То, что "Пиковая дама" (12+) Петра Ильича Чайковского вновь появилась в репертуаре Приморской сцены Мариинского театра в 2025 года, символично. Дело в том, что в декабре этого года исполняется 135 лет со дня мировой премьеры "Пиковой дамы", которая состоялась в Мариинском театре (дирижировал Эдуард Направник). В том же, 1890 году, 31 декабря, состоялась киевская премьера оперы, 4 ноября 1891 года "Пиковая дама" была поставлена в Большом театре. В 1892 году оперу исполнили в Праге на чешском языке, в 1902 году — в Венской государственной опере (дирижер — Густав Малер), в 1904 году "Пиковой дамой дирижировал Сергей Рахманинов в Большом театре. Ну а далее опера, по общему признанию, ставшая вершиной оперного наследия великого русского композитора, начала свое триумфальное шествие по сценам музыкальных театров всего мира, заслуженно войдя в золотой фонд мирового оперного искусства.
В 1983 оперу поставил выдающийся дирижер Юрий Темирканов, на тот момент художественный руководитель и главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (ныне Мариинский театр). Спектакль в его постановке в 2015 году вошел в репертуар Приморский сцены Мариинского театра, и это стало настоящим культурным событием для всего Дальневосточного региона. Великолепные декорации, роскошные костюмы, соответствующие эпохе, и талантливые исполнители неизменно привлекали зрителей.
Последний раз эта постановка была показана на закрытии сезона в 2024 году. Исторические декорации и костюмы увезли в Санкт-Петербург, в Мариинский театр. Более года приморские зрители не имели возможности насладиться этим величайшим произведением Чайковского, но 26 сентября 2025 года долгожданная встреча всё-таки состоялась — правда, в новом формате, в концертном исполнении. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов побывал на спектакле и теперь делится своими впечатлениями с читателями.
Живая партитура
Что ни говори, а в концертных исполнениях опер есть своя особая прелесть. Да, нет декораций. Да, нет театральных костюмов. Отсутствуют балетные номера. Всё, что должно быть в полновесном исполнении берут на себя музыка, пение и драматическое мастерство солистов и даже хора. Если этого нет, концертное исполнение рискует стать подобием сухого перелистывания партитуры. Если есть — становится ожившей партитурой. Пример для понимания, сказанного: в заключительной картине оперы Чекалинский (тенор), Сурин (бас), Чаплицкий (тенор) и Нарумов (бас) исполняют небольшой ансамбль. В костюмном исполнении как-то не очень понимаешь, что поют именно два баса и два тенора (очень интересное сочетание), а здесь — пожалуйста. Как будто партитура оперы ожила и, живая, вышла на сцену.
Жесты, повороты головы, драматизм вокального исполнения — и это, и другое — выходят на первый план, как та маленькая девочка из детского хора, которая своим гордым и торжественным видом как бы говорит: "Сейчас вы услышите великую оперу великого композитора. А мы сделает всё для того, чтобы вы это почувствовали!"

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
И вот уже отсутствие привычных декораций, которое могло поначалу разочаровать зрителей, всего через несколько минут становится неважным. Зал полностью поглощен волшебством музыки. Оркестр под управлением маэстро Павла Смелкова, главного дирижера Приморской Мариинки, великолепен, талантливые солисты и легендарный хор Приморской сцены создают неповторимую атмосферу. Четыре часа концертного исполнения пролетают на одном дыхании, разрушив все стереотипы о том, что концертные версии не могут быть зрелищными. Еще как могут! Когда за дело берутся настоящие мастера.
Герман
Знатоки приморской сцены хорошо помнят, что на протяжении многих лет партию Германа исполняли приглашенные солисты. Благодаря этому приморским зрителям посчастливилось услышать эту партию в исполнении таких известных певцов, как Август Амонов, Дмитрий Демидчик, Нажмиддин Мавлянов, Иван Гынгазов (дважды!) и других талантливых артистов.
