Минувший зимний сезон оказался для "Торгового порта Посьет" в Приморском крае своего рода "моментом истины": инвестиционная программа стоимостью более 1 млрд рублей, направленная на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, дала серьезный синергетический эффект. Для того, чтобы изучить опыт специализированного угольного терминала по борьбе с угольной пылью — настоящим "бичом" как для самих стивидоров, так и для жителей близлежащих населенных пунктов — корреспонденты ИА PrimaMedia направились в порт, где его управляющий директор Владимир Рогов рассказал и продемонстрировал, как "Торговый порт Посьет" смог победить пыль.
"Эффект от системной работы"
— У нас за прошедший зимний период не было ни одной жалобы от жителей поселка. А ведь зима была очень сложная, снега практически не было, а ветра — как обычно, крепкие, — говорит Владимир Рогов. — Что же произошло? Дело в том, что мы реализовали практически все наши ранее запланированные проекты, направленные на защиту окружающей среды от негативного воздействия промышленного предприятия.
И второе: мы по-другому начали относиться к производству. Иными словами, работники предприятия осознали, что от того, как мы работаем, зависит то, как мы живем. И вот когда эти две вещи сложились, получился нужный эффект.

Владимир Рогов. Фото: ИА PrimaMedia
Разговор о природоохранных мероприятиях в порту мы ведем непосредственно на территории предприятия. Владимир Рогов сразу отмечает, что процесс разработки и внедрения природоохранных мероприятий — не одномоментный, занял около 10 лет, и его действительно заметные результаты стали видны только сейчас.
— В 2015-2016 годах стивидорные компании понимали, что нужно осознанно и с должным вниманием относиться к минимизации воздействия на окружающую среду. Но как это сделать, что для этого нужно — каких-то единых рекомендаций на тот момент не было. Например, многие коллеги по отрасли стали ставить защитные экраны, притом как их ставить, где и зачем — по большому счету, никто не знал. Или снеговые пушки. Конечно, давайте купим, поставим, а будут они работать на главную цель или нет — посмотрим. Вон соседний порт купил-поставил — наверное, и нам надо. Так примерно все рассуждали.
— Государство, помниться, методологическую помощь оказывало — в виде перечня наилучших доступных технологий (НДТ)...
— Да, НДТ были разработаны и утверждены. И разработаны они были как раз на основе практического опыта морских портов, которые первоначально просто внедряли какие-либо технологии и уже на своём опыте определяли их эффективность. В настоящее время перечень включает девять технологий, все они применяются в порту. Но до начала применения необходимо преодолеть весь путь от разработки проекта и прохождения экспертиз до приобретения технологии и оборудования, либо строительства и ввода в эксплуатацию.
К концу 2024 года "Торговый порт Посьет" завершил большое число этих проектов и увидел эффект от проделанной системной работы.
Вы сами, кстати, можете это увидеть. Вот, например, твердое покрытие на причале. Еще пару лет назад без специальной обуви здесь было не пройти, а уборка причала от просыпей угля у докеров считалась наказанием.
Сегодня здесь — железобетонные аэродромные плиты, все в один уровень. Убрать такой причал от мусора и угольной пыли — дело минутное. Уборочная вакуумная машина, щеточная машина, мини-погрузчики — результат видите сами.

Стена между складом и причалом. Фото: ИА PrimaMedia
— Действительно, специальная обувь здесь больше не нужна.
— Далее — отделили причал от грузового склада сплошной стеной, высота — 4,4 метра. Теперь уголь со склада на причал не может просыпаться.
И эти два мероприятия практически полностью исключили попадание угля в воду. И еще момент: на бортах судов, которые стоят под погрузкой, навешаны защитные пологи — эта мера является частью технологического цикла и применяется для того, чтобы просыпи угля не попадали в воду. А с причала их убрать, как я уже говорил, теперь легко и быстро.
— С боков угольный склад действительно закрыт, а вот сверху, понятное дело, нет. И что с этим делать?
— Очень просто: зимой — снегогенераторы, в остальные сезоны — орошение водой, что сейчас на ваших глазах и происходит.
У нас сегодня в парке восемь единиц снегогенераторов, из них шесть стационарные и два — мобильные, можно поставить в любой точке склада или причала. Склад у нас небольшой, поэтому "укрыть" его зимой — такой технике вполне по силам.

Водоорошение на угольном складе. Фото: ИА PrimaMedia
Что касается орошения водой, то ранее мы ввели в строй спринклерную систему. Эффективное решение для борьбы с пылением в рабочей зоне, я бы сказал на все 110%.
Первоначально ставили спринклеры только с одной стороны грузового склада, в прошлом году начали устанавливать такое же оборудование между складом и причалом, в этом году весь склад по периметру будет обнесен спринклерами.

Работа спринклерной системы. Фото: ИА PrimaMedia
— А сколько человек работает на этих установках?
— Все спринклеры работают в автоматическом режиме, а специальное программное обеспечение, установленное на центральном посте управления, включает их в зависимости от того, где лежит штабель угля, где находится техника и где идет работа.
Вот прямо сейчас видим: один спринклер включился, другой выключился. Программа управляет процессом, ведь постоянно поливать уголь тоже нельзя, он в жидкую кашу превратится. Работает определенный алгоритм. Как видите, эффект есть, пыли — нет.

