Российское кино сегодня переживает период активного роста. Расширяется география съемок, и налаживается сотрудничество с дружественными странами, что открывает новые горизонты для нашего кинематографа. Дальний Восток имеет все шансы стать одним из центров международного сотрудничества и культурного взаимодействия. Корр. ИА PrimaMedia встретилась с приморским режиссером Кристиной Тихоновой и выяснила, какие перспективы могут быть у местной киноиндустрии, и как фильм из Приморья попал на фестиваль в Великобританию.
— Расскажите, как решили стать режиссером. Что больше всего привлекает в этой профессии?
— По образованию я дирижер хора и музыковед. Почти 11 лет проработала в Мариинском театре в качестве артистки хора, начиная с момента его открытия во Владивостоке. Однако, когда началась пандемия, и нас закрыли дома, я осознала, что хочу большего, чем просто пение на сцене. Тогда я решила расширить горизонты и знакомить людей с разнообразными талантами нашего города. Понимая, что во Владивостоке нет обучения для режиссеров, я начала искать возможности онлайн-образования. Нашла курсы по режиссуре и прошла их. За полгода обучения сняла свой первый короткометражный фильм "Свет" (6+), который стал участником международных конкурсов в Казани и других городах. Это была моя студенческая работа, поэтому возникли серьезные проблемы со звуком — я сначала сняла фильм, а затем узнала, что звук является ключевым элементом… Но все равно очень люблю его. Он мне дорог, и я мечтаю его переозвучить.
— Почему дорог?
— Я посвятила его своей свекрови, которая, к сожалению, ушла из жизни от рака. В центре сюжета — девушка, узнающая о своей болезни на четвертой стадии, и ее путь принятия. Мне удалось договориться с кинотеатром "Океан" и сделать там премьерный показ фильма. Я была приятно удивлена, когда пришли незнакомые мне люди, чтобы увидеть его. Зал был полон, а все билеты раскуплены. Это было невероятно трогательно: люди плакали и подходили ко мне, благодарили за фильм. Для меня это было очень важно.
Я также записала саундтрек к этой работе — песню Юрия Шевчука "Вороны", которую он написал после смерти жены от рака. Я очень хотела исполнить ее и написала Юрию Юлиановичу с просьбой разрешить мне сделать это. Он не отвечал, но я не сдавалась. В итоге, после нескольких попыток, его директор сообщил мне, что Юрий согласен. Я была в восторге! Заказала оркестровку и собрала своих друзей. Как дирижер по профессии, я сама провела репетиции и записала эту песню. Эта история подтолкнула меня к мысли о том, что я хочу продолжать заниматься кино.
Первый фильм мы сняли вдвоем с оператором — Денисом Дьяченко. Я просто написала: кто хочет присоединиться ко мне? И совершенно незнакомый человек откликнулся. Мы быстро нашли общий язык, мне очень понравилось, как он снял материал. Конечно, в фильме есть недочеты, которые сейчас я бы уже не допустила, но все равно очень люблю его. Критика в местном киносообществе все-таки довольно жесткая.
— Вы тогда впервые столкнулись с критикой?
— Это произошло после второго фильма, когда мне пришла идея для следующего проекта. Я просто пылесосила, и вдруг в голову пришла концепция: что будет, если после ядерной войны и эпидемии на Земле останутся только дети? Эти дети собираются в группу, чтобы отметить свой первый Новый год без взрослых. Фильм так и называется — "Первый Новый год" (6+). На этот раз у меня уже была команда, так как нужно было создать атмосферу квартиры после апокалипсиса. Огромное спасибо галерее "Порт Арт" за возможность снимать там — мы превратили пространство в убежище, где дети отмечают свой первый Новый год. В этом постапокалиптическом мире мы работали среди разрушенных и заброшенных зданий.
