу над ее предложением. По-прежнему повышенным спросом у работодателей пользуются квалифицированные рабочие.
В топ-5 отраслей, в которых предлагается наибольшее количество вакансий, вошли строительство, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, и замыкают пятерку вакансии в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств.
Значительная доля вакансий сосредоточена в крупных городах: Владивосток, Уссурийск, Находка. Такая тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет.
Если говорить о текущем состоянии рынка труда в цифрах, то количество предлагаемых вакансий составляет 52,4 тысячи, а численность соискателей, зарегистрированных в региональной службе занятости — 3,9 тысяч. Наблюдается тенденция к снижению численности ищущих работу. Уровень безработицы в Приморье, по сравнению с прошлым годом, снизился с 2,6 % до 2,1%.
Развитие кадрового потенциала напрямую связано с участием в федеральных проектах, связанных с привлечением специалистов из других регионов для работы на территории Приморского края.
Приморский край на протяжении многих лет является лидером в Российской Федерации по привлечению квалифицированных специалистов по программе мобильности трудовых ресурсов. В 2023 году в Приморье по этой программе переехало более 500 человек, и 39 работодателей получили возможность оказать финансовую поддержку своим работникам в связи с переездом на новое место работы, в 2024 году переехало 189 человек, и 11 работодателей оказали финансовую поддержку своим работникам в связи с переездом на новое место работы.
Еще одним механизмом восполнения кадрового дефицита является обучение или повышение квалификации работающих и ищущих работу граждан в рамках нацпроекта "Демография". Региональная служба занятости ежегодно направляет на обучение более 4,1 тысячи человек, желающих получить новые навыки.
Основным для формирования запроса на подготовку необходимых для развития экономики региона кадров является прогноз кадровой потребности. Крайне важно вовлечь в его формирование работодателей. Результаты прогноза являются базой для формирования квоты для вузов Приморья на подготовку специалистов за счет бюджетных мест, а также контрольных цифр приема по программам высшего и среднего профессионального образования. Прогноз общей кадровой потребности осуществляется, в том числе, на основе сведений, представленных органами местного самоуправления.
В уходящем году упали зарплатные предложения у коллекторов, финансовых аналитиков и фитнес-тренеров
Еще один ресурс — целевое обучение по программам среднего профессионального и высшего образования. Более 150 работодателей приняли решение о заключении целевых договоров. Численность студентов-целевиков в колледжах составила более 2,5 тысячи человек.
Приморский край является лидером на Дальнем Востоке по созданию кластеров в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
У нас открыто 9 образовательно-производственных кластеров:
- "Машиностроение (судостроение)" в Дальневосточном судостроительном колледже;
- "Сельское хозяйство" в Уссурийском агропромышленном колледже;
- "Машиностроение" на базе Регионального железнодорожного колледжа;
- "Строительство" на базе Дальневосточного технического колледжа;
- "Морской транспорт" на базе Морского государственного университета имени Невельского.
Кроме того, в 2024 году созданы кластеры среднего профессионального образования: "Клиническая и профилактическая медицина", "Педагогика", "Туризм и сфера услуг". Данные направления очень важны для края. И еще один в Арсеньеве — по направлению "Авиастроение".
В 2025 году планируется открыть еще 4 образовательно-производственных кластера в рамках федерального проекта "Профессионалитет": машиностроение, горнодобывающая отрасль, транспортная отрасль (Наземный транспорт. Логистика), топливно-энергетический комплекс.
Это именно те отрасли, в которых планируется развитие региона, и в которых крупные работодатели готовы предложить рабочие места с достойной заработной платой уже сейчас и в перспективе 10-15 лет.
Безусловным приоритетом является поддержка молодежи за счет выделения грантов, стипендий для талантливых студентов, проведения мероприятий и слетов ("Золотой фонд. СПОсобная молодежь" (16+), "Выпускник года" (16+), "Миллион СПОсобов" (16+), "Лидеры изменений СПО" (16+)).
— Власти делают ставку на системное развитие регионов. Чтобы проекты не возникали спорадически, а шли как бы в рамках общего направления и курса. Среди примеров можно назвать мастер-планы развития городов, которые объединили в себе стратегические моменты. На какой стадии реализация мастер-планов сейчас в Приморье?
— Мы реализуем пять планов развития — это Владивостокская агломерация, включая Владивосток и Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск и Арсеньев. В портфеле — как текущие мероприятия, например, капитальные ремонты школ и детских садов, поликлиник и общежитий, так и сложные инфраструктурные проекты.
