Участие в путине-2013 остается под вопросом для малого и среднего рыбопромышленного бизнеса Сахалина. Отраслевая наука и чиновники от рыболовства до сих пор не установили объемы добычи горбуши в ряде зон и подзон, в том числе – в заливе Анива. Чтобы сохранить предприятия и не нанести непоправимого ущерба популяции, рыбаки готовы идти на самоограничения – сократить количество и длину неводов, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что 13 июня областная комиссия по регулированию вылова (добычи) анадромных видов рыб решила не устанавливать объемы добычи горбуши юрлицам и ИП в Южно-Курильской зоне на острове Кунашир, в юго-западном промысловом районе Западно-Сахалинской подзоны, на рыбопромысловых участках, расположенных на внутренних водоёмах Сахалинской области, а также на рыбопромысловых участках, расположенных в заливе Анива - до получения рекомендаций СахНИРО, специалисты которого уже неоднократно заявляли о том, что подходы лосося в этом году в ряде районов будут крайне невелики.
По мнению президента Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива Анатолия Кобелева, причина, по которой в 2013 году ожидаются слабые подходы горбуши, состоит в том, что в 2011 году, когда был введен запрет промысла в Анивском районе, аналогичный запрет не был введен в Корсаковском районе. Корсаковские рыбаки тогда выловили более 7 тысяч тонн, которая и должна была зайти на анивские нерестилища.
- Таким образом, проблемную ситуацию создали чиновники, хотя сами они вину не признают, а сейчас страдают рыбаки, - считает Кобелев.
С рыбопромышленником согласен и руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын, который отмечает, что в сложившейся ситуации прежде всего виноваты чиновники, в обязанность которых как раз и входит разумное регулирование рыболовства, а также отраслевая наука, которая не просчитала в 2011 году последствий таких выборочных запретов на лов горбуши.
Вместе с тем, как считает Анатолий Кобелев, путина в Анивском заливе будет – с вероятностью 90%. По словам президента Ассоциации, все представители малого и среднего бизнеса района готовы принять на себя определенные ограничения – сократить количество неводов, а также уменьшить их длину.
Как предполагается, решение – быть или не быть путине в пока "подвешенных" районах Сахалина – должно быть принято областной "анадромной" комиссией уже в среду, 19 июня.
Между тем, как ранее сообщало агентство, у крупных компаний, монополизирующих рыбную отрасль Сахалина, никаких проблем с предстоящей путиной, по-видимому, не предвидится. Более того – на Итурупе, где по странному стечению обстоятельств прочно осела компания ЗАО "Гидрострой", на 100% принадлежащая сенатору от Сахалина Александру Верховскому, ловить горбушу комиссия разрешила на месяц дольше и в два раза больше, чем в остальных районах островной области.
По мнению представителей малого и среднего рыбного бизнеса Сахалина крупные компании – и, в частности, ЗАО "Гидрострой" – без стеснения используют для монополизации отрасли в регионе свой лоббистский потенциал и административный ресурс.
Так, согласно письму губернатору Сахалинской области, направленному еще в мае 2012 года, накануне прошлогодней путины, идея "выдавить" из рыбного бизнеса региона компании, не получившие доступ к рыбоводным заводам, принадлежала именно "рыбным королям" - ЗАО "Гидрострой", ЗАО "Пеленга", ЗАО "Сахалинлизингфлот" и ряду других.
Напомним, что участники внеочередного съезда "Союза рыбаков Сахалинской области" еще в декабре 2012 года обратились к главе Минсельхоза с письмом, в котором утверждали, что рыбная отрасль Сахалина и Курил оказалась в руках "избранных" компаний. Хищнический лов тихоокеанского лосося, который практикуют "рыбные короли", ставит вид на грань не только экономического, но и полного биологического уничтожения, отмечали авторы письма.
По мнению председателя "Союза рыбаков Сахалинской области" Константина Тюкавина, в 2013 году передел водных биологических ресурсов Сахалина и Курил в пользу нескольких крупных компаний-монополистов продолжается. Десятки малых и средних рыбодобывающих предприятий Сахалина из-за решений чиновников и отраслевой науки могут прекратить работу – и, соответственно, обанкротиться, прогнозирует эксперт.