Поток российских туристов в Таиланд за четыре года вырос почти в четыре раза - с 280 тысяч в 2007 году до 1,054 млн в 2011. Из экзотического дорогого направления страна превратилась в массовое. Однако, по мнению руководителя службы маркетинга российского представительства Управления по туризму Таиланда (ТАТ) Константина Кинеля, бороться нужно не за количество туристов, а за их качество. С этой целью Таиланд подготовил новую маркетинговую стратегию, в рамках которой в ближайшие два года будет развивать дорогие, нишевые, виды туризма, сообщает RATA News.
- Рост российского потока в Таиланд связан с демпингом?
- В определенной степени да. Несколько лет объем перевозки стабильно превышал количество туристов. В результате воспитали потребителей, которые сидят в ожидании спецпредложений. Понятно, что Таиланд для туроператоров более рискованное направление, чем Турция или Египет, где легче снимать и добавлять рейсы. Даже если самолет полетит полупустым, это не нанесет сильного ущерба. Одно дело лететь 3,5 часа, другое - 9. Различается и стоимость места, и путевки в целом. При себестоимости перелета $700-800 каждое пустое кресло приносит убыток на эту сумму. Если сгорели 100 мест - убыток составит $80 тысяч долларов. И "Ланта", и "Капитал" погорели, в том числе, и на Таиланде.
В этом году на лето перевозки заявлено меньше, чем в прошлом, да и суматохи, рекламной активности, обращений к нам стало поменьше. Видно, что компании аккуратнее подходят к формированию программ после громких банкротств, тяжелого - из-за наводнения - зимнего сезона 2011-2012, непростых предыдущих сезонов. Нам кажется, что в нынешнем году такого бурного роста уже не будет. По итогам года мы ожидаем 1,15-1,2 млн туристов.
- Снижение роста - это хорошо или плохо?
- Мы считаем, что надо повышать качество продаваемого продукта и отходить от стереотипов, которые за последние годы сложились в отношении Таиланда. Он не должен считаться массовым направлением.
- Но если Египет с его полутора миллионами массовый, то почему Таиланд с миллионом - не массовый?
- Он массовый только в восприятии российских туроператоров, агентств и туристов. Сама по себе страна - нет. Мы сейчас теряем туристов, которые перестают относиться к Таиланду как к экзотическому направлению, где другая культура, другие традиции, климат и так далее. Туристы не хотят ехать в дорогие отели, а если едут, то только по спецпредложениям. Пока было 270 тыс. россиян в Таиланде, 200 тыс. из них жили в гостиницах 4-5*. С увеличением количества выросло число тех, кто живет в отелях 2-3*. Для Таиланда это не что-то новое, потому что там много студентов, молодежи из Европы, Китая.
Однако наша задача показать, что Таиланд - хорошее место для любых видов туризма, не только пляжного. Поэтому для себя мы определили четыре нишевых направления, на которые будет делаться ставка в ближайшие два года. Это оздоровительный туризм, включая спа, чекапы и лечение, гольф, свадебные туры и экологический туризм.
- Понятно, почему вы решили продвигать медицинский туризм. Он популярен во многих странах Азии, да и среди россиян растет спрос на лечение за рубежом. Но почему свадьбы и гольф? Это очень узкоспециализированные ниши.
- С нашей российской точки зрения это немножко экзотично, но находится в русле общемировой практики. В отличие от туркомпаний, для которых важно продать здесь и сейчас, нам важно, что будет продаваться завтра, а еще важнее - послезавтра. От этого зависит развитие всей инфраструктуры тайского туризма: стоит ли продолжать строить бунгало, двух- и трехзвездочные гостиницы или уделять внимание клиникам, спа-салонам, развитию нацпарков, гольф-полей. Мы хотим не гнаться за количеством, а найти ниши, которые в будущем могли бы сыграть на имидж страны. Когда этот продукт станет востребованным у россиян, мы уже будем готовы. Есть опыт европейских стран, которые этот путь уже прошли раньше нас. Используя определенную специфику российского рынка, можно планировать подвижки в интересах туристов на ближайшие годы.