В процессе съемок у нас возникли творческие разногласия с человеком, который занимался светом. Он пытался указать мне, как снимать, но для режиссера это неприемлемо. Режиссер — это тот, кто принимает окончательные решения, и если ты поддашься давлению, ты перестаешь быть режиссером. В итоге наша работа превратилась в настоящую борьбу. Но сейчас мы общаемся нормально. К сожалению, в киносообществе начались разговоры о том, что я — плохой режиссер. Люди, которые меня не знали и видели только мой первый фильм, начали говорить, что я никто, и все, что я делаю, — полное безобразие. Я читала эти комментарии и думала: ребята, а что вы сами сделали, чтобы так говорить? Даже, если с профессиональной точки зрения мой фильм не идеален, но он трогает людей, значит, он хороший. Я придерживаюсь мнения, что важно не только качество картинки, но и эмоции, которые работа вызывает.

Кристина Тихонова. Фото: предоставлено Кристиной Тихоновой
— Бывает такое, что на один фильм ставят несколько режиссеров?
— Это невозможно, потому что у каждого из них есть свое видение. Режиссер работает один, хотя есть помощники, такие как режиссер-постановщик и режиссер массовых сцен. Режиссер отвечает за визуальную составляющую и может вносить изменения даже в согласованные на этапе предпродакшена детали, например, в костюмы.
— Сколько времени заняла съемка второго фильма?
— Мы снимали два дня: первый — в заброшенной военной части. Иногда туда приезжали военные, и мы делали вид, что просто прогуливаемся. Второй — в галерее "Порт Арт". У нас было 12 детей, хотя я изначально хотела 13, как апостолов. Но один ребенок не смог прийти, и это стало для меня символичным — словно Христа не хватало. Я обожаю метафоры и отсылки в кино. Считаю, что без них фильмы теряют глубину. Мне важно, чтобы зрители не просто развлекались, а задумывались о смысле.
— Какие у вас любимые фильмы?
— Это фильм "Господин Никто" (18+) с Джаредом Лето. Я смотрела его больше десяти раз и всегда нахожу что-то новое. Мой идеал — создать что-то подобное, о многовариантности судьбы и влиянии мелочей на жизнь, только на русском языке. Советую также "Капитан Волконогов бежал" (18+). Это, на мой взгляд, лучший современный российский фильм. Его запретили к показу, хотя он получил признание на Венецианском фестивале. Сюжет разворачивается в альтернативном Ленинграде 1938 года, а главную роль играет Юра Борисов. Картинка и костюмы просто великолепны — их шила моя любимая Надежда Васильева. Это потрясающее кино!
— Что думаете о Борисове?
— Фильм "Анора" (18+) мне не понравился, сразу скажу. Хотя у него много хвалебных отзывов. Кино — это субъективное искусство, и каждый воспринимает его по-своему. Например, "Аватар" (12+) вызывает разные мнения: кто-то считает его шедевром, а кто-то — пустышкой. Лично я предпочитаю фильмы с глубоким смыслом, а "Анора" (18+) показался мне поверхностным.
Что касается актера, то в "Капитан Волконогов бежал" (18+) он сыграл потрясающе, и именно там я его заметила.
Но меня раздражает эта тенденция в русском кино: как только находят успешного актера, то его начинают снимать повсюду. Это было с Петровым, с Янковским, теперь с Борисовым… Мне не нравится такая практика — хочется разнообразия.

Мнение профессионалов о Юре Борисове, фильме Шона Бейкера и главной кинопремии года
— Есть ли у вас режиссер, на которого равняетесь?
— Мои любимые режиссеры — Андрей Тарковский, Кристофер Нолан и Алексей Балабанов. Я заимствую у них некоторые фишечки, которые подсознательно запоминаю и использую.
— Если актер плохо играет свою роль, то можно сказать, что это вина режиссера?
— Отчасти, да. Актер может не понимать задачу режиссера, а тот — не уметь ее грамотно донести. Режиссер видит картину в голове, но не может объяснить, как именно это должно выглядеть. Однако есть талантливые актеры, способные сами интерпретировать замысел. Если актер еще не совсем понимает, что от него хотят, могут возникнуть проблемы.