Так, во Владивостоке в рамках концессионного соглашения построена и в сентябре этого года открылась Арена для кёрлинга. Там уже проведен первый международный турнир "Тихоокеанский кубок" (16+). Закончен второй этап реконструкции набережной Спортивной гавани. На Русском острове сделали велосипедную дорожку, на следующий год в планах начать реализацию первого этапа по созданию Экстрим-парка. Приступили к созданию центра креативных индустрий в здании Матросского клуба. По дальневосточной концессии начинаем благоустройство парка Минного городка. В следующем году завершим создание пилотной площадки Инновационного научно-технологического центра на острове Русском и начнем строительство основных корпусов.
О преображении Владивостока как "города у воды" рассказали мэр Константин Шестаков, представители бизнеса и профильных ведомств на ВЭФ
В Артеме идет обновление социальной инфраструктуры города. В микрорайоне "Глобус-2" построен детский сад на 230 мест. Проведено благоустройство рекреационной зоны русла реки Озёрные Ключи, продолжаем строительство и реконструкцию водопроводных сетей, ремонт дорог.
Для Владивостока и Артема закупили 12 троллейбусов и 36 автобусов.
По плану развития Находкинского округа построен крытый тренировочный каток. В центре города благоустроена набережная озера Соленое. Ведётся благоустройство пляжей. Проводится ремонт социальных учреждений. Строится поликлиника — одна из самых крупных и современных в крае. Она готова уже на 65%. На завершающей стадии находится строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Ведется создание двух энергетических центров питания.
В Большом Камне в этом году построен современный центр профессиональной подготовки для сотрудников завода "Звезда". В рамках мастер-плана Большого Камня завершаются капитальный ремонт Дворца культуры "Звезда" и строительство парка культуры и отдыха. Продолжается реконструкция стадиона "Южный" в микрорайоне Южная Лифляндия, в этом году завершат поле. До конца следующего года будет построен детский сад на 120 мест в микрорайоне Садовый.
В Уссурийске строится ряд крупных объектов образования. Так, в активной стадии строительства — школа на 1100 мест по улице Чичерина. Готовность составляет 30%. Капитально отремонтировано здание Центра детского творчества, проведено благоустройство ряда общественных территорий. Один из самых важных объектов для Уссурийска — дамба в микрорайоне "Семь ветров".
В Арсеньеве проведено обустройство стадиона в школе №5, проведены капитальные ремонты ряда спортивных и общеобразовательных школ и детских садов. Проведено благоустройство парка "Восток", отремонтированы участки городских тепловых сетей.
Конечно, самый крупный проект для Арсеньева — создание современного горнолыжного курорта. До конца этого горнолыжного сезона будет апробирована в тестовом режиме новая канатная дорога.
В целом, у нас в работе находятся десятки мероприятий: от ремонта дорог и школ до строительства крупных объектов.
— Важный момент: мастер-план — это больше про грамотное использование имеющихся ресурсов или же это про то, как развить и обустроить территории сверх того, что мы можем себе позволить, как край и как муниципалитеты? Грубо говоря, эти стратегические документы помогают привлечь средства из федерального бюджета? И на что мы можем рассчитывать?
— Работа по реализации мастер-планов находится на особом контроле правительства России. Бюджет мастер-планов — уже более 60 млрд рублей. Значительная поддержка в вопросах финансирования оказывается по линии национальных проектов.
Федеральная поддержка оказывается через предоставление бюджетных кредитов. Приморскому краю уже выделено 7,5 млрд рублей в виде специальных казначейских кредитов. Дополнительно нам готовы предоставить до 25 млрд рублей. Уже сегодня на средства федеральных кредитов обновляется общественный транспорт, строятся и ремонтируются дороги, благоустраиваются общественные территории, проводятся капитальные ремонты учреждений культуры и искусства, спорта и образования.
Продолжаем выделять собственные средства. Запроектировали в краевом и местных бюджетах дополнительно более 6,5 млрд рублей. Часть проектов реализуем с привлечением внебюджетного финансирования на принципах социального партнерства.
— Есть несколько гигантских проектов, о которых шла речь ранее. Первый — это перенос нефтебазы за пределы Владивостока и освоение освобожденной земли. Есть какие-то подвижки в этом вопросе?
— Перенос нефтебазы за пределы Владивостокского городского округа — это поручение президента Российской Федерации. В настоящее время министерством энергетики Российской Федерации разработан план-график по переносу данного объекта.