- Кампания по продвижению четырех упомянутых видов туризма планируется только в России?
- Эти направления работают на всех рынках СНГ. ТАТ разделила все европейские рынки на три группы - снижающиеся, стагнирующие, растущие. Исходя из такой классификации, меняется и набор маркетинговых стратегий и целей, которые стоят перед тем или иным рынком. Большинство крупных европейских рынков находятся в состоянии снижения или стагнации. Там цель - увеличение количества туристов, причем тех, кто поедет в первый раз, чтобы улучшить статистику. Растущие рынки - Россия, Восточная Европа и Ближний Восток. Для них характерны стратегии, направленные на поддержание определенного уровня туризма и повышение его качества.
- Как туроператоры оценивают ваши инициативы?
- Существуют два подхода к Таиланду как туристскому направлению. Для главных туроператоров это направление массового пакетного туризма с размещением в гостиницах от 2* до 5*, в основном, в Паттайе или окрестностях. А в представлении московского офиса ТАТ есть еще и другая категория туристов, которые играют в гольф, пользуются спа-процедурами и проходят чекапы или наслаждается пением птиц в национальных парках. Главная задача туроператора - заполнить блоки мест в самолетах и гостиницах, а кем - второй вопрос. Конечно, им выгоднее турист, который едет в отель 5*, чем в 3*, но это не так важно, так как прибыльность авиаперевозки и размещения минимальна. Главное для оператора - не попасть на убыток и заработать на дополнительных услугах. И здесь наши интересы с ними начинают совпадать. Ассортимент услуг в самом Таиланде, необходимо расширять. Число повторных туристов составляет 55% турпотока, для нас это резерв людей, которым, помимо стандартного лежания на солнце, интересно что-то еще посмотреть. Кстати, в отличие от массовых туроператоров, такие компании как "Роза ветров", "Астравел", ICS готовы заниматься турами в рамках наших предложений.
- Что именно планируете предлагать?
- В медицинском туризме мы будем продвигать чекапы - быструю диагностику состояния здоровья. Это полезно всем людям, приезжающим в другой климатический пояс. Для туристов разработана специальная программа достаточно эффективная на 1-3 дня. Мы распространяем буклеты с информацией о клиниках с русскоязычным персоналом, проводим промо-кампанию в СМИ.
Свадебные путешествия, конечно, массовыми быть не могут, но с каждым годом количество турфирм, предлагающих эти пакеты в России, растет. Также как растет и количество принимающих тайских компаний, которые организуют свадьбы. В Таиланде все для этого есть - персонал, средства размещения, инфраструктура. Мы будем продвигать свадебные туры с помощью рекламы, публикаций в прессе, выезда известных лиц и звезд.
Гольф - еще одно экзотическое направление для туризма в целом. Таиланд среди азиатских стран занимает третье место по числу гольф-полей, а по цене на эти поля с ним никто не может сравниться. Число россиян, интересующихся гольфом, явно будет расти, даже судя по количеству полей в Москве - их число за последние годы выросло с трех до восьми.
Экотуризм в широком восприятии - это не только посещение природных достопримечательностей, маршрутов, национальных парков, которых в Таиланде 100 с лишним, включая морские, но и изменение отношения к природе. В Таиланде можно поучиться тому, как использовать на благо туризма природу.
Эко-отели, экокурорты расположены в нацпарках, на воде, в горах. Близки к экотуризму различные акции, связанные с охраной природы, с сохранением животных и растений. В частности, в Таиланде существуют маршруты, которые подразумевают участие туристов в посадке деревьев, в кормлении животных, птиц и так далее.