— Ну, просто он — не Юра Борисов…
— Да, Юра Борисов, безусловно, талантливый и трудолюбивый актер. Успех основывается на труде, независимо от таланта.

Режиссер-постановщик "Вечно живых" в театре ТОФ Станислав Мальцев — о театре, жизни, искусстве и пробуждении совести
— Чтобы снять фильм нужны ведь финансы. Как вы находили инвесторов?
— Первый фильм я сняла на свои деньги. Оператор согласился работать без оплаты, но в итоге я заплатила ему 20 тысяч рублей за огромный труд. Основные расходы составила аренда красного кабриолета для сцены, где героиня получает машину от молодого человека. Она обошлась около 7 тысяч рублей. Я также купила некоторые наряды. Часть вещей, правда, возвращала в магазин. В целом, команда работала ради идеи. Все вышло около 80 тысяч рублей.
Для второго фильма бюджет был значительно меньше — около 40 тысяч рублей. Мы снимали в одной локации, покупали немного одежды и кормили детей пирожными.
Третий фильм "Другой мир" (6+) мы сняли с помощью Центра содействия и реабилитации инвалидов "Благое дело" и команды TwinFox. Геннадий Викторович, главный директор этого центра, помог с финансированием, а остальные также работали бесплатно. Я старалась вдохновить людей идеей, и это позволило нам добиться успеха.
— Какой у вас опыт работы и с какими трудностями сталкивались за это время?
— Я начала карьеру режиссера в 2021 году, основные трудности связаны с финансами. Для качественной съемки необходимо оборудование и команда, которая, хоть и работает за идею, все равно должна получать оплату. Иногда возникают проблемы с коммуникацией, но, в целом, команда подбирается хорошо. Если нет общей волны, проще расстаться.
Я также работала реквизитором на полнометражном фильме "9 секунд" (12+). Это был напряженный опыт: смена длилась 12 часов, и иногда я оставалась одна на площадке, отвечая за все детали в кадре. Важно, чтобы команда была сплоченной и без недопонимания. Режиссура требует характера и уверенности. Многие молодые люди мечтают стать режиссерами, но без внутреннего стержня они не смогут добиться успеха. Люди чувствуют слабость и могут начать подковыривать.

Зрители, пришедшие 30 марта в Приморский драмтеатр имени М. Горького, увидели выступления 10-ти коллективов из разных уголков края
— А первый опыт работы был связан с той специальностью, на которую учились?
— Я работала педагогом. Разработала авторскую программу по раннему музыкальному развитию детей и вела занятия в различных центрах Владивостока, где меня многие знают. Работа с детьми — это невероятно энергозатратный процесс. В какой-то момент я осознала, что устала, хотя всегда любила и продолжаю любить детей. Именно поэтому мои фильмы о них: они всегда тянутся ко мне, и я умею находить с ними общий язык.
Многие спрашивают, как мне удается справляться с 13 детьми в одной комнате. Да, это непросто: когда они начинают баловаться, то словно испытывают тебя на прочность. Мне всегда нравилось быть строгой в такие моменты: когда они смотрят на тебя, проверяя, насколько можно обнаглеть. Также я работала в детских музыкальных школах и училищах. Однако через год я поняла, что работа со студентами — это не для меня.
— Сильно наглели?
— Это непросто. Мне было труднее со студентами, в музыкальное училище ведь часто приходят после девятого класса. Я сама поступила в 15 лет, и этот отрыв от родителей, особенно для тех, кто приезжает из других городов, может быть шокирующим. Многие не понимают, зачем они здесь, а ты должен их чему-то научить. Когда я поступала, нужно было сначала закончить музыкальную школу, а это семь лет обучения, потом сдавать вступительные экзамены. Во время моей работы студентов принимали без музыкального образования. Я вела теорию музыки и должна была за год объяснить то, что обычно изучается несколько лет.

Съемки фильма Кристины Тихоновой. Фото: предоставлено Кристиной Тихоновой
— А почему так сделали?