Угольный склад со спринклерной системой. Фото: ИА PrimaMedia
— А что с экранами? Вижу, что они установлены, и их несколько на отдельных участках. Это тоже какая-то система?
— Да, конечно, местоположение экранов строго просчитано. Буквально в январе завершили их установку. Казалось бы, действительно, сплошной стены нет, но розу ветров непосредственно на территории порта они изменили кардинально. Раньше на некоторых участках в сильный ветер просто устоять бывало сложно, а теперь таких мест в порту просто не осталось.

Участок пылеветрозащитных экранов. Фото: ИА PrimaMedia
— В соцсетях такие меры регулярно называют малоэффективными. Что вы думаете по этому поводу?
— К критике той или иной технологии, в том числе и из тех, которые мы сами применяем, я отношусь спокойно. Потому что каждая из них в отдельности — это, конечно же, не панацея. Но если применять их в комплексе и в связке друг с другом, эффект получается, что называется, синергетический.
И кроме внедрения каких-то новшеств, нужно не забывать о своевременном ремонте и модернизации имеющихся мощностей и оборудования, связанного как раз с природоохранными аспектами. Вот, например, в прошлом году мы завершили капитальный ремонт системы аспирации здания вагоноопрокидывателей. Очень важная для защиты воздуха система, поскольку опрокинуть вагон с углем без пыли, сами понимаете, невозможно. Но "перехватить" запыленный воздух и как следует очистить его перед выпуском наружу — вполне возможно. Причем пыль осаждается и потом возвращается в уголь, то есть так еще и потери при транспортировке груза сокращаем.
Или возьмем наш проект по замкнутому циклу использования воды, который мы также завершаем в этом году: собираем воду с территории порта с помощью водосборных лотков, очищаем и используем в тех же спринклерах. Система установлена, ждем дождей, чтобы проверить ее и после тестирования запустить.

Строительные работы в порту. Фото: ИА PrimaMedia
— По территории порта, кстати, видно, что ведется много строительных работ. Что еще планируете завершить в нынешнем году?
— Это, прежде всего, замена твердого покрытия всех технологических проездов. Раньше проезды были покрыты спрессованной скальной породой, что тоже является твердым покрытием. Но мы приобретаем новую технику, для нее нужно более качественное покрытие. Кроме того, наш причал наглядно показал, насколько бетонные плиты лучше в части уборки и борьбы с пылью.

Твердое покрытие технологических проездов. Фото: ИА PrimaMedia
— Обратили внимание, что на территории порта очень часто встречаются знаки ограничения скорости. Чем это вызвано?
— Это, по сути, тоже часть нашей системы. Установили скоростной режим для всего транспорта в 5 км/ч, всё строго. Главная цель та же — чтобы меньше пылить.

Знак ограничения скорости на территории порта. Фото: ИА PrimaMedia
"Внимание к сотрудникам — это необходимость"
После экскурсии возвращаемся в директорский кабинет и уже здесь продолжаем разговор о второй важнейшей составляющей эффективной природоохранной политики — сотрудниках и их отношении к ценностям предприятия.
— Надо понимать, у вас в основном работают жители Посьета?
— У нас работают, помимо жителей Посьета, и жители Краскино, Гвоздево, Зарубино. Сейчас даже из Славянки к нам работники ежедневно ездят.
— За свой счет, получается?
— Нет, не за свой. Мы помогаем людям приехать и на работу, и потом уехать домой. Каждое утро и каждый вечер у нас по близлежащим населенным пунктам курсирует автобус, собирает работников на смену, а потом развозит по домам. Если сотрудник не из ближайшего поселка, то у нас действует программа компенсации стоимости проезда на работу и обратно.
Горячее питание и в дневную, и в ночную смены у нас организовано. Привлеченным иногородним специалистам помогаем со съемом жилья.
— Накладно для порта?
— Это — необходимость. Порт — удаленный, самый южный и в Приморье, и в России в целом. Дальше по берегу — только Хасан и граница с двумя нашими государствами-соседями. Объективно, у нас, как и многих, есть сложности с персоналом. Местных сотрудников просто не хватает.
— А какова структура кадрового дефицита? Кого больше не хватает?
— В первую очередь не хватает специалистов рабочих профессий — слесарей, докеров. В общем, сотрудников прикладных профессий, тех, кто работает руками.
Эта проблема возникла не вчера. Среднее профессиональное образование у нас долгое время было не популярным у молодых людей, и теперь мы пожинаем результаты такого перекоса. Вторая причина кадрового голода — это СВО. И в ходе частичной мобилизации, и контрактной кампании именно рабочие оказались особенно востребованы.
— Сегодня многие промышленные предприятия для решения кадровых вопросов начинают напрямую взаимодействовать с учреждениями среднего профобразования. Вы о таком не задумывались?
— Мы уже начали взаимодействовать с учебными учреждениями, дающими среднее профессиональное образование. Активно рассказываем будущим специалистам о том, как можно пройти практику в порту и в дальнейшем построить здесь свою трудовую деятельность. Специалисты отдела по работе с персоналом регулярно принимают участие в карьерных форумах и проводят встречи со студентами, подробно рассказывают о специфике порта и нашем социальном пакете.
Если говорить о том, чем наш порт может быть интересен будущим специалистам, я бы отметил большой набор оборудования, работающего на электрических, гидравлических приводах.
В порту — а ему, напомню, 53 года — есть оборудование, которое является ровесником предприятия и до сих пор в строю — это, например, портальные краны. Вместе с тем порт постоянно обновляет и модернизирует свой парк техники, приобретая современные агрегаты и оборудование.

