В России вводятся ограничения на количество сим-карт в одних руках
09:54
Во Владивостоке таксист сбил мужчину и ребёнка на пешеходном переходе
09:51
Бастрыкин затребовал доклад по делу о нападении на сотрудников скорой во Владивостоке
09:28
До 14 градусов тепла: обзор погоды в Приморье на 1 апреля
09:00
На Дальнем Востоке стартует конкурс природоохранной журналистики "Живая тайга"
09:00
Руководитель одной из компаний Приморья скрыл более 25 млн рублей налогов
08:26
Дальний Восток 1 апреля. Окончание американской интервенции на Дальнем Востоке
07:00
Крупнейшая авиакомпания Китая начала летать во Владивосток
06:53
Выпустили кракена: "Адмирал" победил "Трактор" и снова повел в серии
31 марта, 23:06
Авито планирует инвестировать 12 млрд рублей для внедрения GenAI
31 марта, 22:20
Во Владивостоке возбуждено уголовное дело после стрельбы из автомобиля BMW
31 марта, 21:04
Мигрантам в Приморье дали месяц на легализацию: что нужно знать
31 марта, 20:30
Дороги Приморья к пунктам пропуска предложили передать в федеральную собственность
31 марта, 19:50
Вместо Китая — музей и прогулки: как застрявшие в Приморье дети проводят будни
31 марта, 19:30
В Приморье смонтирован первый пролёт моста через реку Шкотовка
31 марта, 19:09

Сибирский кадетский корпус: жизнь на Русском острове

История пребывания военных училищ на Русском острове изобилует драматическими событиями
Вид на Подножье и Канал, 1918-1919 гг Из открытых источников
Вид на Подножье и Канал, 1918-1919 гг
Фото: Из открытых источников
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Во время гражданской войны в 1918—1922 гг. Русский остров стал центром военного образования на Дальнем Востоке. В 1918 г. на острове была создана Учебная инструкторская школа, юнкера которой впоследствии прославились подавлением Гайдовского восстания во Владивостоке. В 1919 г. на Русский из Омска прибыл Сибирский кадетский корпус, в 1920 г. — Хабаровский кадетский корпус им. Муравьёва-Амурского. В 1921 г. здесь было создано Владивостокское Корниловское военное училище. 

История пребывания военных училищ на Русском острове изобилует драматическими событиями. О жизни кадетов Сибирского кадетского корпуса в 1919—1922 гг. рассказывает историк, ведущий проекта "Объяснения" Владивостокской библиотечной системы Сергей Корнилов. 

Предыстория

Сибирский кадетский корпус был основан в 1813 г. в Омске, как Войсковое Казачье училище. Впоследствии училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус, который несколько раз менял название. В 1917 г. Временное правительство преобразовало корпус в 1-ю Сибирскую военную гимназию, но в 1918 г. адмирал Колчак вернул Сибирскому кадетскому корпусу прежнее имя. 

Из открытых источников

Здание Сибирского кадетского корпуса в Омске. Фото: Из открытых источников

С приходом к власти Колчака, военная гимназия была переименована в 1-й Сибирский Кадетский Корпус, которому была возвращена его прежняя организация и структура. Занятия в корпусе шли в штатном режиме до лета 1919 года, но затем положение на фронте заставило опасаться за судьбу Омска и Колчак приказал эвакуировать корпус во Владивосток. 

Из открытых источников

Построение кадетов СКК. Фото: Из открытых источников

На Русском острове

Сибирский кадетский корпус покинул Омск 30 августа 1919 г. и ровно через месяц, 30 сентября, прибыл во Владивосток. С собой удалось взять лишь самое необходимое, так как в эшелоне, где ехали кадеты, им предоставили ограниченное количество вагонов. С горечью простились кадеты с родным гнездом, где больше 100 лет росли и воспитывались их отцы и деды. От корпуса до вокзала прошли в строю, сопровождаемые родственниками и горожанами. Погрузка происходила на воинской платформе, где был отслужен напутственный молебен. 

Из открытых источников

Нарукавный шеврон Сибирского кадетского корпуса. Фото: Из открытых источников

Быстрому продвижению по Забайкалью способствовали распоряжения атамана Семенова, к которому обратился с просьбой директор корпуса генерал Нарбут. В Чите атаман Семенов произвел корпусу смотр и предложил оставить его в городе, но директор отклонил это предложение во исполнение приказа адмирала Колчака.

