Пока "Газпром" не торопится раскрывать официальную информацию о строительстве завода СПГ в Хасанском районе, история обрастает новыми слухами. Источники "Новой во Владивостоке" в кругах, имеющих самое непосредственное отношение к строительству газопровода, рассказывают, что газопроводов на самом деле фактически будет два: из Якутии и Сахалина. По некоторым данным, одним заводом тоже не обойдется – газовых предприятий будет два, сообщает "Новая газета во Владивостоке".
Первый газопровод — тот, что уже почти полностью построен и широко разрекламирован, - "Сахалин — Хабаровск — Владивосток". Но на деле он должен бы именоваться "Сахалин — Хабаровск — Хасан", так как пойдет прямиком к российско-корейской границе, тогда как владивостокская часть — лишь ответвление от основной магистрали. Данная труба будет наполняться сахалинским газом, который пойдет, во-первых, на нужды Хабаровского и Приморского краев, во-вторых, в Южную Корею — через территорию Северной. Но здесь некоторое беспокойство вызывает непредсказуемое поведение КНДР. "С азиатами никогда нельзя быть уверенными до конца, — говорит источник, — но если все будут завязаны между собой экономически, войны никогда не случится".
Второй газопровод протянется из Якутии (с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения) через Хабаровск опять же до юга Приморья, а именно до бухты Перевозная в Хасанском районе. Его строительство должно начаться со следующего года.
В Перевозной планируется построить два (а может быть, даже три — вопрос находится в стадии решения) мощных предприятия. Первый завод, решение о строительстве которого принималось совместно с японским партнерами, — это завод по сжижению природного газа
(или, как альтернатива, по сжатию газа). Сжиженный природный газ (СПГ) пойдет из Перевозной в Японию, в связи с чем обостряется необходимость в судах соответствующего класса. Японский интерес, пишет газета, связан с тем, что после аварии на АЭС "Фукусима-1" Япония уменьшает долю атомной энергии в общем балансе и поэтому вынуждена наращивать импорт углеводородов. Согласно поставленным задачам, завод СПГ в Перевозной должен быть готов к 2017 году.
Второй завод — газохимический. Его продукция пойдет как на экспорт, так и на внутренний рынок России.
Якутский газ по своему составу отличается от сахалинского высоким содержанием гелия — ценного компонента для развития разного рода высоких технологий. Именно поэтому для газохимии решено использовать чаяндинский газ.
Как пишет "Новая газета", по планам только для строительства завода СПГ в Перевозную должно на 7 лет приехать около 67 тысяч строителей. Это население целого города, для которого понадобятся новые детсады, больницы, школы и т. д. Жителям Перевозной и окрестностей придется несладко — их ждет несколько лет непрерывного строительства, предстоят и переселения.
Тихую Перевозную будет не узнать: так, здесь планируется построить свыше 30 двенадцатиэтажных жилых домов.
Тот факт, что конечной точкой сахалинского газопровода выбран Хасан, с самого начала наводил на мысль о том, что основная цель строительства — именно экспортные поставки газа. Однако сегодня разработаны схемы газификации всех районов Приморского края. Перевод на газ электростанций уже начат, в перспективе предполагается газификация котельных и даже жилого фонда.
"На самом деле саммит АТЭС — уже пройденный этап, стройки завершаются. Следующая пятилетка — это пятилетка газового Хасанского района и нефтяной Находки", — говорят в околоуглеводородных кругах Приморья.
От РИА PrimaMedia напомним, что "Газпром" начал проектировать завод СПГ во Владивостоке, именно это местоположение называется в официальном пресс-релизе компании. При этом дата начала строительства пока не сообщается. Общественность Приморья намерена добиваться независимой экспертизы по СПГ, так как опыт реализации проектов "Газпрома" вызывает беспокойство. Экологи края уже собрали около трех тысяч подписей за перенос строительства СПГ из Хасанского района, туристической жемчужины Приморья, на полуостров Дунай, где имеется вся необходимая инфраструктура.
Экспертное сообщество называет выбор "Газпрома" нерациональным и, пожалуй, самым неудачным. При этом еще 8 лет назад по решению правительства РФ бухта Перевозная, где "Газпром" планирует строительство завода СПГ, была исключена из списка мест для строительства экологически опасных объектов.