— Потому что не поступали люди. Тогда еще открыли классы звукооператоров и звукорежиссеров, и многие из них не имели музыкального образования. Я, как преподаватель, тратила много нервов, пытаясь донести материал. Это было сложно, и в итоге я поняла, что эта специальность не для меня. После этого мне еще год звонили студенты с просьбой вернуться. Затем, когда я заканчивала академию, открылся Приморский театр оперы и балета. Я прошла прослушивание, и меня взяли в хор, где я проработала почти 11 лет!
— А дирижером успели там поработать?
— Нет, там работают дирижеры из Москвы, и чтобы попасть в их команду, нужно быть поистине выдающимся, как минимум.
— Режиссером нужно родиться или все-таки можно стать?
— Я считаю, что талант — неотъемлемая часть профессии. Можно научиться ремеслу, но достичь высот без таланта невозможно. Например, можно освоить основы кинематографии и снять неплохие фильмы, но без той самой "божьей искры" результат будет невысок. Я уверена, что талант есть у каждого, но он проявляется по-разному: кто-то становится выдающимся поваром, а кто-то просто готовит вкусно. Так же и с режиссурой — это талант, позволяющий донести свою мысль до зрителя через художественные средства. К сожалению, не каждому удается его найти и раскрыть.
— Какие темы вам наиболее близки, и почему вы выбираете именно их для своих фильмов?
— Мне очень интересны социальные темы, и в своих фильмах я всегда поднимаю вопрос о добре. Не считаю это своей миссией, но это для меня важно. Например, в первом фильме главная героиня перед смертью завещает свои глаза ослепшей однокласснице, чтобы та могла увидеть своего ребенка. Это символ освобождения души и продолжения жизни. Во втором фильме я показываю, что человек может быть счастливым без войн и вражды. Третий фильм раскрывает эту тему еще глубже: по сценарию "Другого мира" (6+) кукла, символизирующая Бога, отрывает кусочки своего сердца и раздает их злым детям. Хотя мы не смогли реализовать это из-за нехватки времени, сама идея остается важной. Я надеюсь, что зрители, посмотрев мои фильмы, задумаются о себе и выберут свою добрую часть, особенно в сложные моменты.
— Существует легенда, что работодатели ждут молодого специалиста с 20-летнем опытом работы. Сталкивались ли вы с таким?
— Да, я слышала, что многие не берут на работу из-за отсутствия опыта, а получить его сложно. Я сама с таким не сталкивалась, поскольку в творческих специальностях все устроено иначе. После окончания учебы тебя охотно берут на работу, и причин для этого несколько. Во-первых, нехватка педагогов, ведь немногие стремятся стать учителями.
Во-вторых, чтобы получить высшее музыкальное образование, нужно учиться целых девять лет, не считая семи лет музыкальной школы! Когда мои одноклассники уже закончили университет, я все еще училась. Они спрашивали меня, на кого я учусь — на врача или космонавта? Удивлялись: почему так долго?
— Как родители отреагировали на ваше решение пойти в музыкальную сферу?
— Моя мама — педагог по фортепиано, и когда она спросила, хочу ли я в музыкальное училище, я ответила "да". Для меня это было не только обучение, но и возможность уехать в другой город и жить самостоятельно в 15 лет. Закончила училище с красным дипломом, потому что мне нравилось то, что я делала. Думала, что буду заниматься музыкой всю жизнь.
Если бы кто-то сказал, что я, проработав 11 лет в Мариинском театре, уйду в режиссуру и продюссирование, я бы только рассмеялась.
Работа в театре и кино очень отличается. Сейчас мне не хватает зала и аплодисментов при выходе на поклон. У нас были шикарные костюмы, которые шили специально для каждого. Это было потрясающе. В кино же процесс длительный: снял фильм, а его покажут только через год. Когда я смотрела премьеру своего фильма в "Океане", то испытывала смешанные чувства: радость от просмотра и критический взгляд на свои кадры. Кино позволяет пересматривать, а спектакли каждый раз новые — это тоже интересный момент.

