В настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ заканчивает подготовку нового федерального закона "О промышленной политике", который, по мысли разработчиков, должен заложить основу для стабильного и долгосрочного развития российской промышленности в целом на ближайшие десятилетия. По мнению приморских экспертов, в канун принятия законопроекта нелишне напомнить обо всех возможностях старейшего судостроительного предприятия Дальнего Востока – ОАО "Восточная верфь", сообщает РИА PrimaMedia.
Проект федерального закона "О промышленной политике", который закладывает основу для стабильного и долгосрочного развития российской промышленности в целом, готовят сейчас специалисты Министерства промышленности и торговли РФ, сообщает "Российская газета". Уже в мае 2014 года законопроект должен быть представлен в правительство страны, а в июне - в Государственную думу.
В связи с подготовкой законопроекта, по мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, необходимо привести в действие государственную информационную систему сбора информации о состоянии производства. Другими словами, нужна полная картина промышленности в регионах, ориентированной на интересы потребителей и востребованной рынком, отмечает министр.
Напомним, что старейший судостроительный завод Владивостока – ОАО "Восточная верфь", недавно отметивший свое 62-летие, – является одним из немногих промышленных предприятий города, сумевшим сохранить в трудные постперестроечные времена, а после расширить и обновить основные производственные мощности и основные направления своей деятельности.
ОАО "Восточная верфь" активно выполняет оборонный госзаказ, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Владивостокский судостроительный завод (ВСЗ), который теперь носит название ОАО "Восточная верфь" изначально был одним из основных судостроительных заводов в Приморье, да и на всем Дальнем Востоке, - напомнил член Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край, генеральный директор ЗАО "Морская инженерная компания". Юрий Рыбалкин. – Ну а создавался он для строительства малотоннажных кораблей Военно-морского флота, таких, как военные катера, минные тральщики, изготовленные из немагнитных материалов. В советские времена, в 60-70-е годы прошлого столетия эти корабли строились большими сериями. И завод, в общем-то, был одним из ведущих предприятий малотоннажного судостроения в системе Министерства машиностроения СССР. Но в перестроечные годы количество выпускаемых боевых кораблей резко сократилось, и практически все заводы Дальнего Востока, ориентированные на оборонный заказ, понесли невосполнимые потери, в том числе "Восточная верфь".
Юрий Рыбалкин, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено ЗАО "Морская инженерная компания"
По мнению собеседника агентства, наличие госзаказов, которые позволяют использовать нынешние мощности предприятия вплоть до 2017 года, фактор обнадеживающий. Однако жизнь показывает, что ориентация только на оборонные заказы может привести к стагнации производства. Хорошим выходом из этого положения может стать подготовка к использованию заводских мощностей для строительства гражданского флота.
- Как известно, в 2017 году в России заканчивается использование распределенных квот на добычу рыбных ресурсов. В том же году начнется распределение новых квот среди рыбохозяйственных предприятий страны на очередной период, - напомнил Юрий Рыбалкин. – И где-то в течение года-двух должны быть приняты новые правила распределения рыболовных квот. Надеюсь, что государство, учтя ошибки прошлых лет, поставит пред претендентами непременные условия по обновлению флота. Думаю, что квоты будут распределяться среди компаний, обладающих реальным тоннажем рыбодобывающего флота. Поэтому в ближайшие год-два, по-видимому, начнется реальное размещение заказов на строительство качественно нового рыболовного флота.
Исходя из возможностей "Восточной верфи" (модернизированное производство, наличие высококвалифицированных кадров, хорошие трудовые традиции, положительный имидж предприятия), предприятие может наладить постройку рыболовецких судов. По расчетам эксперта, в ближайший период рыбаки Дальнего Востока могут быть заинтересованы в изготовлении порядка 100-150-ти малотоннажных судов для добычи морепродуктов в прибрежной и экономической зоне РФ (Японское, Охотское и Берингово море), способных перерабатывать 25-80 тысяч тонн морепродуктов в год.
