Первые премьерные показы вечера авангардных балетов Игоря Стравинского "Свадебка" (12+) и "Петрушка" (12+) проходят на Приморской сцене Мариинского театра 30, 31 января и 1 февраля 2025 года. Приморские балетоманы имеют возможность видеть постановки, аутентичные тем, что были впервые представлены парижской публике русским деятелем театра и искусства Сергеем Дягилевым — "Петрушка" 13 июня 1911 года в театре Шатле в постановке Михаила Фокина с Вацлавом Нижинским в заглавной роли, а "Свадебка" 13 июня 1923 года в Париже Русским балетом Дягилева в театре Гетэ Лирик в постановке Брониславы Нижинской, русской артистки балета, балетмейстера, хореографа и балетного педагога, младшей сестры Вацлава Нижинского.
"На нашу сцену спектакли переносятся из Мариинского театра без каких-либо хореографических адаптаций", — отметил художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев, представляя премьеру вечера балета Игоря Стравинского (12+) на сайте Приморской Мариинки.
![Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5018/5017420.jpg)
Эльдар Алиев. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
При этом зрителям обещают погружение в особую атмосферу, отличную от классического балета, и знакомство не только с творчеством легендарных хореографов, но и сценографией и костюмами, аутентичными тем, что были созданы к дягилевским спектаклям Александром Бенуа ("Петрушка", 1911 год) и Наталией Гончаровой ("Свадебка, 1923 год).
Отметим, что в репертуаре Приморской сцены уже есть один балет Игоря Стравинского — "Жар-птица" (6+).
— Это, безусловно, недостаточно для репертуара Приморской сцены Мариинского театра. Поэтому, в общем-то, пришла мысль привезти Стравинского из Санкт-Петербурга, с главной сцены, причем сразу обе постановки. В чем особенность хореографии этих двух балетов? Они были созданы более ста лет назад, и тем не менее и сегодня воспринимаются как образцы современной хореографии. Объединяет их и то, что музыка к балету "Петрушка" и музыка к балету "Свадебка" не писалась Стравинским как балетная музыка, а писались как отдельные музыкальные произведения. И только по идее Дягилева они превратились в балеты, которые стали своего рода отправной точкой в развитии российской культуры за рубежом и являются, в общем-то, особенными в музыкальной и балетной культуре, — сказал Эльдар Алиев.
Особенно интересная история "Свадебки". Стравинский работал над этим произведением для четырех певцов (сопрано, тенор, меццо-сопрано, бас), хора, четырех фортепиано и ударных 10 лет. По авторскому определению, это русские хореографические сцены с музыкой и пением. Либретто писал сам Стравинский на основе русских народных песен из сборника (12+) русского фольклориста Петра Киреевского. Изначально композитор хотел написать "большой дивертисмент, вернее, кантату, воспевающую деревенскую свадьбу", как он отметил в своих мемуарах (12+). Клавир первой версии для солистов, хора и симфонического оркестра был завершен 4 апреля 1917 года. Сначала композитор планировал инструментовать произведение для большого оркестра наподобие балета "Весна священная" (12+), но вместо этого в том же 1917 году инструментовал для камерного оркестра. В окончательной редакции "Свадебка" была расписана для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, смешанного хора, четырех фортепиано и шести групп ударных инструментов.
В разных театрах расположение музыкантов, солистов и хора решается по-своему. В Мариинском театре все умещаются в оркестровой яме.
Как рассказал Эльдар Алиев, работа над "Свадебкой" потребовало известных усилий от балетной труппы.
— Балетная музыка особой сложностью для восприятия, в общем-то, не отличается. Но в балете "Свадебка" очень сложный музыкальный счет, очень сложный музыкальный расклад. Поэтому в "Свадебке" мне приходилось работать как над стилистикой движения, так и над музыкальностью и ритмичностью ее исполнения. В "Петрушке" у композитора и у хореографа была несколько иная идея. Там им обоим хотелось показать именно масленичные гуляния, русские празднества. Но не в каком-то таком лубочном виде, а именно такими, какими их себе представлял композитор и, соответственно, хореограф. Михаил Фокин всегда славился новаторскими идеями, здесь они заключались в том, что философская линия спектакля проходит очень тонко и трогательно. Каждый балет представляет собой особый музейный экспонат, и, чтобы они представляли интерес для публики, артисты, исполняющие эти произведения, должны донести до зрителей высокую степень их художественности. Это ранний Стравинский, это его ранние произведения, которые, в принципе, испытаны временем. А как мы знаем, классикой становятся те произведения, которые проходят испытание временем. Оба эти произведения такое испытание прошли, — заметил Эльдар Алиев.
А вот что сказала перед генеральной репетицией, куда пригласили журналистов, артистка балета Приморской сцены Мариинского театра Наталья Демьянова (партия Невесты в "Свадебке"):
— В "Свадебка" Невеста считается ведущей партией, но в этом спектакле всё не так, как в обычном спектакле. Если в обычном классическом балете ведущие партии принадлежат главным персонажам, которые ведут весь спектакль, то здесь немножечко по-другому. Здесь ведущая партия более статична. Я думаю, это в большей степени драматический персонаж, показывающий образ невесты. И жених такой же. А артисты кордебалета наполняют этот спектакль танцами, что довольно необычно. У нас такого еще не было, чтобы главные роли исполнялись только артистами кордебалета.
![Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/5018/5017421.jpg)
Наталья Демьянова. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
И вообще этот спектакль противоречит привычному для нас представлению о свадьбе как о чем-то безудержно радостном и веселом. В балете Стравинского невеста — лицо страдательное, как и ее мать. Все переживают уход девушки из отчего дома, ведь еще неизвестно, как ее примут в чужой семье, полюбят или нет.
— В целом все радуются, но ведущие партии больше трагические, как мне кажется. В хореографическом плане это, наверное, для меня самая простая партия. Сложность в том, что, несмотря на маленькое количество танцев, ты должен очень хорошо знать музыкальный материал, чтобы вовремя вступить и правильно пойти. Ты должен знать весь спектакль, несмотря на маленькую хореографию, что очень ответственно, — заметила Наталья Демьянова.