Кристина Тихонова. Фото: предоставлено Кристиной Тихоновой
— В каком спектакле вам больше всего нравилось играть?
— Очень рекомендую "Царскую невесту" (12+), которая сейчас идет в Мариинском театре. Это невероятно красивый спектакль с уникальными костюмами. Постановка представляет альтернативную реальность и имеет захватывающий сюжет. Даже те, кто не любит оперу, могут изменить свое мнение.
— А что насчет заработной платы? В начале карьеры обычно она небольшая, поэтому молодые специалисты идут работать официантами и сразу получают высокую зарплату. Как это было у вас, и хватает ли ее на данный момент?
— Когда я только училась, мне помогали родители. После окончания училища мама предложила два варианта: работать учителем в Большом Камне, где у меня была квартира, или искать что-то самостоятельно. Я решила остаться во Владивостоке. В какой-то момент у меня было пять работ. Я поняла, что не смогу работать официанткой — это просто не мое. Вместо этого я пела в различных церквях: лютеранской, христианской, католической и даже армянской. Это были невероятно красивые песни. В театре платят больше, но там есть свои нюансы.
Когда я начала там работать, то поняла, почему говорят, что в театре не работают, а служат. Ты фактически не принадлежишь себе. Часто не знаешь своего расписания и когда у тебя репетиции. Тебе могут в десять вечера сообщить, что завтра репетиция в час. Это делает невозможным планирование своей жизни.
— Хорошо платили за пение в церкви?
— В праздники хорошо платили, особенно на Рождество — давали неплохие деньги и кормили на отлично. После службы тем, кто жил в общежитии, давали с собой еду.
— Ваш голос — это тоже талант? Или результат упорной работы?
— У меня музыкальная семья: мама — педагог по фортепиано с отличным слухом, а папа, царство ему небесное, мог играть на любом инструменте, не обучаясь. Они познакомились на дискотеке, когда он играл на гитаре. Слух, действительно, передается. У меня хороший голос, хотя он не оперный — камерный. Я не смогла бы самостоятельно заполнить зал, а в хоре мне очень нравилось петь. В этом такая мощь и искусство. Это определенно талант, который мне был дан.
— Если долго не практиковаться, то голос пропадет?
— Самая обидная вещь в том, что я занималась фортепиано с пяти лет и играла сложные фуги Баха и сонаты Бетховена, проводя за фортепиано по шесть часов в день! Но сейчас, когда сажусь за инструмент, не могу вспомнить ничего, кроме "Полонеза Огинского" из музыкальной школы. То же самое и с вокалом: во время отдыха во Вьетнаме я пела арию "Царицы ночи" (12+), и люди на балконе даже хлопали, но без практики все навыки быстро исчезают.
— Ваш фильм "Другой мир" (6+) будет показан на выставке в Великобритании. Поделитесь своими первыми эмоциями, когда узнали об этом. Как это было?
— Меня удивило, что мой фильм "Другой мир" (6+) прошел только на один российский фестиваль — инклюзивный "Незримое кино" (12+) И вот мне приходит письмо, что фильм будет показан на выставке начинающих кинематографистов в Великобритании! Я была в восторге, потому что не все фильмы принимаются туда, и это для меня значимое достижение. По итогу он получился немного детским и наивным. Возможно, именно эта теплота и душевность зацепили зрителей в Великобритании. Сложность также заключалась в том, что мы работали с детьми с особенностями развития. На последней сцене им было тяжело оставаться на месте и не смотреть в камеру. Тем не менее, ребята справились молодцом, несмотря на трудности с массовыми сценами и взаимодействием между персонажами.

Проект приморских авторов ломает стереотипы об инвалидности
— Сколько продлились съемки этого фильма?
— Мы снимали три дня, и одна из сцен проходила в Покровском парке. Все складывалось идеально.
— Как вы считаете, какая часть вашего образования пригодилась больше: теоретическая или практическая? Как можно улучшить систему образования, на ваш взгляд?