Указанным планом-графиком определено мероприятие по подбору земельного участка для размещения нового нефтепродуктоперевалочного комплекса. АО "ННК" представлены требования к земельному участку, подходящему для размещения нового комплекса. В соответствии с данными параметрами проведен анализ территорий, имеющих потенциал для размещения нефтебазы, и выявлен наиболее подходящий по площади и глубинам прилегающей морской акватории земельный участок в районе мыса Азарьева в Шкотовском муниципальном округе площадью 76 га.
Приморским властям предстоит разработать и утвердить план-график
Реализация мероприятий по выносу нефтебазы станет возможной только после строительства и ввода в эксплуатацию альтернативного терминала, а также синхронизации сроков прекращения работы действующего терминала и ввода в эксплуатацию нового нефтепродуктоперевалочного комплекса. Работа по решению данных вопросов продолжается.
Учитывая, что действующая нефтебаза расположена в зоне жилой застройки столицы Дальнего Востока — городе Владивостоке, данная территория является перспективной для размещения в будущем объектов общественно-делового назначения, предусмотренных концепцией мастер-плана развития Владивостокского городского округа.
— Второй момент — это Владивостокская кольцевая. С мостом на Елену. Мы еще можем рассчитывать на этот проект?
— Минтранс Приморья подготовил обоснования инвестиций в проект по созданию Владивостокской кольцевой автомобильной дороги.
Свои предложения или замечания приморцы могут направить 10 апреля на электронный адрес краевого Минтранса
Стоимость первого этапа работ по созданию ВКАД составляла более 88 млрд рублей в ценах 2021 года, второго этапа — более 320 млрд в ценах 2023 года. В настоящее время источники финансирования для проведения работ не определены, и окончательного решения по строительству ВКАД еще не принято.
— Еще одним системным развитием можно назвать КРТ. Сейчас одобрен ряд КРТ во Владивостоке. Пилотным проектом может стать район улицы Спортивной. В чем выгода бизнеса и в чем выгода региона от такого пути? Главное — что получат жители от КРТ? И чей опыт взят за основу в области КРТ?
— В зоне КРТ, в районе улицы Спортивной, планируется за счет средств инвестора, который выиграет аукцион, построить школу на 490 мест, детский сад на 300 мест, спортивный многофункциональный комплекс, открытый стадион, построить беговые дорожки и современный фермерский рынок. Также инвестору предстоит благоустроить набережную реки Объяснения, которая прилегает к территории рынка.
Ольга Иванникова — о том, как КРТ исправит ситуацию по городской среде и почему жители Владивостока не доверяют нововведениям
Первые этажи жилых домов будут отведены под коммерческие объекты. За счет них и фермерского рынка будут созданы легальные рабочие места. Местные жители получат современный жилой квартал со всей необходимой инфраструктурой и самое главное — со спортивными объектами и прогулочными зонами, которых не хватает этому району.
Мы изучаем опыт других регионов в части реализации КРТ, следим за регионами-лидерами, сегодня это Московская, Тюменская, Нижегородская области, Пермский, Краснодарский края.
— Нельзя обойти стороной мусорную реформу. Ранее говорилось, что создание всей необходимой инфраструктуры обойдется в 17 млрд рублей. Привлечь данные средства реально? И какое будущее ждет Приморский экологический оператор, чье финансовое положение в этом году еще сильнее пошатнулось в связи с иском Росприроднадзора?
— В рамках реализации мусорной реформы в 2024 году была подписана дорожная карта строительства 6 инфраструктурных комплексов на территории Приморского края, включающих объекты сортировки, компостирования, полигоны. Сроки реализации мероприятий определены — это 2024-2028 годы.
Мы планируем провести эту работу за счет концессионных соглашений с привлечением финансирования со стороны ППК "РЭО". Участие ППК "РЭО" предусматривает финансирование стоимости строительства до 95% от общего объема инвестиций под 7% годовых. В текущих реалиях это — безусловно выгодный механизм для создания недостающих мощностей.
В 2025 году начнется оснащение мест сбора отходов системами видеонаблюдения
Для подбора земельных участков была сформирована рабочая группа, на заседаниях которой уже определены 3 из 6 участков, отвечающих требованиям экологического законодательства при проектировании данных объектов.
КГУП "ПЭО" учредило 6 юридических лиц для реализации мероприятий дорожной карты, организации работ по подготовке проектной, сметной документации и прохождению экспертиз. В настоящее время также продолжается работа по вовлечению органов местного самоуправления в работу по сбору и транспортированию ТКО территории края.