Во Владивостоке корпус был размещен на Русском Острове, в 3-х верстах от пристани Подножье. Корпусу были отведены казармы и офицерские флигеля 9-й Сибирской стрелково-артиллерийской бригады в бухте Рында. 

Казармы 9-й бригады представляли собой 3-х этажные кирпичные здания, имевшие по четыре больших помещения на каждом этаже, но они оказались совершенно неприспособленными для учебного заведения. При помощи китайских и корейских рабочих удалось произвести необходимые работы и привести казармы в относительно приличный вид. Из крепостных складов удалось получить кровати, парты и другую мебель, а также и библиотеку и картины, когда-то украшавшие офицерские собрания и казармы. 

Из открытых источников

Пристань на Подножье. Фото: Из открытых источников

Какое-то время в корпусе на хозработах использовали труд бывших военнопленных немцев и мадьяр, но из-за общего развала властей, они объявили забастовку, требуя условий жизни одинаковых с кадетами. Пришлось их уволить, и кадеты взяли на себя все работы по обслуживанию корпуса. 

Плохо обстояло дело с продовольствием и обмундированием. Сибирские деньги быстро падали в цене и весь корпус жил впроголодь. Обмундирование удалось достать у англичан, и кадетам пришлось одеть форму английской пехоты, а позднее — румынской. Несмотря на все лишения, в начале октября 1919 года начались учебные занятия.

С осени 1919 г. положение стало усложняться. В ноябре произошло восстание генерала Гайды, для подавления которого с Русского острова были вызваны юнкера 1-го Артиллерийского Училища и Учебной инструкторской школы, а также гардемарины Морского Училища. Среди них были и кадеты Сибирского корпуса. Восстание закончилось арестом Гайды. 

31 января 1920 г. во Владивостоке была свергнута власть колчаковского генерала Розанов и образовалось левое правительство под названием Приморская областная земская управа во главе с эсером А. С. Медведевым. После этого пришло известие об убийстве адмирала Колчака и это окончательно разрушило надежды кадетов на восстановление порядка и национальной власти. 

Положение корпуса еще более ухудшилось. В середине февраля 1920 г. большевики оцепили расположение корпуса и потребовали сдачи оружия, которое в корпусе имелось в незначительном количестве. Ввиду бесполезности сопротивления, оружие было сдано, чтобы избежать кровопролития. В корпусе появилась делегация от новой власти, которая собрала кадетов и уговаривала присягнуть новому строю, восхваляя новые порядки и ругая старые. Делегация встретила со стороны кадет враждебное молчание и ретировалась. 

После прихода к власти красных, многие кадеты бежали, нелегальными путями пробирались в Читу и вступали в части атамана Семенова. Оставшиеся пребывали в незавидном положении. Доставать продовольствие и обмундирование становилось все труднее, и директору корпуса, генерал-майору Нарбуту, приходилось изыскивать любые способы, чтобы прокормить корпус. Делались попытки обращаться в японское и французское консульства, но в помощи было отказано. 

Из открытых источников

Караул со знаменем Сибирского кадетского корпуса. Фото: Из открытых источников

После японского переворота в апреле 1920 г. положение стало немного легче, но затем, после образования ДВР, японцы заключили с красными перемирие и потребовали, чтобы его соблюдали и белые. Осенью остатки белых ушли из Забайкалья в Маньчжурию и кадеты, служившие у Семенова, стали возвращаться в корпус. 

В январе 1921 года власти ДВР потребовали ликвидировать корпус, как остаток старого режима. Областное правительство передало корпус из военного ведомства в отдел народного образования. Это привело к тому, что корпус перестал получать финансирование и был вынужден голодать и мерзнуть. С 1 апреля корпус должен был перейти в руки новой власти, т.е под руководство большевиков и эсеров, но Меркуловский переворот в мае 1921 года помешал этому совершиться.

26 мая 1921 г. красная власть была свергнута и во Владивостоке было создано буржуазно-демократическое правительство во главе с братьями Меркуловыми. Командующим войсками стал бывший колчаковский генерал Вержбицкий, при котором занятия в Сибирском кадетском корпусе были возобновлены. Учебный 1921/22 год прошел сравнительно нормально, и ряды кадетов пополнились молодёжью из Владивостока.