— Это интересный вопрос. Как я уже говорила, мое образование очень помогает мне. Например, дирижерское образование оказалось полезным при записи саундтрека. И, может быть, я училась на дирижера ради этого момента. Что касается музыковедческого образования, хотя оно тоже пригодилось, я иногда жалею о потраченном на него времени. В основном, это заключалось в чтении и переписывании книг, и сейчас я почти ничего не помню. Но мною была написана авторская программа, по которой я успешно обучала многие годы, и, может, когда-нибудь вернусь к ней.
Наше музыкальное образование, действительно, считается одним из лучших. Ключевая проблема — это подача материала. Дети приходят с другим подходом к обучению, а преподавание остается традиционным. Новые программы не разрабатываются. Возможно потому, что профессора заняты сложными темами, которые сейчас не актуальны. Но это только мое личное мнение.
— Сейчас вновь обретает популярность сериал "Реальные пацаны" (16+). С чем это может быть связано?
— Мне кажется, люди сейчас просто ищут что-то близкое и документальное. Без вылизанной картинки, а что-то по-настоящему родное.
— Как вы относитесь к тому, что в "Голливуде" активно привлекают темнокожих на, не совсем, подходящие роли?
— В "Голливуде", по моему мнению, иногда перебарщивают с разнообразием. Например, Белоснежка должна оставаться белоснежной, как задумал автор. Да, каждый может интерпретировать по-своему, но сложно представить ее иначе. Сейчас многие обсуждают "Гарри Поттера" (18+) из-за жесткого разделения по расам. Я пока не определилась с мнением, но мне не нравятся крайности. Важно, чтобы все было в меру.
— А выбор такой Белоснежки остается за режиссером?
— В "Голливуде" все решает продакшн. Студии делают упор на инклюзию и требуют, чтобы в фильме был темнокожий главный герой. Режиссер уже не может возразить, ведь именно студия финансирует проект. Кто платит, тот и заказывает музыку!
— Какие особенности есть у индустрии кино Дальнего Востока, на ваш взгляд?
— Да вот нет никакой киноиндустрии у нас.
— Ну как это? Вы же снимаете кино…
— Ой, ну это не киноиндустрия. Сейчас только начинают ее развивать. На собраниях постоянно говорят, что скоро все изменится: приедут съемочные группы, будут снимать фильмы. Но годы идут, а изменений немного.
У нас нет качественного кинообразования и специалистов, поэтому приезжают, в основном, команды из Москвы и Питера. Местные работники — самоучки, и они все друг друга знают.
Тем не менее, у нас начали проводить киносреды, где показывают работы местных режиссеров, и некоторые из них впечатляют. Все очень хотят изменений, и я верю, что они произойдут. Но пока ситуация остается сложной.
— Над чем вы работаете сейчас, какие планы на будущее?
— Мы написали грант на Инклюзивную Студию Социального кино, где люди с особенностями смогут реализовывать себя в креативной деятельности. Идея в том, чтобы они не только снимались, но и участвовали в создании декораций, реквизита и музыки. В моем новом фильме "Волшебная арфа" (6+) будет акцент на интуитивной музыке, которую я преподаю детям в "Благом деле": глюкофон, чакрофон и терменвокс. Эти инструменты не требуют особых навыков — на них легко играть, и музыка получается удивительной. Фильм расскажет о детях, стремящихся стать лучше. Главная мысль — все мы уникальны и ценны. Не буду раскрывать всех секретов, но уверена, что все получится!
— Какой совет можете дать молодым людям, которые хотят стать режиссером?
— Если у тебя есть желание что-то сказать миру, стоит попробовать. Возможно, ты поймешь, что на самом деле хочешь заниматься чем-то другим — рисовать, писать песни или что-то еще. Главное — действовать, если это не противоречит законам. Лучше попробовать и не добиться успеха, чем жалеть о том, что не сделал этого. Образование в этой сфере очень важно. Талант — это здорово, но без базы будет сложно. Если ты горишь своим делом, вдохновляй других и не бойся. Все получится!