Китайский капитал охотнее идет в сырьевые проекты и логистику, чем в высокотехнологичные производства в России. При этом сохраняется стереотип о том, что китайские партнеры "готовы взаимодействовать, но не готовы тратить деньги". Об особенностях инвестиционного сотрудничества двух стран, ИА PrimaMedia на полях Восточного экономического форума (ВЭФ, 18+) рассказал политолог Михаил Виноградов, автор рейтинга продуктивности взаимодействия регионов РФ с КНР.
По мнению эксперта, положительной тенденцией стало развитие запущенных ранее в России крупных китайских проектов.
— Есть такие знаковые проекты с продолжением, например, Haval в Тульской области. Это один из первых автозаводов, в который вложился китайский производитель, — отметил Виноградов в беседе с ИА PrimaMedia.
Политолог рассказал, что лично убедился в серьезности китайского подхода к производству: "Когда я оказался там 4 года назад, поменял свое отношение к китайским машинам. Когда попадаешь на производство, видно, что это делается не в гараже, что это системная работа".
Еще одним направлением повышенного интереса стали ресурсные проекты.
— Мы видим, что сейчас есть интерес к сырьевым проектам. Китайцы более активно, чем раньше, вкладываются в сырьевые проекты, в логистику, что, понятно, выгодно, — пояснил эксперт.
Однако общий настрой остается осторожным.
— В целом, конечно, стереотип о том, что китайцы готовы взаимодействовать, но не готовы тратить деньги, а только зарабатывать, существует. Он становится слабее, но не отменен, — констатировал Виноградов.
Три причины сдержанности
Политолог выделил три основные причины невысокого роста китайских инвестиций в России в сравнении с вложениями, например, в Африку или Среднюю Азию.
— Во-первых, все-таки российский рынок не является для Китая до конца приоритетным. Во-вторых, иногда сказывается стереотип о том, что русские не самые сильные переговорщики, — объяснил эксперт.
Третья причина связана с взаимным недоверием: "В России китайские инвестиции ждут, но тоже относятся подчас к любым зарубежным инвестициям со скепсисом, без восторга, особенно на фоне той неопределенности, которая в последнее время есть в России с собственностью".
По словам Виноградова, "не сложилась до конца химия в отношениях". Он характеризует китайский подход как прагматичный: "Те преимущества, которые Китай получает от текущей торговли с Россией, довольно велики. А погружение в российские детали, нюансы, специфику российского бизнеса, бюрократии требует усилий".
— Китай страна с дефицитом собственной миссии, она не до конца понимает, для чего расширяться. Для чего идти в Россию, кроме текущих моментов ситуативных, не всегда понятно, — резюмировал политолог.
Напомним, что на ВЭФ состоялась презентация Второго выпуска рейтинга продуктивности взаимодействия регионов РФ с КНР, подготовленного Российско-Китайским комитетом дружбы и Фондом "Петербургская политика". Его лидерами стали Амурская область, Приморье, ЕАО, Татарстан и Тульская область. Подробнее о проектах и позициях других регионов — в материале ИА PrimaMedia.
Маршруты китайского капитала: куда КНР инвестирует в регионах Дальнего Востока Второй рейтинг взаимодействия регионов РФ и КНР выявил лидеров и тенденции развития сотрудничества