Первый образец совместного с Россией легкомоторного самолета "Освей" планируется произвести в Белоруссии в 2026 году. Перед разработчиками стоит задача обеспечить конкурентоспособность с зарубежными аналогами, в том числе таким как канадский самолёт DHC-6 300 Twin Otter, на которых единая дальневосточная авиакомпания "Аврора" выполняет основные перевозки пассажиров внутри Приморья, и чешский L-410NG (ранее использовался в малой авиации Камчатки, до сих пор летает в Хабаровском крае), сообщает ИА PrimaMedia.
"Одним из важных событий в 2024 году был старт реализации проекта по созданию самолета "Освей" в кооперации с российскими партнерами. На сегодняшний момент этот проект официально запущен на государственном уровне. И уже в 2026 году мы планируем получить опытный образец", — председатель Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Белоруссии Дмитрий Пантус в интервью телеканалу "Беларусь 1" (18+).
Головным исполнителем опытно-конструкторских работ по разработке 19-местного "Освея" с российской стороны определено АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА), соисполнителем от Белоруссии назначен 558-й авиационный ремонтный завод (там же, наряду с российским предприятием, будет организовано производство).
"Уральский завод гражданской авиации" курирует разработку сразу нескольких проектов региональных самолётов — "Байкал", "Ладога" и "Освей". Все они жизненно необходимы регионам ДФО, для которых вопросы транспортной доступности стоят куда отсрее, чем в центральной России .
Приморский край планирует закупать вертолеты Ми-8 и Ка-62, а также самолеты "Байкал" для внутренних перевозок, сообщил губернатор Приморья Олег Кожемяко на общественных обсуждениях бюджета региона на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в октябре 2024 года. "Пока, к сожалению, в РФ самолет для местных авиалиний, "Байкал", еще не получил сертификат летной годности для эксплуатации, поэтому, мы ждем, когда начнут его выпускать", — отметил глава Приморье.
Авиакомпании "Аврора" и "Якутия" хотят запускать новые рейсы, но всё упирается в ограниченные возможности лётного парка
Проблема в том, что серийное производство новых отечественных самолетов пока не запущено. Так, начало выпуска ближнемагистрального SJ-100 отложено с 2023 на 2026 год, среднемагистрального МС-21 — с 2024 года на 2025-й. Оба самолёта изначально создавались в международной кооперации, но после введения антироссийских санкций 2022 года иностранные партнеры вышли из проектов, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и комплектующих, объясняли в "Ростехе". Кроме того, с 2023 года на 2025-й сдвинулись сроки по выходу в серию модернизированного Ту-214, с 2024 года на 2026-й — регионального Ил-114-300.
При этом загрузка оставшихся в наличии у российских авиаперевозчиков иностранных бортов уже приближается к предельному уровню. Консервативный сценарий предполагает, что в 2025 году пассажиропоток может упасть до 95,1 млн человек, в 2026 году — до 91,2 млн. После этого, как ожидается, отрасль начнет восстанавливаться, но достигнет в 2030 году лишь 126,8 млн человек — то есть меньше, чем в 2019 году, когда было перевезено 128,1 млн. Такой прогноз рассчитан на основе предположения, что до конца 2030 года авиакомпании спишут 56% иностранных самолетов.