Причал. Фото: ИА PrimaMedia
Так что в одном месте можно изучить и освоить действительно очень широкую номенклатуру портового оборудования, что, безусловно, поможет повысить квалификацию, стать отправной точкой в построении карьеры.

Стакер-реклаймер. Фото: ИА PrimaMedia
"Просто навели порядок"
— Владимир Николаевич, в начале нашего разговора вы сказали, что к вашим сотрудникам "пришло понимание — как они работают, так они и живут". Можете поподробнее раскрыть эту мысль?
— Всё просто. Раньше сотрудник — житель Посьета — считал, что его работа в порту — это одно, а жизнь дома, домашний быт — это другое. Как будто два разных человека.
Поясню в деталях. Согласно правилам выполнения работ при погрузке угля в трюм судна, нужно грейфером захватить груз со склада, поднять на высоту не более полуметра, дождаться, пока остатки угля "стекут" с грейфера обратно на склад, далее на минимально безопасной высоте перенести грейфер с грузом к трюму судна, опустить грейфер на высоту не более полуметра над конусом груза в трюме, раскрыть грейфер, дождаться полного высыпания груза, закрыть грейфер и т.д. Это длительная сложная операция, необходимая для недопущения образования пыли при погрузке. У докеров же — сдельная оплата труда, то есть чем больше погрузил, тем больше заработал. И ждать некогда, пока остатки груза "перетекут" на склад, да еще и минимальную высоту надо выдерживать…
А вечером тот же докер приходил домой, а подоконник — чёрный. "Кто напылил? Опять порт, а я тут как бы ни при чём…"
Сегодня появилось понимание, что то, как ты живёшь, в первую очередь зависит от тебя самого. Да, соблюдать все технологические правила — прямо увязанные с защитой окружающей среды — может быть, сложнее. И производственные показатели при соблюдении всех этих правил могут "пострадать", скорректироваться в меньшую сторону. Но угольной пыли в воздухе Посьета, а значит и угольной пыли на твоем подоконнике не будет.
— Очень простая, казалось бы, история. Однако все-таки очень интересно, как именно такое осознание пришло к вашим сотрудникам? Проводили разъяснительную работу?
— Знаете, я впервые пришел на должность руководителя "Торгового порта Посьет" в 2019 году. Потом, поработав некоторое время в другом порту, вернулся в Посьет в 2023 году.
Красивейший поселок, великолепная природа, море. Но когда ты видишь горы бытового мусора — а в Хасанском округе это пока еще серьезная проблема — как-то не по себе становится. Конечно, если ты к такому привык, то вроде и ничего страшного… В общем, в 2023 году я организовал субботник не только в порту, но и в поселке. Убрали мусор, прочистили ливнёвки, покрасили скамейки, клумбы, обновили спортивные площадки. Навели порядок.
Оказывается, так можно было. И вот эта простая мысль о том, что место, где ты живешь, прямо зависит от того, что ты делаешь, наверное, как-то закрепилась. В том числе — у работников нашего предприятия.
Справка: АО "Торговый порт Посьет" входит в транспортный дивизион Группы "Мечел" под управлением ООО "УК Мечел-Транс". Является градообразующим предприятием для поселка Посьет Хасанского муниципального округа Приморского края.

АО "Торговый порт Посьет". Фото: ИА PrimaMedia
Предприятие обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате реализуемого в последние годы масштабного проекта модернизации порт Посьет переоборудован в специализированный комплекс по перевалке угля с переводом основных перегрузочных операций в защищенный от пыления режим.
Мощности порта позволяют переваливать до 9 млн тонн грузов в год.
В настоящее время производственные процессы в порту автоматизированы и управляются с центрального поста управления. Выгрузка вагонов осуществляется в закрытом здании при помощи вагоноопрокидывателей, оснащенных мощными системами аспирации, что исключает поступление угольной пыли в окружающую среду. Подача угля от места выгрузки на складские площадки производится с помощью конвейерных линий, расположенных в закрытых галереях. Пересыпка угля между конвейерными линиями производится в крытых пересыпных станциях. Формирование штабелей угля осуществляется специализированной техникой — стакерами-реклаймерами, оборудованными несколькими уровнями системы пылеподавления.