Приморский край занял 28 место в недавно опубликованном "РИА Новости" (16+) рейтинге регионов РФ по доходам населения. Согласно данным составителей рейтинга за 2024 год, доля населения края, находящегося за чертой бедности, составляет 8,2% (уменьшилась на 1,8% по сравнению с 2023 годом). Редакция обратилась за комментарием по поводу итогов рейтинга к председателю комитета Заксобрания Приморского края по продовольственной политике и природопользованию, куратору от ЛДПР в Приморском крае Андрею Андрейченко. Беседа с политиком вылилась в полноценное интервью, часть которого, касающуюся вопросов бедности и их связи с экономикой и демографией, редакция предлагает вниманию читателей.
— Андрей Валерьевич, сегодня в политической сфере идет серьезная дискуссия о путях дальнейшего развития страны — развития экономического, демографического, даже смыслового. По мнению редакции агентства, во многом старт этой дискуссии дали статьи лидера ЛДПР Леонида Слуцкого в "Парламентской газете" (12+) и "Коммерсанте" (16+). Вы, как действующий депутат Заксобрания Приморья, руководитель фракции и куратор региональной организации ЛДПР, что считаете самым главным в этой дискусии?
— Изначально мы исходим из того, о чем Владимир Вольфович (Жириновский, основатель Либерально-демократической партии России — ред.) говорил с самого начала своей политической деятельности: "Что хорошо русским, то хорошо всем".
Очевидно, что большинство из тех, кто живет сегодня на территории Российской Федерации, — это русские. Тезис нашей партии — абсолютно логичен.
Важно понимать, что попытки свести наш лозунг к какому-то "национализму", "шовинизму" — просто смехотворны. Мы говорим о том, что русский — это не про кровь, это — про дух, про скрепы, традиции, культуру, язык.
Если человек говорит на русском языке, думает на русском языке, разделяет наши ценности и уважает наши традиции — он русский, и совершенно не важно, как он выглядит. Все-таки дух — он первичен здесь, а биология — нет.
И мы уверены, что русские должны жить в России хорошо — как государствообразующий народ. Естественно, другие народы нашей многонациональной страны тоже должны жить хорошо.
— Если я вас правильно понимаю, то, по оценке ЛДПР, сегодня русские в России живут, скажем так, не совсем хорошо?
— А разве есть какие-то другие, в том числе и официальные, оценки ситуации? В своих статьях Леонид Эдуардович (Слуцкий — ред.) опирается на реальную статистику, согласно которой несколько миллионов (!) людей у нас в стране сегодня не могут себе позволить даже какие-то первостепенные вещи.
Вот вы обратились ко мне по поводу данных рейтинга "РИА Новости". Давайте повторим: в 2024 году доля населения за чертой бедности — 8,2%. Да, в 2023 году эта доля была целых 10%, но и сейчас это показатель — очень тревожный. А ведь Приморье в этом рейтинге — на хорошем 28 месте. То есть в массе регионов ситуация — хуже.
А русских у нас в Приморье — от 75,5% до 85,5% населения, по разным оценкам. И основное "бремя бедности", получается, именно на нах падает, здесь, я думаю, никто спорить не будет.
А если посмотреть не на "население", которым оперирует статистика, а на любого человека, на нас с вами? Почти у всех есть пожилые и престарелые родственники, пенсионеры. Хорошо, что у наших родителей, бабушек и дедушек есть мы, а если некому о старом человеке позаботиться? Пенсионная система уже точно не про это.
— С другой стороны, у нас же — капитализм. Значит, говорят нам, должны быть не только богатые, но и бедные…
— А демографические проблемы, по-вашему, как-то отдельно от экономики существуют? Бедность порождает неуверенность в завтрашнем дне, следовательно, губительно сказывается на рождаемости. Завести ребенка без возможности приобретать необходимое — это ведь даже как-то безответственно. И ведь один ребенок в семье — это даже не воспроизводство населения, конечно, детей должно быть больше.
И если мы говорим о Бедности с большой буквы — Бедности, которая мешает развиваться нашей стране — то здесь ЛДПР действительно предлагает реальные шаги. Например, обнулить НДФЛ для доходов до 30 тысяч рублей. Это — нормальная мировая практика именно для серьезной борьбы с бедностью.
Теперь по пенсиям. Наше предложение: минимальная пенсия при стаже от 30 лет — это два прожиточных минимума. Здесь ведь еще не только борьба с бедностью у пожилых людей, но и острейший вопрос справедливости. Ко мне как к депутату постоянно приходят люди с одной, по сути, проблемой: человек всю жизнь трудился, имеет грамоты и благодарности, а пенсия — минимальная, на которую разве что выживать. Занимаемся, отрабатываем эти вопросы. А как иначе: эти люди создавали страну, и в этой нынешней пенсионной системе оказались вынужденно.
Естественно, необходимо кратно усилить меры поддержки многодетных семей. Позиций для работы здесь — предостаточно: и детский отдых, транспортные расходы, школьные расходы.
— Андрей Валерьевич, какой человек такие предложение не поддержит? А вот чиновники, допустим, опять вам — и нам! — скажут: "Денег нет", "Невозможное повышение нагрузки на бюджет" и прочее в том же духе. Что вы им ответите?