Правительством Приморского края предусмотрены субсидии, предоставляемые КГУП "ПЭО" на возмещение подтвержденных расходов, не вошедших в тариф. Это позволит решить вопросы, связанные с реализацией мусорной реформы.
— Насколько реальны все озвученные планы по инфраструктуре, транспортной схеме и ПЭО. И в какой срок они будут реализованы? Потому как, и краевые депутаты на это обращали внимание, идей и проектов в течение последних 5 лет было много и разных?
— В создавшейся ситуации для реализации заявленных планов предусмотрены мероприятия переходных периодов в части создания мусороперегрузочных станций для оптимизации вывоза отходов. В 2025 году предусмотрено 450 млн рублей на приобретение 5-ти комплексов. Дополнительно предусмотрено финансирование закупки спецтехники — всего около 70 единиц, что позволит повысить качество вывоза ТКО с контейнерных площадок.
В целом переход на новую инфраструктуру будет завершен к концу 2028 года, когда введем последний комплекс. Мы будем обеспечены мощностями, позволяющими достигнуть поставленных руководством нашей страны целей — все образуемые в крае коммунальные отходы будут сортироваться, а захоранивать будут менее 50% от всех ТКО.
— Как один из главных экспертов в финансовых вопросах, можете дать оценку, как рост ключевой ставки Центробанка повлиял на экономику края? Я понимаю, что важный момент — это строительство, которое четко связано с возможностями девелоперов брать кредиты и ипотекой. Можете рассказать о корреляции этих процессов? Ведь и край строит много социальных объектов. С ними есть корректировки?
— В Приморском крае в октябре годовая инфляция составила 9,5%, что немногим выше, чем в РФ (в ДФО — 8,85%, в РФ — 8,54%). Безусловно, это высокий показатель, который оказывает существенное влияние на благосостояние людей и уровень бюджетных расходов. Рост ключевой ставки Центробанка направлен на замедление "перегрева" экономики за счет снижения потребительского и инвестиционного спроса. Для примера, в июне уровень инфляция был 10,7%.
В условиях роста ключевой ставки девелоперы сталкиваются с повышением ставок по проектному финансированию, что увеличит стоимость новых проектов и отразится в конечной цене квадратного метра.
И объяснил, почему в стране не распродано 60% строящихся квартир
В противовес продолжает действовать "Дальневосточная ипотека". Её действие расширено на участников СВО и работников ОПК. По программе в этом году выдали уже более 8 тысяч ипотечных займов на сумму 46 млрд рублей. В этом году уже более 40 тысяч семей смогли улучшить жилищные условия. Приморье — единственный регион страны, показавший рост объема продаж новостроек в сентябре-октябре к марту-апрелю текущего года — на 9%.
В Приморском крае в 2025 году продолжится строительство 25 социальных объектов, а также запланировано строительство 12 новых. На сегодняшний день рост ключевой ставки явно не повлиял на цены действующих контрактов, что связано с законодательством о закупках. Но, безусловно, цены на строительные материалы растут, повышаются требования к заработным платам, а также стоимость банковских гарантий, которые нужны подрядчикам при заключении контрактов. Все это, безусловно, увеличит стоимость строительства объектов в будущих периодах.
Таким образом, скрытое и отложенное воздействие высокой ключевой ставки отразится на строительной отрасли в ближайшей перспективе.
— Сейчас валюта резко пошла вверх. Эти курсы влияют на экономику Приморья? В какой степени? Как это отражается на промышленности и строительстве, и как — на привлечении инвестиций?
— Безусловно, ослабление курса рубля влияет на экономику Приморья. По ряду товарных групп у нас — достаточно высокая доля импорта. Я имею в виду здесь химическую продукцию, одежду, электронику и бытовую технику, автомобили. Учитывая, что Владивосток — это большой торговый порт, доля импорта на наших полках выше, чем в большинстве регионов России. Таким образом, повышается стоимость потребительской корзины. Для нас, как дальневосточного региона, это ощущается особенно сильно, так как на стоимость конечной продукции влияет стоимость её доставки.
Экономика заканчивает 2024 год с более высоким, чем ожидалось, уровнем инфляционного давления
В связи с этим мы активно принимаем меры по импортозамещению. У нас наблюдается существенный прогресс в производстве продукции животноводства и выращивании овощей закрытого грунта. Строим Промышленный парк в Большом Камне, где разместятся производства строительных материалов. У нас действуют льготы по налогу на прибыль для производителей при покупке отечественного оборудования. Свои производства открывают резиденты ТОРов и СПВ, что также снижает долю импорта на полках магазинов.