Это стало своеобразной традицией: все другие партии исполняли солисты приморской сцены, а партию Германа всегда пели приглашенные артисты. 26 сентября эту роль впервые исполнил свой — солист Приморской сцены Мариинского театра, тенор Алексей Костюк.
Перед артистом стояла непростая задача: не только блестяще спеть и сыграть одну из самых сложных теноровых партий, но и продемонстрировать зрителям высокий уровень исполнительского мастерства Приморской сцены, равный стандартам столичного театра, и при этом сделать это в рамках концертного исполнения.
На наш взгляд, Алексей Костюк с честью справился с обеими задачами. Его Герман ничем не уступал Германам приглашенных артистов. Костюк — тонкий, психологически глубокий артист. Его персонажи всегда очень живые, наделенные глубокими чувствами: они любят, страдают, переживают. А вместе с ними переживают и зрители.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Герман - Алексей Костюк. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Вокально артист также был весьма убедителен. Особенно хочется отметить несколько сцен. В первую очередь, сцену признания в любви между Германом и Лизой. Сцена была исполнена с такой эмоциональной силой, что, вероятно, каждый зритель прочувствовал всю глубину переживаний героев. Лиза в исполнении Алены Дияновой подарила жизнь отчаянно влюбленному Герману. Не менее впечатляющей получилась сцена, в которой Герман окончательно теряет рассудок, переставая узнавать возлюбленную, а Лиза доходит до такого отчаяния, что решается на роковой шаг.
Ярким аккордом прозвучала знаменитая ария "Что наша жизнь? — Игра!". Перед нами предстал Герман, уверовавший в то, что потусторонние силы помогут ему выиграть все деньги мира. Он возвышается над остальными с высоты своей удачи, но в душе его живет страх приближающегося конца, страх смерти.
Лиза
Алена Диянова, уже не в первый раз воплощающая образ Лизы, создала глубоко проработанный и эмоционально насыщенный характер. Ее героиня — меланхоличная и страстная натура, с тонко переданным солисткой внутренним противоречием. В начале оперы, когда Лиза становится невестой, она сталкивается с необузданной страстью Германа, которая кардинально меняет ее судьбу.
Особенно пронзительно прозвучала сцена признания Германа, где он, обращаясь к Лизе как умирающий, требует от нее единственного спасения — любви. В ответ Лиза, сначала робко, а затем решительно отдает ему свое сердце. Момент, когда она поет: "Живи…", пронизан бесконечной нежностью, но одновременно звучит как роковой приговор. Диянова и Костюк исполнили эту сцену с такой глубиной чувств, что зрители полностью погрузились в происходящее.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Алена Диянова и Алексей Костюк. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Не менее впечатляющей стала сцена ожидания Лизы: "Уж полночь близится, а Германа всё нет…". Здесь происходит удивительная метаморфоза любящей души, которая не может принять мысль о злодействе любимого человека. Осознав причастность Германа к смерти Графини, Лиза понимает, что ее любовь настолько сильна, что она (Лиза) останется с Германов до конца.
Несмотря на то что концертная версия не позволяла показать финальную сцену самоубийства, мастерство Дияновой в вокальной и актерской игре было настолько убедительным, что отсутствие декораций совершенно не ощущалось. Артистка в очередной раз доказала свой высокий профессионализм, продемонстрировав исключительные возможности голоса и актерского таланта.
Томский
В опере Чайковского "Пиковая дама" особое место занимает образ графа Томского — одного из центральных персонажей произведения. Этот загадочный аристократ, окруженный ореолом таинственности, пользуется всеобщим признанием и расположением общества. Внешне он предстает как жизнерадостный балагур, чьи остроумные куплеты неизменно вызывают восторг как у азартных игроков, так и у зрителей в зале.
Однако за маской всеобщего приятеля скрывается нечто зловещее и мистическое. Именно Томский рассказывает историю о трех картах, которая запускает цепь роковых происшествий, приводящих к трагической развязке.
В интерпретации баритона Алексея Репина образ Томского раскрывается во всей своей противоречивости. Артист создает удивительно гармоничный синтез превосходного вокала, демонстрирующего богатейшие возможности его голоса, и виртуозной актерской игры. Репин не просто исполняет музыкальные партии — он творит настоящие театральные миниатюры.
Особенно ярко это проявляется в сцене рассказа о красавице графине, узнавшей тайну трех карт. Исполнитель мастерски воссоздает атмосферу старинного Версаля, где разворачивается драма "Венеры московской", проигравшейся дотла. Зрителю кажется, что он видит воскресшего графа Сен-Жермена, охваченного страстью, склоняющегося над красавицей, для того чтобы прошептать ей роковые слова о тройке, семерке, тузе. Перед зрителем предстает призрак, который предупреждает графиню о ее судьбе — гибели от рук пылко влюбленного, который однажды придет выведать роковую тайну силой.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Евгений Плеханов, Алексей Смирнов, Алексей Репин, Алексей Костюк. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Не менее впечатляюще Репин исполняет пасторальную сцену, полностью преображаясь в новом амплуа — роли Златогора в интермедии с участием Миловзора и Прилепы.
Отдельно хочется упомянуть в связи с этим участие в интермедии Алины Михайлик, которая сыграла роль Прилепы. Ее чистый, звонкий, словно колокольчик, голос идеально передал всю искренность и глубину чувств героини, беззаветно отдающей свое сердце возлюбленному.
В пасторали прозвучала важная мысль о том, что нет ничего прекраснее и правильнее, чем чистая, бескорыстная любовь, которую в итоге утратил Герман. Именно ангельское (по другому не скажешь) сопрано певицы стало идеальным музыкальным воплощением главной морали повествования, наполнив спектакль особой поэтичностью и глубиной.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Алина Михайлик и Татьяна Макарчук. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Ну и настоящим шедевром исполнения стала знаменитая песенка Томского "Если б милые девицы" на стихи Гавриила Державина, которая в исполнении Алексея Репина превратилась в яркое театральное действо, этакий спектакль в спектакле. После чего прозвучала известная даже тем, кто никогда не слушал "Пиковую дам" целиком, "Игрецкая", усиливающая эффект жизнерадостности и жизнелюбия.
И тут же — слом настроений — безумный Герман — другая, темная и мистическая сторона бытия. В концертном исполнении эти три номера воспринимается как некий триптих: "Если б милые девицы…", "Игрецкая", "Что наша жизнь — игра", который завершается смертью, и заставляет не только заслушаться, но и задуматься.
Графиня
В центре драматической истории "Пиковой дамы" возвышается величественная фигура самой Графини — таинственной хранительницы роковой тайны трех карт. В этот вечер ее воплотила на сцене меццо-сопрано Лаура Бустаманте, создав образ, в котором парадоксально переплелись условность и абсолютная убедительность.
Казалось бы, противоречие очевидно: молодая певица в роли древней старухи. Однако Бустаманте удалось разрешить это противоречие. На сцене предстала не просто пожилая женщина, а истинная повелительница судеб — величественная, пугающая, окутанная ореолом тайны.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Лаура Бустаманте. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В каждом движении, в каждом звуке ее голоса читалась та роковая сила, которая впоследствии сыграет столь злую шутку с одержимым Германом.
Исполнительница создала многогранный образ: от надменного аристократизма до пугающей мистики, от властной уверенности до зловещего триумфа в финале.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Елецкий
В то время как другие персонажи оперы погружались в пучину темных страстей и искушений, среди них выделялся князь Елецкий — единственный герой, чья любовь была чиста и бескорыстна. Его искреннее предложение руки и сердца было принято Лизой, но даже этого оказалось недостаточно для полного счастья.
Лиза сама признает безупречность его характера, воспевая достоинства своего избранника. Князь готов не просто стать мужем — он стремится быть верным другом и опорой. Однако даже такой совершенной любви оказывается мало, чтобы завоевать настоящее расположение возлюбленной.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Алне Диянова и Дмитрий Мигулев. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В исполнении баритона Дмитрия Мигулева Елецкий — это человек, который изначально на подсознательном уровне не верит в свое счастье, несмотря на то, что его предложение принято. Его ария "Я вас люблю, люблю безмерно…" прозвучала с пронзительной грустью и тоской… Последняя отчаянная попытка достучаться до сердца возлюбленной заранее обречена на провал.
Полина
Татьяна Макарчук в роли Полины и Миловзора продемонстрировала удивительное мастерство меццо-сопрано, создав на сцене яркий и запоминающийся образ.
Хотя Полина не является центральной фигурой повествования, ее партия насыщена выразительными музыкальными моментами, начиная с дуэта Полины и Лизы "Уж вечер... Облаков померкнули края…". Особенно впечатляющим получился контраст между двумя ее сольными номерами.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Татьяна Макарчук, Светлана Рожок, Алена Диянова. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В начале героиня исполняет проникновенную, полную светлой грусти "любимую песню Лизы". Лирическое произведение в исполнении Татьяны Макарчук прозвучало глубоко и чувственно, трогая самые тонкие струны души зрителя (и даже где-то напоминая Любашу из "Царской невесты" (12+) Римского-Корсакова).
Затем, словно стремясь развеять печальные мысли, Полина переходит к более легкому, веселому номеру. И здесь певица вновь продемонстрировала свой талант, подарив публике настоящее наслаждение от звучания своего голоса.
Игроки, сплетники, весельчаки
Говоря об этом вечере, невозможно не отметить еще четырех ярких персонажей. Двое из них — Чекалинский и Сурин — появляются перед зрителем с первых минут спектакля. Эти игроки, сплетники и весельчаки, которые играют ключевую роль в развитии сюжета, становясь своеобразным внутренним голосом безумия, терзающего несчастного Германа. То, что для них было лишь веселой шуткой, для бедного Германа превратилось в роковую судьбу. Евгений Плеханов и Алексей Смирнов блестяще воплотили эти образы на сцене.

"Пиковая дама" в Приморской Мариинке. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Позже к ним присоединились ещё два колоритных персонажа — Чаплицкий и Нарумов, которых исполнили Владислав Чибирев и Илья Астафуров. В рамках постановки они не только зажигательно станцевали, не танцуя, "игрецкую" (и так могут в Приморской Мариинке), но и в концертном исполнении выглядели поистине уморительно, добавляя спектаклю особую изюминку и живость.
Чувства, самые разные чувства, обыкновенные, человеческие, известные многим — наравне с музыкой, исполняемой оркестром, вокалом и хором — становятся доминантой этого спектакля. В "Пиковой даме" есть маленькие роли, но нет проходных. Каждая прибавляет постановке какую-то необходимую деталь. Страх, но и романтическое ощущение происходящего — это Маша, роль которой уверенно исполнила сопрано Анастасия Генслер. Важность и монументальность распорядителя на балу у Графини — это тенор Евгений Мизин, который так объявляет приезд Государыни Императрицы, что мы воочию в воображении своем видим, как торжественно входит на сцену сия порфироносная Невидимка.
Магия спектакля
Магическая атмосфера вечера во многом создавалась благодаря искусной работе хора. На протяжении всего вечера хор виртуозно компенсировал отсутствие масштабных декораций. Хор стал тем связующим звеном, той гармоничной составляющей, без которой невозможно представить полноценное звучание оперы. В этот вечер его исполнение было поистине безупречным. Вот уж действительно, у концертного исполнения "Пиковой дамы" на Приморской сцене Мариинского театра своя мистика.
… И вновь мистическая история о трех картах заворожила приморскую публику. Зрители с головой погрузились в таинственную атмосферу произведения, забыв обо всём на свете. По окончании спектакля в зале царило воодушевление — многие не сдерживали эмоций, искренне делясь впечатлениями: "Это было потрясающе! Настоящая „Пиковая дама“!"
Со зрителем, конечно, не поспоришь. От себя добавим, что возвращение легендарной оперы во Владивосток сумело стать театральным событием, оставившим неизгладимый след в сердцах зрителей и подтвердившим высокий художественный уровень Приморской сцены Мариинского театра.