— Наши предложения не требуют никаких неподъемных средств. Все дело — в перераспределении, для которого, соответственно, нужна разумная налоговая и кредитная политика.
— Не хотелось бы сильно погружаться в вопросы макроэкономики... Может, лучше на простых примерах такой разумной политики?
— Пожалуйста. Например, возьмем налоговый режим самозанятости. Он ведь, по сути, не для мигрантов-курьеров введен, как считаете? Правильно, он введен для того, чтобы наши люди могли легализовать свою трудовую деятельность, выйти из "серой зоны", вносить посильный вклад в экономику и социальную сферу страны. А мигранты, мы считаем, должны начинать платить больше — за право работать в нашей стране. Сейчас же они в массе, откровенно говоря, не доплачивают даже положенное.
Далее — о нашем последовательном многолетнем тезисе о необходимости снижения налогов в важных для развития страны секторах и сферах, при этом налоговые доходы — как минимум не просядут. Из-за роста налоговой базы, это абсолютно очевидно.
Жириновский, как все помнят, давно еще первым предлагал отменить многие налоги на Дальнем Востоке. И мы сейчас видим, что это частично реализовано в виде преференциальных режимов, в том числе и в Приморье. Это — работает, поступления доходов в бюджет края растет. Становится больше предприятий, производств, рабочих мест.
И без макроэкономики мы ведь тоже не обойдемся здесь, в деле роста налоговой базы, а не этих вечных попыток "побольше ободрать" существующие предприятия. Нужно, конечно, снижать ключевую ставку ЦБ, ведь все эти "доводы" о якобы "сдерживании инфляции" — уже, что называется, никому не заходят. С инфляцией нужно бороться ростом производства и предложений на рынке, а не "кредитными удавками" для бизнеса и госпредприятий.
И еще один момент. О перераспределении средств между регионами. Точнее, между регионами и собирательной "Москвой". Я, когда работал в Госдуме, сам стал свидетелем такой ситуации. Положили новую брусчатку где-то перед библиотекой. А потом какие-то "эксперты" вдруг говорят, что брусчатка, мол, "недостаточно историчная", цвет не тот. И тут же — перекладывают эту брусчатку. Цена вопроса — миллиард где-то. То есть денег, говорите, нет? Или давайте все-таки больше денег оставлять в регионах, они там действительно очень нужны — на необходимое, а не на "цвет не тот".
Еще нам говорят — "ваши предложения приведут к перекосам в экономике", "сломают рынок" и прочее. А мы в ответ спрашиваем: а почему нельзя контролировать рынок товаров первой необходимости? Никаких перекосов это не создаст, а вот в борьбе с бедностью — поможет очень сильно. Тем более что, если кто из оппонентов забыл, страна ведет специальную военную операцию, сражается за свой суверенитет, а мы слышим какие-то разговоры по разные экономические теории — все западные, на минуту — которые якобы "мешать руке рынке" нам, оказывается, не разрешают!
Та же история — с правилами ВТО. Леонид Эдуардович в своей статье прямо говорит, что не надо соблюдать все эти правила, нужно освободиться от обременений, которую на нас накладывает эта, мягко скажем, недружественная организация.
В ЛДПР создан очень сильный экономический блок, в котором представлены и ученые, и эксперты, и, что очень важно, наши производственники. Оценки однозначны: в период тектонических сдвигов, возрождения идеи Русского мира нам как никогда нужно развиваться самим, получать технологический суверенитет, укреплять экономическую, продовольственную безопасность. Наша партия этим всерьез занимается, мы вносим именно такие предложения.
— Если посмотреть на наш региональный уровень, то в Приморье идеи и предложения ЛДПР слышат?
— Если бы в каждом из без малого 90 субъектов федерации был такой губернатор, как Олег Николаевич Кожемяко, мы уверены, что эти тектонические сдвиги в развитии нашей станы и улучшении жизни людей шли бы уже семимильными шагами.
Работа партии в Приморье по вопросам народосбережения — которые, как я уже говорил, всегда связаны с экономикой — идет очень активно. Например, мы сейчас с Антоном Анатольевичем Волошко (председатель Законодательного собрания Приморского края — ред.) разрабатываем пакет законопроектов, направленных на достойную адаптацию в мирной жизни участников СВО. Здесь есть и вопросы квотирования рабочих мест для них, мы тесно работаем по этому вопросу с предпринимательским сообществом края.
Также готовы финансово-экономические обоснования нашего с Антоном Анатольевичем проекта о налоговых льготах для тех участников специальной военной операции, которые захотят заниматься бизнесом. И здесь как раз уже точно понятно, что никаких выпадающих доходов бюджет не будет — будут новые предприятия, будут новые вливания в экономику.
И, конечно же, я как член ЛДПР продолжаю работу по реализации нашей базовой идеи сокращения (в идеале — почти полной отмены) налогового бремени для Дальнего Востока. Мы в ЛДПР уверены, что на Дальний Восток нужно действительно смотреть в особом разрезе. Да, государство в этом направлении делает многое, но нужно идти дальше и наши идеи, идеи ЛДПР реализовывать.