Реконструкция участка железной дороги между приморской железнодорожной станцией Хасан и северокорейским городом Раджин завершилась накануне 65-летия дипломатических отношений между Россией и КНДР. При запуске терминала в одноименном порту КНДР международный коридор "Восток – Запад" заработает в полную мощь, создав тем самым прямой выход грузов из АТР через Транссиб в западные регионы России и на европейское направление. Об открывающихся перспективах представителям российской и международной прессы рассказал глава РЖД Владимир Якунин, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
- С момента договоренности лидеров России и КНДР – Владимира Путина и Ким Чен Ира, то есть с 2001 года потребовалось достаточно много времени для того, чтобы согласовать сам проект. Его строительство завершено в течение 5 лет. Это была сложная стройка. Сложная и с точки зрения сопряжения технологий, которыми располагают российские и северокорейские железные дороги, и с точки зрения финансовой схемы. Но сегодня все работы уже выполнены. Теперь наша общая задача заключается в том, чтобы этот участок железной дороги, этот порт, этот терминал действительно стали пилотным проектом развития восстановленной Единой корейской транспортной магистрали, которая должна будет связать полуостров и страны, тяготеющие к этому региону, через территорию России с Европой. Уже сегодня есть конкретные предложения со стороны грузовладельцев, есть предварительные предложения и со стороны иностранных инвесторов. Мы уверены, что этот проект будет развиваться и дальше.
Справка: В ходе реконструкции на участке Раджин – Туманган была уложена совмещенная колея (1,52 тысячи мм и 1,43 тысячи мм) длиной 54 км. Уложены стрелочные переводы и дополнительные приемоотправочные пути. Реконструировано 30 искусственных сооружений (18 мостов и 12 водопропускных труб), проложено 50,4 км магистрального кабеля связи, 50,4 км оптико-волоконного кабеля, обустроено 50,4 км кабельной сети электронной системы счета осей. Выполнены работы по устройству наружного освещения и монтажу модулей постов электрической централизации и резервных дизель-электрических установок на ст. Туманган, Унсан, Сонбон и Раджин. Произведен капитальный ремонт трех тоннелей общей протяженностью 4,64 тысячи метров. Осуществлено строительство перегрузочного терминала в порту Раджин.
- Не пострадают ли из-за развития порта Раджин порты Приморского края?
- Этот вопрос может волновать только теоритически, так как и у нас есть крупнейшие производители угля, они же владельцы порта, например Посьета. Они очень заинтересованы в том, чтобы этот порт также мог принимать их грузы. Но у нас сегодня объем грузовой базы, тяготеющей к дальневосточным портам, значительно превышает их перерабатывающие способности. Поэтому эти теоретические беспокойства с практической точки зрения под собой основы не имеют.
У нового 480-метрового причала будут швартоваться по 2 грузовых судна , Фото с места события собственное. Автор фото: Ольга Кускова, PrimaMedia
- Сколько было инвестировано в данный проект? И когда появятся изменения в грузовой базе - пойдут контейнеры?
- Уже основные, самые большие инвестиции были сделаны. Это, конечно, инвестиции в реконструкцию железнодорожного участка Хасан – Раджин. Это более 5,5 млрд рублей. Еще 3,5 млрд рублей – это инвестиции в строительство портового терминала. Я думаю, теперь остаются расходы, связанные с дополнительным оборудованием и техникой, хотя погрузчики для угля уже заказаны, и они скоро появятся. А что касается ожидания транспортировки контейнеров, то здесь очень многое зависит от общей обстановки, но с точки зрения перспектив они весьма и весьма обнадеживающие.
- Какие еще проекты могут быть реализованы между РФ и КНДР?
- Самый большой проект, частью которого является участок железнодорожной магистрали Хасан – Раджин, это Транскорейская магистраль. В принципе, этот глобальный проект создания нового транспортного коридора. Я полагаю, что в этом направлении и государства будут работать, и железнодорожники тоже.
- В зоне Расон активно действует Россия, но не менее активен и Китай. Обсуждается ли какое-то трехстороннее сотрудничество - Россия-Китай-КНДР - в этом регионе?
- Не могу говорить за межгосударственные отношения, но отмечу, что мы находимся в тесном контакте и с нашими китайскими коллегами-железнодорожниками, и с северокорейскими. И подобные вопросы мы обсуждали.
- Когда порт достигнет намеченной мощности, и кто из иностранных инвесторов готов участвовать в расширении магистрали или строительстве терминалов?
- Что касается магистрали, то это дело железнодорожников, и оно выполнено под тот объем, который прогнозируется. Что касается потенциальных инвесторов, то это, прежде всего, инвестиции в развитие контейнерного терминала и участие в оперировании портом.
Справка: Порт Раджин — центр свободной экономической зоны Расон, универсальный перегрузочный комплекс навалочных грузов. Планируемый грузооборот комплекса должен составить 4 млн тонн угля в год на экспорт. Длина причалов 480 метров, глубина - 12 метров. Режим работы комплекса – круглогодичный, круглосуточный, трехсменный. При строительстве причала было уложено 3 тысячи тонн грунта, 5 тысяч кубов бетона.
- А какие сроки выхода на объем перевозки грузов в 4 млн тонн?
- Говорить об этом однозначно не получается, так как любой порт обороты набирает постепенно. Но полагаю, что при том объеме угля, который тяготеет к Дальнему Востоку, к региональным российским портам, полагаю, что в течение двух лет мы должны выйти на этот объем.
- А будет ли среди участников горнодобывающая компания "Мечел"?
- И "Мечел" в том числе.
- А еще кто?
- Поживем – увидим.
- А нефтеналивной терминал может появиться в порту?
- В перспективе да, может появиться. Мы проезжали законсервированный нефтеперерабатывающий завод недалеко от Раджина . Напрашивается вывод, что появление железной дороги может способствовать такому развитию бизнеса, но это уже не совсем по железнодорожной части.
"Законсервированный" нефтеперерабатывающий завод недалеко от Раджина, Фото с места события собственное. Автор фото: Ольга Кускова, PrimaMedia