Согласно сценарным условиям Минэка России, ослабление рубля будет влиять на проинфляционные риски и диктовать жесткие денежно-кредитные условия, что будет обуславливать более низкий уровень инвестиционной и потребительской активности.
По данным портала Сбераналитики (12+), средние регулярные траты приморцев за 10 месяцев показали снижение более 30%. В тоже время, данные Центробанка показывают, что к началу октября объем вкладов приморцев вырос на 28%, а доля сбережений — на 11%.
Инвестиции в основной капитал — это более длинные тренды. Компании продолжают реализацию своих проектов. Сохраняется спрос на рынке жилья за счет льготных ипотечных программ. Поэтому в этом секторе мы не фиксируем снижения: за 9 месяцев текущего года инвестиции в реальном выражении выросли на 5,3% и составили 255 млрд рублей.
Вместе с тем, ослабление рубля делает конкурентоспособным туризм в Приморье. Как я уже говорила выше, у нас восстановился после пандемии поток иностранных туристов, сохраняется спрос на внутренний туризм.
— В этом году участились представительные визиты делегаций приморского правительства и бизнеса в Китай и КНДР. Давайте подведем промежуточный итог — что с нашей международной торговлей и иностранными инвестициями, как они себя ведут?
— Для Приморского края Китайская Народная Республика — ближайший сосед и ведущий экономический партнер. Удельный вес Китая составляет 68% от всего внешнеторгового оборота Приморского края. За 9 месяцев 2024 года грузопоток через автомобильные пункты пропуска составил 1 млн 800 тысяч тонн. Показатель уже выше, чем общий грузопоток за 2023 год. Наблюдаем положительную динамику.
Наблюдается интерес к реализации проектов на территории Приморского края. Так, совсем недавно были достигнуты договоренности с Хэйлунцзянской инвестиционно-строительной корпорацией по строительству объектов социальной инфраструктуры, спортивных объектов на острове Русском, зернового терминала в бухте Суходол.
В рамках сотрудничества по строительству дорожной и мостовой инфраструктуры компания "Примавтодор" достигла договоренностей о поставках быстровозводимых мостовых конструкций с китайской компанией "Лунцзян" провинции Хэйлунцзян. Уже в марте 2025 года будет установлен первый мост на участке Находка-Кавалерово.
Компания ООО "Цзижунь" из второй соседней с нашим краем провинции Цзилинь заинтересована в реализации проекта строительства Международного выставочного центра в городе Уссурийск.
Торговля с КНДР существенно ограничена действием санкций ООН. Вместе с тем в этом году подписан и уже вступил в силу Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между нашими странами. Положения договора подразумевают увеличение объёмов взаимной торговли, развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, в том числе проведение бизнес-миссий, выставок, ярмарок.
Приморский край уже активно включился в эту работу. В этом году мы провели выставку товаров КНДР (6+) во Владивостоке. Участвовали 60 корейских компаний, были представлены товары народного потребления — продукты питания, косметика, БАДы, музыкальные инструменты, изделия прикладного искусства, одежда, сувениры и многое другое. Выставку посетили более 4000 человек.
Состоялась бизнес-миссия Приморского края в КНДР в рамках Пхеньянской осенней международной выставки товаров (6+). Приняли участие 20 приморских компаний, которые представили приморский мёд, другие продукты питания, одежду, сферу услуг. В рамках B2B-переговоров подписано 11 соглашений о намерениях и 2 договора о сотрудничестве.
Евгений Русецкий о том, почему подписание документа стало главным мировым событием и определит контуры будущего
Конечно, есть множество вопросов, которые предстоит решить для активизации торговли и инвестиционного сотрудничества, учитывая наши международные обязательства. Однако взаимный интерес и поддержка на самом высоком государственном уровне позволяют нам делать оптимистичные прогнозы.
Также развивается сотрудничество в гуманитарной сфере. Налажен регулярный туристический поток из России в КНДР. Владивосток стал единственным городом России, откуда можно отправиться в КНДР. С февраля по декабрь более 1500 россиян посетили КНДР с целью туризма. Увеличилось количество авиарейсов по маршруту Пхеньян-Владивосток-Пхеньян до пяти рейсов в неделю. Запущен пассажирский поезд по маршруту Хасан-Туманган с частотой отправления три раза в неделю. Ведётся работа по запуску поезда Владивосток-Расон.