Кстати, анализируя интерес россиян к экотуризму, мы обнаружили, что туристы из провинции воспринимают его с большим энтузиазмом, чем туристы из мегаполисов - Москвы, Петербурга. Для меня это было сюрпризом.
- Как вы оцениваете итоги своих предыдущих маркетинговых кампаний - по продвижению экскурсионных туров на север страны и в целом расширению географии путешествий россиян в Таиланд, а также продвижению летнего туризма?
- Что касается экскурсионных туров, с 1%, российского потока, которые ездили туда 5 лет назад, количество туристов увеличилось до 2-3%. То есть до 20 тысяч, что неплохо. Кстати, Северный Таиланд подходит как раз для продвижения трех из наших нынешних тем - гольф, свадьбы и экотуры. А медицинский туризм можно продвигать в Бангкоке, Паттайе, на Пхукете и Самуи.
Кампания по расширению географии тоже дала определенные результаты - у туроператоров появились предложения по Северному Таиланду, Западному. Курортам Хуа Хин, Канчанабури. В любом каталоге можно найти гостиницы в Хуа Хине и Ча-аме, рассчитанные на туристов, которые предпочитают спокойный семейный отдых. Появилась в каталогах и курорты, расположенные в провинции Канчанабури - ближайшая альтернатива Северного Таиланда, где в трех часах от Бангкока можно погулять в джунглях, покататься на слонах. Растет поток на курорты восточной части Таиланда, в первую очередь, остров Чанг, который стал одним из самых популярных мест для отдыха россиян. Провинции Чантанабури и Районг, предлагающие хорошие пляжи, постепенно также развиваются.
Удалось добиться перелома и в работе с летним Таиландом. В 2005 году 92% россиян ездили в Таиланд зимой и только 8% летом. В последние три года соотношение составляет 70 к 30. Мы сейчас стремимся хотя бы 2-3% добавить к летнему потоку. Для таких рынков как Великобритания, Германия, соотношение составляет 60 к 40. У них не бывает, что количество туристов в январе и июне различается в 10 раз.
Добавлю, что хотя россияне в прошлом году впервые обогнали все европейские рынки, среди них у россиян один из самых низких показателей продолжительности пребывания в стране. Российский турист находится в Таиланде, в среднем, 13,22 дня, а турист из Великобритании - 17,35, из Германии - 17,09, Франции - 16,37, Швеции - 18,55. При этом в день россиянин тратит в среднем 4297 бат (бат равен рублю), а англичанин - 3715. Российские туристы в 2011 году оставили в Таиланде почти 61 млрд бат, а англичане - почти 50 млрд. бат.
- Не могу не отметить, что в Таиланде отлично налажена туристическая статистика. ТАТ всегда быстро выдает цифры въезда туристов по каждому месяцу, чем может похвастаться далеко не каждая национальная туристская администрация.
- Иммиграционная служба действительно работает очень хорошо. При въезде в страну турист заполняет иммиграционную карточку, где нужно указать страну вылета и первое направление на маршруте, какой по счету у него визит, индивидуальное это путешествие или групповое, плюс можно указать профессию, доход. Всю эту статистику сразу вносят в компьютер, поэтому иммиграционные данные можно получить в течение 2-3 недель по окончании того или иного срока.
Кстати, отмечу, что расхождение тайской статистики с российской происходит из-за того, что в российскую не попадают те, кто летит в Таиланд не напрямую. Росстат оценил число посетивших Таиланд в 2011 году российских туристов в 780 тысяч человек. Те, кто летел через ОАЭ, Катар, Узбекистан, Туркменистан, Сеул, "застряли" в статистике этих стран. Плюс петербуржцы, которые часто летают на Finnair через Хельсинки. В то же время, россияне, который едут в Таиланд, а потом в Камбоджу, Лаос, Мьянму, Малайзию, Сингапур, летят через Бангкок туда и обратно. Тайская статистика считает их два раза - при первом и втором въезде.