Весной 1922 г. окончившие корпус кадеты частью поступили в Корниловское военное училище, а другие ушли служить в армию и на флот. Бывшие кадеты также участвовали в походе армии генерала Молчанова на ДВР, когда был занят Хабаровск, но весной 1922 года им пришлось снова отступить в Приморье.

В июне 1922 г. во Владивостоке пришло к власти последнее белое правительство под руководством генерал-лейтенанта Дитерихса, которое пыталось навести порядок в крае и организовать оборону, но эвакуация японских частей, которые за спиной белых договорились о сдаче Владивостока, привело к занятию города и края войсками НРА ДВР.

Эвакуация Сибирского корпуса из России

В октябре 1922 г. началась подготовка к эвакуации корпуса из Владивостока.

Генерал-майор Руссет, который сменил Нарбута на посту директора корпуса, обратился к Дитерихсу с просьбой оказать содействие в эвакуации, но Дитерихс отказал, ссылаясь на то, что у Сибирской флотилии не хватает судов. 

Тогда Руссет обратился к командующему флотилией контр-адмиралу Старку с просьбой перебросить кадетов хотя бы в Посьет, откуда они могли бы уйти в Китай. Старк согласился взять корпус, передав Руссету на дорожные расходы 1000 иен. 

Ввиду трудностей предстоящего пути, было решено взять с собой только средних и старших кадет, а тех, кто имел во Владивостоке родителей, передали семьям. 

24 октября 1922 года корпус был построен на плацу. Был отслужен напутственный молебен, по окончании которого, 1-я рота взяла винтовки на плечо, оркестр заиграл кадетский марш "Старые друзья" и корпус направился на Подножье, где находилась пристань. Там выяснилось, что посадка на суда отложена до следующего утра и корпусу пришлось провести ночь под открытым небом. Ночью прошел небольшой дождь. 

Из открытых источников

Оркестр Сибирского кадетского корпуса. Фото: Из открытых источников

25 октября 1922 г. в 8 утра началась посадка на суда. Младшие были посажены на транспорт "Защитник", а старшие на канонерскую лодку "Диомид" и небольшой пароход "Фарватер". В 11 утра корабли покинули бухту Новик. При отходе флотилии кадетский оркестр играл гимн "Боже царя храни".

Ночью пришли в бухту Посьет. Здесь кадетам было приказано сдать оружие, которое было погружено на баржу и затоплено. Утром 27 октября эскадра снялась с якоря и пошла в Корею, сопровождаемая бурной погодой и снегом. Суда потеряли друг друга из вида и только 31 октября встретились в корейском порту Гензан. 

В Гензане Старк разместил сибирских кадет малыми группами по другим кораблям флотилии. Это дало возможность разместиться не на палубах, а в более теплых и сухих внутренних помещениях. Кадеты были размещены на канонерских лодках "Байкал" и "Илья Муромец", крейсере "Лейтенант Дыдымов", на тральщиках "Парис" и "Аякс" и на посыльных судах. 

В Гензане флотилия стояла почти месяц, до 29 ноября. С кораблей сошли больные и раненые, а также семьи военных и чиновников. Покинув Гензан, флотилия через три дня пришла в Фузан на юге Кореи, где простояли 5 дней.

2 декабря флотилия снова вышла в море и взяла направление на Шанхай, через Китайское море, где корабли попали в шторм. 

Борьба с разбушевавшейся стихией продолжалась двое суток, и кадетам пришлось бороться для спасения кораблей наравне с матросами. На "Диомиде", в разгар бури, в кочегарке закончился уголь, а запасный был в трюме, куда было опасно спускаться. Остановка машин грозила кораблю гибелью. Положение спасли 10 кадетов, которые вместе с двумя матросами, наладили переноску угля ведрами и не позволили машинам остановиться. На другом корабле вода протекла в кочегарку, затопив топку и остановив машину. Кадеты вместе с командой работали всю ночь, вычерпывая воду ведрами и отстояли судно. 

18 декабря потрепанные корабли собрались на рейде Шанхая — все, кроме "Лейтенанта Дыдымова". После нескольких дней ожидания стало ясно, что корабль погиб, причем, подробностей выяснить не удалось, т. к. никто не спасся. Даже остатков судна не было найдено. На "Лейтенанте Дыдымове" погибли 14 сибирских кадет. Вот их список: 

Гудим Константин,  Доброхотов Сергей, Максимович Георгий, Семенников Николай, Оссовский Лев, Суслов Николай, Конаржевский Глеб, Петухов Алексей, Лаврищев Александр, Поляков Алексей, Филатьев Валентин, Халютин Максимилиан, Лиоранцевич Яков, Пучковский Всеволод. 

