По Владивостоку ходят упорные слухи о том, что перед ГИБДД города поставлена задача до начала сентября лишить водительских удостоверений как можно больше автовладельцев. Называют даже цифру "спущенного" сверху плана – 40 тысяч человек. И якобы нужно это для того, чтобы Владивосток встретил саммит более-менее свободным движением на городских улицах и выглядел цивилизованно, пишет газета "Золотой Рог".
Спору нет, пробки и заторы стали настоящим бичом Владивостока. Не помогают даже такие радикальные меры, как ликвидация трамваев и перевод части улиц краевого центра на одностороннее движение. Скептики говорят, что без строительства новых объездных путей с Эгершельда на Чуркин и Вторую Речку, по которым в обход центра можно вывести транзитный грузовой транспорт из морских портов, ничего не выйдет.
Но денег на это строительство нет. А город надо "зачищать" уже сейчас, ведь саммит затеян для привлечения в Россию потенциальных инвесторов из АТР, а что они скажут, увидев такие безобразия на дорогах? Если даже для обеспечения собственных интересов организация инфраструктуры оставляет желать лучшего, то каково будет отношение к людям и деньгам со стороны?
В общем, многие, не понаслышке знающие российский менталитет, соотечественники слуху о "репрессивном" способе зачистки поверили. Мы, в свою очередь, решили его проверить.
Нет дыма без огня
Опрошенные корреспондентом издания сотрудники ГИБДД в неофициальных беседах признали, что указание "сверху" о "зачистке" города к саммиту есть, однако оно носит неформальный характер и исходит якобы от самого Игоря Шувалова, который и курирует этот саммит. Однако выполнить пожелания первого вице-премьера, как посетовали гаишники, не так просто. Сотрудник ДПС на дороге может лишь остановить нарушителя и выписать протокол. Дальнейшую судьбу провинившегося определяет административная комиссия, а в случаях, когда речь идет о возможном лишении прав, – мировой судья. Таким образом, патрульные гаишники только обеспечивают эти структуры "заготовками".
С другой стороны, нарушители по "лишенческим" статьям традиционно представляют собой лакомый кусок для дорожных инспекторов: многие из них предпочитают "решить вопрос на месте". Поэтому, если нарушитель сумеет как-то "договориться" с инспектором, то у последнего нет особого интереса сдавать его в "фонд саммита".
"Лишенческими" в российском Кодексе об административных нарушениях являются ряд пунктов статьи 12 КоАП, где речь идет о таких правонарушениях, как езда в нетрезвом состоянии, превышение скорости, выезд на "встречку" и т.д. Пьяное вождение не предполагает альтернатив – за это полагается только лишение прав. Но по некоторым другим установлена "вилка" – могут лишить, а могут и оштрафовать. А в таком случае более-менее точную картину правдивости слуха о "зачистке" можно проверить по цифрам статистики.
Чтобы узнать, как мировые суды Владивостока используют эту "вилку", "ЗР" запросил информацию в управлении судебного департамента Приморского края. Нас интересовали данные по пунктам 2.2, 9.4, 10.1, 15,4, 17,2 статьи 12 КоАП.
Из полученного ответа следовало, что в 2011 году мировые суды Владивостока рассмотрели 3387 дел по этим статьям и 3001 человека подвергли наказанию. 2041 нарушитель отделался штрафом, а вот 960 водителей временно были переквалифицированы в пешеходов. Самым "щедрым" на штрафы оказалось нарушение правил движения через железнодорожные пути (1896 человек), а самым "лишенческим" – выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (884).
Но это статистика за прошлый год. Что же касается нынешнего, то тут судебный департамент дал нам лишь общую цифру – 1688 наказанных нарушителей за три месяца 2012 года. Подробный помесячный расклад, как оказалось, не предусмотрен формами статистической отчетности. Впрочем, и из этой цифры видно, что один только первый квартал этого года дал более 56% от всех прошлогодних нарушений, а ведь впереди еще 9 месяцев!
Вождение без правил
Таким образом, полученные изданием статистические данные могут косвенным образом подтверждать наличие у силовых ведомств некой неформальной инструкции по "зачистке" Владивостока от "излишних" водителей. О том, что такое возможно, говорят и жители других городов, где проходили подобные мероприятия международного масштаба. Автомобилисты Казани, к примеру, вспоминают о том, как в 2005 году, перед празднованием тысячелетия города, была аналогичная "зачистка": местная ГАИ тогда многих водителей сделала пешеходами.
Учитывая, что "вилка" "лишенческих" статей чаще всего предусматривает изъятие водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, а саммит АТЭС состоится в начале сентября, для владивостокских автомобилистов наступает самое ответственное и напряженное время.
А вот для тех, кто еще только готовится стать водителями, – курсантов автошкол, - это время уже наступило. Как сообщают источники "ЗР" в автошколах, сегодня сдать экзамен с первого раза во Владивостоке практически нереально – до 99% экзаменующихся уходят на второй, третий круг и далее. Успешно сдавших "теорию", где процедура экзамена более-менее прозрачна, непременно "валят" на вождении – здесь простор для придирок ничем не ограничен.
Из этой невеселой картины складывается двойственное впечатление: с одной стороны, и строгость в отношении нарушителей ПДД необходима, и контроль за качеством подготовки водителей ужесточить не мешает. Но вот методы, которыми эти цели достигаются, выглядят не слишком привлекательно. Какая-то нелепая кампанейщина в абсолютно топорном совдеповском стиле.
Как раннее сообщало РИА PrimaMedia, это не единственные меры, предпринимаемые в рамках саммита. Вывозом трудовых мигрантов из Владивостока займутся субподрядчики, привлекавшие на стройку иностранных рабочих, и силовики. Вопрос о выезде иностранных рабочих с острова Русский находится на контроле в Федеральной миграционной службе. И уже первые партии трудовых мигрантов завершили свою работу и отправились домой. Гости саммита АТЭС и жители Владивостока не увидят на дорогах города ни одной девушки легкого поведения. Их нещадно будут штрафовать - по 2,5 тысячи рублей, а также могут арестовать на 15 суток, которые жрицы любви проведут в изоляторе временного содержания.