ОАО "Восточная верфь" постоянно модернизируется , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia
- Тот, кто сейчас наладит массовое производство рыболовецких судов, тот будут в выигрыше, - отметил Юрий Рыбалкин. – И тут предприятие, имеющее опыт изготовления боевых кораблей, чьи характеристики близки к характеристикам малотоннажных рыболовецких судов, имеет все конкурентные преимущества. Ведь люди, работающие на "Восточной верфи" обладают той профессиональной подготовкой и навыками, которыми не обладают, например, сотрудники судоремонтных заводов. Я считаю, что в настоящее время "Восточная верфь" - завод, наиболее приспособленный для строительства рыболовецких судов в регионе.
По мнению собеседника агентства, вторым направлением, которое способен освоить завод, - постройка так называемых оффшорных судов, то есть судов, обслуживающих месторождения углеводородов, прежде всего мирового океана. Исходя из возможностей завода, "Восточная верфь" вполне может строить плавсредства вспомогательного флота по обслуживанию буровых платформ и т.д. (суда-спасатели, пожарные суда, суда обеспечения экологической защиты т.п.).
ОАО "Восточная верфь" обладает всеми мощностями для выполнения различных заказов, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
От РИА PrimaMedia заметим, что в свое время, представляя госпрограмму РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 гг.", в итоге утвержденную правительством РФ, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сказал: "Отечественное судостроение исторически было ориентировано на строительство военно-морской и сложной гражданской техники. Крупносерийные, в том числе пассажирские, гражданские суда строились всегда традиционно в странах СЭВ. Сегодня можно четко констатировать, что эта специфика российского судостроения должна сохраниться в обозримой перспективе. Необходима концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования, соответственно, транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей. Поэтому в госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши – это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение…
По мнению Заслуженного деятеля науки и техники РФ, почетного работника высшего образования РФ, профессора Геннадия Турмова, строительство малых рыболовецких судов может стать еще одним направлением деятельности ОАО "Восточная верфь". Тем более что в бытность предприятия Владивостокским судостроительным заводом на нем выпускались малые рыболовные сейнеры.
Геннадий Турмов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia
- В свое время мы разбазарили практически весь рыболовецкий флот, отдали много судов под удобные флаги, просто продали за рубеж, - напомнил собеседник РИА PrimaMedia. - Конечно, нам здесь, во Владивостоке, нужно строить корабли. И я говорю это не из-за ура-патриотизма. Пока не будет производства, пока не будет промышленности в любой отрасли, пока мы будем гоняться за отверточными технологиями, как это происходит сейчас, мы будем плестись в хвосте. Это даже доказательств не требует, это аксиома. Во всем лидерами быть невозможно, но в чем-то мы можем быть впереди. Например, в судостроении и судоремонте. Владивосток – город морской, с давними традициями в области судоремонта и судостроения.
К тому же не надо забывать, что судостроение и судоремонт, как сейчас принято говорить, обладают мультипликативным эффектом, то есть, подобно локомотиву, "тянут" за собой другие промышленные отрасли, отметил Геннадий Турмов.
Развитие судоремонта и судостроения, причем всех его видов, включая строительство крупных судов, поможет также воссоздать систему промышленной кооперации, которая когда-то существовала в Советском Союзе и, конечно же, может стать одним из векторов стабильного и долгосрочного развития российской промышленности.
Другими словами, именно судостроение может способствовать включению Приморья в систему промышленной кооперации РФ.
Напомним, одно из самых стабильных и инновационных предприятий Владивостока – ОАО "Восточная верфь" на протяжении многих лет успешно выполняет государственный оборонный заказ. И в настоящее время готово к решению новых задач по развитию военного кораблестроения в Российской Федерации.
Как сообщало ранее РИА PrimaMedia, одним из главных результатов модернизации завода, начатой в начале 2000-х годов генеральным директором "Восточной верфи" Игорем Ивановичем Мирошниченко, стало создание эффективной команды управленцев-профессионалов и высококвалифицированного рабочего коллектива. Сегодня на заводе трудится немало рабочих, имеющих средне-специальное, а то и высшее образование. На завод охотно идут молодые. Это говорит в первую очередь о том, что у предприятия есть будущее, сообщил главный инженер ОАО "Восточная верфь" Анатолий Дороговцев.