Спустя некоторое время, китайские власти выдали разрешение кадетам сойти на берег. При содействии благотворительного комитета, который организовали русские жители Шанхая, в городе был арендован большой особняк, где разместились Сибирский и Хабаровский кадетские корпуса, эвакуированные с Русского острова. Вскоре к ним присоединилась еще одна группа кадет, из оставленных на Русском Острове.

На маленьком плоту…

Когда стало известно, что младших кадет не возьмут и оставят на Русском острове, 13 мальчишек 1-го и 2-го классов решили пробраться на суда самостоятельно. Они выбрали самого бойкого из своих рядов, Жору Мархинина, и послали его в город в качестве "лазутчика", чтобы он договорился с кем-нибудь из капитанов взять их с собой. 

Из открытых источников

Кадеты Сибирского кадетского корпуса на Русском острове, 1919. Фото: Из открытых источников

Жора выбрался в порт, нашел знакомого ему полковника Муганцева, который был назначен комендантом судна для раненых и больных, и уговорил его принять на борт группу кадетов. "Лазутчик" вернулся на остров и сообщил товарищам радостную весть. Оставалось всем вместе добраться до Владивостока. Сложность заключалась в том, что рейсовый катер "Стрелок" перестал ходить в город. Накануне, 24 октября, кадеты нашли старый баркас и спрятали в скалах, недалеко от Подножья. 

25 октября 1922 г., когда Сибирский корпус садился на суда, 13 маленьких беглецов бросилась к баркасу, но увы! Кто-то нашел его и забрал. Они сели на берегу и загрустили. И вдруг из-за мыса вышел плот с двумя китайцами, которые перевозили арбузы. Ребята стали звать китайцев к берегу, знаками показывая, что хотят купить у них арбуз и, когда те причалили, отобрали у них плот. Завладев плавательным средством, они погнали его через Новик к каналу. В это время поднялся сильный ветер, весло сломалось и волны стали гнать плот в открытое море. Плот вынесло в Амурский залив и понесло к югу. 

Три дня и три ночи плот несло все дальше и дальше на юг, в Японское море. Холодный ветер и брызги волн пронизывали юных мореплавателей до костей, одежда промокла и гибель грозила им каждую минуту. Ни воды, ни еды у них не было — спасали только арбузы. Ребята не знали, где они находятся и куда их несет. Впрочем, уныния не было. Как вспоминали они позже — все мысли сосредоточились на том, чтобы волны никого не смыли в море. Спали они, прижавшись друг к другу.

В конце концов, им повезло и через трое суток они увидели пароход. Мальчишки из последних сил стали кричать и махать одеждой. Их заметили, спустили лодки и спасли. Пароход оказался японским торговым судном, команда которого обогрела и накормила мореплавателей, а затем доставила в ближайший порт, на попечение японских властей. Через несколько дней их отвезли в порт Дайрен (бывший Дальний, ныне Далянь), где русских пацанов разобрали по домам богатые японцы. Один из них, Валя Андреев, попал к директору местного отделения Токийского банка, а вождь мореплавателей, Георгий (Жора) Мархинин — к буддийскому священнику. Через некоторое время их вновь собрали и перевезли в Мукден, где находились ушедшие из Приморья белые части. 

В Мукдене они попали под опеку того самого полковника Муганцева, который должен был вывезти их из Владивостока — тот выяснил местонахождение Сибирского корпуса и отправил их в Шанхай. В корпусе их встретили восторженно и они стали героями дня, но не только среди однокашников. Про их приключения написали все русскоязычные, и не только, шанхайские газеты, которые восхищались русскими кадетами, их стойкости, сплочённости и воле. 

Так счастливо закончилась одиссея маленьких кадет Сибирского корпуса. 

Вот список кадетов, участников этой одиссеи:  

1. Андреев Валентин.

2. Красносельский Б. 

3. Лукашевич Николай 

4. Луполов 1-й Анатолий

5. Луполов 2-й 

6. Мархинин Георгий 

7. Мащевский А. 

8. Фатеев А.

9. Фатеев С. 

10.Шулепов Владимир 

11.Шулепов Николай 

12.Шулепов Илья.

13.Фамилия не сохранилась.  

223721
43
37

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии