Открытие моста привлекло на остров Русский множество туристов с материка. Большинство приезжих знают, что раньше на территории острова располагалось множество военных объектов как дореволюционных, так и построенных во времена СССР. Но для многих здания и постройки, а тем более их назначение, так и остаются загадкой. В одном из таких сооружений, именуемых "Крепостная электроточка", сокращенно "КЭТ", и побывали корреспонденты РИА PrimaMedia.
Здание, расположенное на одноименной улице КЭТ на берегу бухты Новик, хорошо просматривается с автомобильной дороги. Многоэтажная постройка одновременно отталкивает и притягивает гостей острова своей загадочностью и мрачностью. Пустые глазницы окон, обшарпанные стены, рухнувшие перекрытия и остатки ступеней на этажах - вот что сохранилось от некогда стратегически важного секретного объекта.
Крепостная электроточка. Автор фото: Антон Балашов
"Крепостная электростанция" обеспечивала электричеством основные военные объекты острова Русский и была построена в 30-е годы ХХ века. В строй ее ввели в 1938 году.
Электростанция работала на угле. Автор фото: Антон Балашов
- Несмотря на то, что это здание называется "Крепостная электроточка", к владивостокской крепости она не имеет прямого отношения,- рассказывает Владимир Калинин, краевед, действительный член русского географического общества.- В дореволюционные времена небольшие электрогенераторы были в каждом военном городке а энергоемких объектов попросту не было. После строительства тяжелых батарей береговой обороны, Ворошиловской, №902 и №982, появилась и потребность в более мощном электричестве. Использовать дизельные генераторы на этих батареях стало крайне невыгодно, они постоянно ломались, а это, естественно, не способствовало улучшению боеготовности. После этого и было принято решение построить на острове собственную небольшую электростанцию.
Электростанция работала на угле. Автор фото: Антон Балашов
Первая идея размещения электростанции под землей для укрытия ее от вражеского обстрела была отвергнута из-за трудоемкости и больших денежных затрат. Итогом стало здание в несколько этажей с тремя котлами, работающими на твердом топливе - угле, для доставки которого был специально сооружен пирс с железной дорогой-узкоколейкой.
Помещение, где стояли котлы. Автор фото: Антон Балашов
После постройки электростанции к батареям были проведены малозаметные линии электропередачи. На военных объектах пришлось устанавливать специальные преобразователи, так как станция выдавала переменный ток, а потребителям требовался постоянный.
Здание постепенно разрушается. Автор фото: Антон Балашов
"КЭТ" охранялась от шпионов и диверсантов военизированной охраной и хорошо обученными собаками.
Мощность крепостной электроточки составляла 6000 кВт, а турбины для нее специально изготовили в Харькове.
Крыша электростанции рухнула под натиском сил природы. Автор фото: Антон Балашов
Ближе к 70-м годам ХХ века вопрос энергоснабжения острова Русский был решен радикально. Был построен высотный энергомост, связывающий остров с материком. После этого электростанция утратила свою актуальность и была заброшена.
Шахта. Автор фото: Антон Балашов
На сегодняшний день "Крепостная электроточка" все же имеет значение для электропитания островной территории. Здесь до сих пор работают распределительные трансформаторные подстанции, построенные во времена действия "КЭТ".
Справка: проект крепостной электроточки на о.Русский был составлен Ленинградским проектным институтом в 1934 году. Планировалось построить её под землёй, но из-за трудоёмкости работ она была построена на поверхности.
Строительство осуществлялись специалисты со всех союзных республик. В 1936 году электростанция была запущена в эксплуатацию. Электростанция питала весь остров Русский. Три котла работали на твёрдом топливе - угле, для доставки которого был специально сооружен пирс с железной дорогой-узкоколейкой. Позже рядом с КЭТ построили подстанцию, которая в настоящее время питает большую часть острова электроэнергией, поступающей из Владивостока.