ОАО "Восточный Порт" является ключевой точкой в экспорте каменного угля из Кузбасса в страны АТР. Именно здесь заканчивается путь полезного ископаемого по железной дороге и начинается – по морю. Грузооборот одной из крупнейших стивидорных компаний в России в прошлом году достиг почти 22 млн тонн угля, но по прогнозам, объемы будут только увеличиваться. Корреспонденты РИА PrimaMedia посетили специализированный Угольный комплекс "Восточного Порта", обрабатывающий 80% от всего грузооборота стивидорной компании.
- Основным грузом, проходящим через "Восточный Порт", является уголь из Кузбасса. Он поступает к нам по железной дороге и отправляется на экспорт морским путем. То есть именно здесь происходит разгрузка вагонов и погрузка угля в трюм судна. Основные грузополучатели – Китай, Япония и Республика Корея, - рассказал стивидор – начальник смены Владимир Ченцов.

Уголь идет по конвейерным лентам. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Вагоны, груженные углем, до того, как попасть на территорию "Восточного Порта" проходят через пол-России – этот путь занимает 10-14 суток, - поэтому важно провести анализ груза – перед погрузкой судов берется проба угля на качество.

Работник "Восточного Порта". Фото: Автор фото: Александр Хитров
"Мозгом" "Восточного Порта" является центральный пульт управления, который запускает все маршруты и всю погрузочно-разгрузочную технику на территории стивидорной компании. В "Порту" стоит 68 камер, изображение с которых транслируется на ЦПУ. Это позволяет в круглосуточном режиме следить за тем, что делается на каждом из участков.

Центральный пульт управления. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Специализированный Угольный комплекс изначально не предполагал выгрузки угля грейферным способом – вагон заходит на станцию обработки вагонов, в вагоноопрокидывателе его с двух сторон зажимают и переворачивают. Так уголь опрокидывается в бункера, расположенные на глубине под железнодорожными путями, и дальше идет по конвейеру на склад под открытым небом. Порожние вагоны формируются в составы и отправляются за новым грузом.

Вагон, груженный углем, за мгновение до опрокидывания. Фото: Автор фото: Александр Хитров
По словам Владимира Ченцова, "Восточный Порт" - единственный порт на Дальнем Востоке, где разгрузка вагонов происходит круглосуточно и круглогодично.
- Станция, где находятся вагоноопрокидыватели, оборудована системой додрабливания смерзшегося угля и защищена от ветра. Это и дверки, которые закрываются за вагоном, въехавшим на разгрузку, влияет и на экологию – угольная пыль при опрокидывании вагона не покидает станцию, - отметил собеседник агентства.

Станция обработки вагонов. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Вообще "Восточный Порт" - экологически ответственное предприятие. Кроме того, что предприятие расположено в промзоне, что позволяет минимизировать влияние на жилые районы, здесь есть целый отдел, который следит за состоянием окружающей среды – постоянно берутся пробы воды и воздуха. Станция с вагоноопрокидывателями оборудована новыми пылеуловителями, а на открытых складах постоянно работают оросительные системы.

Оросительная система в действии. Фото: Автор фото: Александр Хитров
На погрузочные конвейерные ленты уголь поступает со склада с помощью специальных устройств, реклаймеров, которые одновременно напоминают мельницу и строительный кран. Кстати, одновременно на складе может находиться 600 тысяч тонн угля, а с введением третьей очереди строительства "Восточного Порта" (в планах – до 2017 года) эта цифра увеличится еще на 800 тысяч.

Работа реклаймеров. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Со склада уголь поступает прямиком на суда, которые стоят на причале. Сегодня на территории предприятия функционируют четыре причала – на универсальном производственно-перегрузочном комплексе и пирс, который включает два причала на Специализированном Угольном комплексе. Судопогрузочные машины могут одновременно загружать уголь на два крупных или четыре относительно небольших судна. Большим считается судно, которое может взять себе на борт 150-160 тонн угля. Кроме того, с вводом третьей очереди строительства на территории появится еще два причала.

Крупнотоннажные суда не могут зайти в Находку или во Владивосток по причине недостаточных глубин. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Глубины Восточного порта достигают на фарватере 22 метров, что позволяет ставить к причалу крупнотоннажные суда, которые не могут зайти в Находку или во Владивосток как раз по причине недостаточных глубин.

Одновременно идет отгрузка угля на два судно. Фото: Автор фото: Александр Хитров
Еще один важный этап, который проходит уголь на территории "Восточного Порта" - очистка его от металла. Это происходит в шести или семи точках. На Специализированном Угольном комплексе находятся 22 магнитных сепаратора и четыре магнита. Они избавляют уголь, который отправляется на экспорт, от металлических примесей. Расположенные как поперек конвейера, так и вдоль него магниты притягивают металлические предметы, а скребок сразу отгружает их в отдельные емкости.

"Восточный Порт" - ключевая точка в экспорте угля из Кузбасса в страны АТР. Фото: Автор фото: Александр Хитров
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Восточный Порт" в Находке назван лучшей стивидорной компанией России 2014 года
Грузооборот портов Находки растет
"Восточный Порт" стал компанией года, победив в приморской Бизнес-Премии-2014